Соцсети становятся основной платформой продаж для малого бизнеса

Мы в dentsu Russia работаем с крупнейшими брендами и хорошо понимаем, чем живет крупный бизнес и его конечные потребители. При этом малые предприятия являются важным индикатором и драйвером экономики, а также крупным рекламодателем в сегменте performance (а он двигатель всего рекламного рынка).

В статье делимся нашим исследованием малого бизнеса и основными инсайтами, которые помогли нам лучше понять этот сектор.

Контекст

Наша группа реализует инициативы для развития цифровой экономики равных возможностей. Одна из них — глобальная программа поддержки женского предпринимательства Female Foundry. Мы готовили ее к запуску в России на 2021 год, и нам нужны были знания о том, что из себя представляет женский бизнес.

Для этого мы опросили более 200 предпринимательниц совместно с Сообществом PRO Женщин. Так как 90% нашей выборки как раз относилось к малому и микробизнесу (годовой оборот не более 5 млн рублей), то получился срез по настроениям и запросам небольших компаний.

Кратко

  • Более половины владельцев малого бизнеса запускали его без стартового капитала. За поддержкой к банкам, инвестиционным фондам и государству обратились менее 5%.

  • До 40% продаж опрошенных компаний приходится на онлайн. 2/3 используют для этого социальные сети.

  • Предпринимательницы запускают проекты в основном для женской аудитории, для них также важна социальная миссия их бизнеса.

Подробно

Зачем женщины создают бизнес

Согласно результатам опроса, большинство предпринимательниц нацелены не только на финансовую выгоду, но и пользу, которую могут принести обществу. Эмоциональные факторы, а также возможность помогать другим — среди ключевых преимуществ своего дела, которые отмечали респонденты.

В женском бизнесе оказалось очень сильным влияние комьюнити. Товары и услуги ориентированы в первую очередь на представительниц своего гендера. Это соотносится с основными категориями, в которых женщины запускают свои проекты.

22% опрошенных владеют бизнесами в сфере образования, психологии и личностного роста, 9% — товаров и услуг для мам, 8% — красоты, косметики и средств по уходу за собой, еще 8% — одежды и аксессуаров.

С какими сложностями сталкиваются

Малый бизнес чаще всего запускается либо вообще без инвестиций, либо на собственные сбережения. На старте предпринимательницы не сильно рассчитывают на внешнюю поддержку.

54%

указали на отсутствие стартового капитала

Еще 14% вложили собственные сбережения, 11% нашли финансирование у родственников, 10% получили финансовую поддержку от супруга или партнера и 3% от друзей.

Лишь 4% обратились в финансовые институты и банки, еще 2% в инвестиционные фонды и к бизнес-ангелам. Государственными субсидиями и другими видами поддержки со стороны государства, фондов и НКО воспользовался только 1% опрошенных.

Еще одна трудность — это необходимость совмещать бизнес и заботу о семье. Женщины говорили, что столкнулись с высоким уровнем ожиданий со стороны партнеров, родственников и общества в целом. Им приходится делить свое время, физические силы и эмоциональную энергию, тогда как мужчина-предприниматель может полностью отдать себя бизнесу.

Какая мотивация и запросы

У предпринимательниц большой запрос на образование и поддержку комьюнити. Более 40% отметили важность вдохновляющих примеров перед глазами и постоянного доступа к тренингам. Больше всего предпринимательницы хотят учиться маркетингу и развитию команды.

60%
хотели бы иметь рядом ментора, с которым можно обсудить вопросы по бизнесу

Как используют цифровые технологии

Предпринимательницы открыты к технологиям и активно их используют. Более половины опрошенных продают свои товары как офлайн, так и онлайн (и на этот канал приходится до 40% продаж).

2/3
используют социальные сети как канал продаж

Логично, что из всех инструментов продвижения отдают предпочтение рекламе в социальных сетях. Промо постов и бизнес-аккаунтов делают 72% респондентов. 59% вкладываются в таргетированную рекламу, 36% — в поисковую, 27% — в блогеров и лидеров мнений, 25% — в офлайн-форматы.

SEO-оптимизацией сайта и продвижением на маркетплейсах занимаются только 5% и 4% соответственно.

Во время пандемии цифровые бизнесы оказались наиболее устойчивыми. Около четверти предпринимательниц даже отметили позитивное влияние кризиса. 62% начали продавать больше товаров и услуг онлайн. На ближайший год треть предпринимательниц планируют расширить продажи и рекламу в интернете.

Выводы

Исследование помогло нам не только лучше понять малый сектор экономики, но и сформировать программу Female Foundry в России (стартовала 19 апреля, подробности в статье):

  • Предпринимательницы чувствуют нехватку знаний, особенно в рекламе и цифровом маркетинге — мы сделали на них акцент в тренинговой части

  • Нам стало очевидно, что делать шаг от теории к практике непросто, но может помочь ментор. Поэтому отдельно выделили стрим менторской поддержки и привлекли менторов из топ-компаний.

  • Часто у предпринимательниц рядом нет поддерживающего окружения. Чтобы наши участницы стали друг для друга надежным плечом и поддержкой, мы решили фокусироваться на построении комьюнити.
2424 показа
222222 открытия
Начать дискуссию