Кто управляет рынком криптовалют? Часть 2

Привет. Меня зовут Денис Прусский. В крипте с 2016 года. Пишу о ней в своем телеграм канале.

Чтобы не повторяться речь пойдет про маркетмейкеров. Рекомендую если только открыли статью прочитать сначала первую часть, а потом эту. И на телеграм подписаться это само собой)

Маркетмейкеры работают по принципу «покупай дешевле, продавай дороже».

Звучит примитивно, если не учитывать, что торги по некоторым инструментам в нагруженные часы идут со скоростью десятки тысяч операций в секунду.

Чтобы успевать за таким бешеным темпом торгов, маркетмейкеры используют специальные алгоритмические программы, которые отслеживают сотни параметров и много раз за секунду пересчитывают прогнозные цены.

Это позволяет, с одной стороны, давать на рынок ликвидность, а с другой — не обанкротиться.

Но даже сложные торговые роботы не всегда помогают — иногда торги идут слишком быстро, из-за чего они не успевают с расчётами, и иногда алгоритм ошибается с направлением цены.

Плюс во время сильной волатильности маркетмейкер часто пытается ее загасить, из-за чего он, фактически, сжигает деньги.

Поэтому лучший рынок для маркетмейкера — это ненавидимый трейдерами боковик, когда цена незначительно колеблется возле одного уровня, или постепенное снижается/повышается.

А вот дни с сильными движениями, наоборот, могут вогнать маркетмейкера в убытки.

То, что скрыто за кадром.

Обычные участники любого рынка анализируют его состояние горизонтально: смотрят на историю изменения цены, ищут паттерны, уровни поддержки и сопротивления, используют индикаторы — все, чтобы вычислить точки входа и выхода, которые, вероятно, обеспечат прибыльную сделку.

Маркетмейкеры видят рынок вертикально и знают все характеристики «биржевого стакана»: где расположены отложенные ордера, какие стоп-лоссы и тейк-профиты установлены у текущих сделок, как распределены объемы.

Проще говоря, обычные участники рынка знают то, что уже случилось, а маркетмейкер — то, что произойдет.

В теории это знание нужно, чтобы оптимальным образом выставить цены покупки и продажи, а также для правильного определения объемов заявок.

Но на практике его можно использовать и для того, чтобы толкнуть цену в нужную маркетмейкеру сторону.

Вот одна из схем, по которой маркетмейкеры двигают цену:

1) Маркетмейкер анализирует «биржевой стакан» и определяет уровень, на котором скопилось много стоп-лоссов.

2) Он оценивает объемы отложенных ордеров (всех заявок трейдеров на покупку/продажу активов по достижении ими определенной цены).

3) Если навес из стоп-лоссов большой, а объем встречных заявок незначительный, то маркетмейкер определяет уровень, с которого ему нужно толкнуть цену для ее захода в район кластера (большого скопления) стоп-лоссов.

4) На целевом уровне он размещает большую заявку, направление которой совпадает с направлением движения цены (если цена идет вниз, то заявка будет на продажу, если вверх, то на покупку). Когда цена доходит до этого уровня, заявка срабатывает и толкает цену в область скопления стоп-лоссов.

5) Каскадное срабатывание стоп-лоссов обеспечивает резкое движение цены, маркетмейкер закрывает сделку с огромной прибылью, криптотрейдеры подсчитывают убытки.

Сложно и непонятно? Тогда приведем пример.

Представьте себе, что вы маркетмейкер и знаете во всех деталях текущий стакан биткоина на крупной бирже.

Допустим, цена понемногу ползет вверх, и вы видите много стоп-лоссов в районе 20 000 долларов. При этом покупателей по этой цене немного.

В этом случае вы можете на уровне в 19 800-19 900 долларов войти в рынок большим объемом на покупку.

В этом случае вы выкупите все встречные ордера (их объем вы знаете), и цена проскользнет к уровню в 20 000 долларов.

У трейдеров срабатывают стоп-лоссы, биткоин скачкообразно дорожает — скажем, до 20 300 долларов, и вы закрываете сделку, получив по несколько сотен долларов прибыли на каждой монете.

По идее, от создания разброса волатильности и должен защищать маркетмейкер, но вы же не можете бороться сами с собой, правда?

И таких схем для манипуляции рынком много. Это не только пробой кластеров со стоп-лоссами, но и создание ложных сигналов на графиках, отработка новостей, внедрение своей новостной повестки.

Такие методы используют даже официальные маркетмейкеры на зарегулированном фондовом рынке — если не сильно жадничать и правильно все рассчитать, то злоупотребление положением поставщика ликвидности практически невозможно доказать.

Известно только несколько случаев, когда маркетмейкеров ловили за руку, и все они опирались либо на показания свидетелей, либо на данные прослушки.

Поэтому о криптовалютных «китах» не стоит и говорить — они действительно охотятся за кластерами со стопами трейдеров.

Но есть несколько тонкостей:

1. Маркетмейкеров интересуют только большие скопления стоп-лоссов. Если одномоментное закрытие ордеров не обеспечит хорошее движение цены, то этим просто нет смысла заниматься. А такие кластеры возникают далеко не каждый день и даже не каждую неделю.

2. Рынок должен реально идти против трейдера, если речь о популярной криптовалюте. Лишь у немногих маркетмейкеров хватит ликвидности, чтобы хотя бы ненадолго развернуть тренд.

3. Крупные криптобиржи стараются ограничивать такую активность, чтобы сохранить лояльность клиентов. В этом случае отсутствие регуляции играет на пользу — биржа может отказать в обслуживании любому клиенту, в том числе и «киту».

Так что на практике масштабы манипуляции рынком невелики.

Подавляющее большинство криптотрейдеров со сработавшими стоп-лоссами и ликвидированной позицией — жертвы собственных неправильных расчетов и попыток игры против рынка.

Официальные маркетмейкеры, у которых есть договор с какой-то биржей, на крипторынке появились совсем недавно.

Например, это трейдер Cumberland, который сотрудничает с Binance. Кроме того, есть Jump Crypto — подразделение торгового гиганта Jump Trading, который специализируется на алгоритмических и высокочастотных стратегиях.

Но компания Jump Crypto больше ориентирована на выкуп долей в криптовалютных проектах, поэтому ее нельзя назвать классическим маркетмейкером.

Также специфика криптовалютного рынка превращает в маркетмейкера любого крупного игрока.

Прежде всего, это создатели криптовалют, которые владеют огромным количеством монет.

Например, загадочный разработчик биткоина Сатоши Накомото, по некоторым оценкам, может владеть более чем одним миллионом BTC. Это больше 5% от всех монет, которые могут в принципе существовать в мире.

Состояние условного Сатоши Накомото позволит (или позволяет) ему манипулировать ценой биткоина в очень широких пределах, если он того захочет.

Наконец, есть крупные инвестиционные фонды, которые интересуются криптовалютой для диверсификации своих активов.

Их финансовые возможности настолько велики, что даже долей процента от капитала хватит, чтобы сильно сдвинуть рынок.

В частности, интерес к криптовалютам уже проявил BlackRock — крупнейший в мире инвестиционный фонд, который управляет активами свыше 10 триллионов долларов.

Для понимания: объем торгов биткоином за весь 2021 год — 13,1 триллион долларов.

Продолжение следует...

Кто управляет рынком криптовалют? Часть 2
3.6K3.6K показов
584584 открытия
11 репост
Начать дискуссию