MiCA: крипторегулирование в Европе

MiCA - это главный закон в европейском крипторегулировании, который был принят этой весной. В частности, он обязывает эмитентов стейблкойнов обеспечивать свой токен резервами, а также, публично раскрывать информацию об активах. Однако, мы сегодня разберем четыре темы, связанных с MiCA:
1. Что не попало под регулирование MiCA?
2. Какие новые категории токенов вводит закон?
3. Новые правила лицензий для поставщиков услуг криптоактивов CASP.
4. Travel rule: что это?

Что не попало под регулирование MiCA?

Не все активы подпадают под действие Регламента MiCA. В частности, Регламент не распространяется на:

  • NFT
  • финансовые инструменты, депозиты (включая структурированные депозиты),
  • ипотечные кредиты в форме ценных бумаг, продукты страхования и договоры перестрахования
  • пенсионные продукты и схемы социального обеспечения.

Все эти активы регулируются уже существующем законодательством и MiCA не вносит никаких изменений в регулировании

Какие новые категории токенов вводит закон?

При этом без поля для регулирования MiCA не остался и ввел три 3 категории токенов:

  • utility-tokens (служебный токен, токен криптоэкосистемы)
  • e-money или EMT (токены электронных денег)
  • ART (токены, с привязкой к активам).

Принципиально новые категории - это e-money (EMT) и ART.

ART?

Главная отличительная черта такого токена - строгая привязка токена к любому “стабильному” активу, например к золоту или фиатной валюте, и возможность пользователя в любой момент обменять токен на этот актив. Для выпуска такого токена необходима лицензия и пул резервов тех активов, к котором осуществлена привязка.

EMT?

E-money tokens (EMT) - токены электронных денег, также новая категория, введенная MiCA. EMT - криптоактивы, это, в первую очередь, платежное средство для стабилизации своей стоимости за счет ссылки только на одну фиатную валюту. Функция таких криптоактивов очень похожа на функцию электронных денег.

Новые правила лицензий для поставщиков услуг криптоактивов CASP

С вступлением в силу MiCA оказывать услуги виртуальных активов (в MiCA — услуги криптоактивов), или VASP, вправе:

  • поставщики услуг криптоактивов (CASP, аналог VASP);
  • ряд участников финансового рынка (например, кредитное учреждение), получившие разрешение на ведение такой деятельности.

С 30 июня 2024 года для работы этим организациям нужно получить лицензию, если их деятельность связана услугами:

  • функционирования биржи;
  • проведения консультаций, связанных с криптоактивами;
  • управления портфелем;
  • хранения и администрирования криптовалюты от имени клиентов; обмен;
  • заказа и перевода криптоактивов от имени клиентов;
  • размещения криптоактивов.

Для поставщиков таких услуг MiCA устанавливает ряд требований, среди которых:

  • наличие зарегистрированного юридического лица или ведение деятельности без его образования, но при условии, что организационно-правовая форма обеспечивает уровень защиты третьих лиц, эквивалентный уровню юридического лица;
  • наличие зарегистрированного офиса в ЕС, где осуществляется хотя бы часть оказываемых услуг;
  • наличие хотя бы одного директора-резидента;
  • уставной капитал в размере от 50 000 до 150 000 евро.

В отношении CASP также установлены пруденциальные требования, требования к механизмам управления, хранению криптоактивов и средств клиентов, процедур рассмотрения жалоб, выявлению и раскрытию конфликтов интересов.

Если CASP имеет в ЕС в среднем не менее 15 миллионов активных пользователей за один календарный год, то он признается крупным и попадает под ужесточенные требования.

Одной из основных проблем для поставщиков услуг всегда являлась ограниченность соответствующей лицензии территорией одного государства, в то время как сама деятельность выходит за его пределы. Значимым нововведением MiCA является возможность получить разрешение вести деятельность на всей территории ЕС при условии получения лицензии лишь в одной из стран-участниц. Так, получив статус CASP, поставщик услуг просто уведомляет регуляторы других стран ЕС и имеет право начать оказывать услуги по истечении 15 дней со дня уведомления.

Travel rule: что это?

Как это часто бывает под капотом одного закона скрывается несколько. То же случилось и с MiCA, ведь вместе с ним был принят закон о контроле транзакций, который по своей значимости не уступает MiCA. Но что это за закон? Разбираемся.

Дело в том, что особенности технологии блокчейн требуют поиска новых решений для обеспечения ее соответствия законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) (на данный момент, криптовалюта один из самых популярных способов “отмыва”).

Одним из таких решений является Travel Rule. И нет, речь не о том, что все криптопользователи должны путешествовать) Travel Rule заключается в сборе финансовыми учреждениями, поставщиками услуг виртуальных активов требуемой и точной информации об отправителе и получателе транзакции и обмен ею с контрагентами во время или до транзакции.

Travel rule устанавливаются ряд правил для поставщиков услуг виртуальных активов, среди которых:

  • До начала транзакции поставщики должны осуществить обмен информацией, включающей в себя имя отправителя и получателя, адрес криптовалютного кошелька отправителя и получателя или идентификационный номер транзакции.
  • Если сумма транзакции превышает 1000 евро/транзакция связана с иной, превышающей 1000 евро транзакцией, то обмену подлежат также адрес отправителя, номер документа, подтверждающего его личность, его идентификационный номер клиента или дата и место рождения.

Требования обмена информации не будут применяться только в двух установленных случаях:

  • отправитель и получатель являются поставщиками услуг виртуальных активов, действующие от своего собственного имени;
  • P2P-платежи без участия посредника-поставщика.

Обмен информацией обязателен вне зависимости от суммы транзакции. Если сумма транзакции превышает 1000 евро, поставщики обязаны проверить владение криптовалютным кошельком пользователями до совершения транзакции.

Заключение

MiCA - это показательный пример того, как грамотная законодательная инициатива может позволить из отстающего игрока крипторынка (ЕС по сравнению с Азией и США) стать лидером отрасли. Прямо сейчас MiCA - главный ориентир в мировом крипторегулировании, который особенно выделяется на фоне неуклюжего регулирования США. И нельзя сказать, что в штатах не знают об этой проблеме. Так, комиссар SEC Хестер Пирс недавно заявила:

“Мы стреляем себе в ногу из-за отсутствия хорошего режима регулирования в США”

комиссар SEC Хестер Пирс

При этом, Пирс не очень оптимистична касательно перспектив сокращения регуляторной неопределенности в США. В феврале 2023 года комиссарка призвала Конгресс ускорить разработку нормативной базы криптовалют. Возможно, таким законопроектом станет Lummis-Gillibrand Responsible Financial Innovation Act - американский брат европейского MiCA.

Однако, тянуть американскому законодателю не стоит, ведь чем дольше США будет оставаться в состоянии “регуляторного голода”, тем выше риск того, что они потеряют инновационную криптотрасль и бизнес уйдет в другие юрисдсикции.

Начать дискуссию