Как писать текст: на примере стикеров в московском метро

В вагонах московского метро вы увидите два вида одной и той же по смыслу наклейки. Только текст на первой — булшит, а на второй — кайф.

Первая наклейка написана сложным языком, которым оформляют объявления у каждого подъезда. И из-за канцеляризма их невозможно читать.

Текст второй — понятный и доступный. Он написан для людей. Дизайнер подумал шире и указал ту информацию, которая даёт ощущение заботы городской среды о пассажире.

Первая наклейка ставит перед фактом, вторая — объясняет и помогает.

Часто дизайнеры забивают на текст: усложняют, не вычищают лишнее и не добавляют нужное. Из-за этого появляется текст, который ставит в ступор.

Поэтому важно помнить, что задача текста быть информативным, понятным, ёмким и человечным.

0
112 комментариев
Написать комментарий...
Georgy Borisov

а мне больше слоники нравились. сразу было ясно что мне пиздец

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Катрук

А помните, в самом начале этой информационной программы был до ужаса вымудренный текст....  " При индикации над дверьми сигнала красного цвета, немедленно" ... И т.д. Я когда прочитала, навсегда запомнила первую строчку.  И тогда уже задала себе вопрос. Скоро ли поймут, что надо с людьми по простому разговаривать.... 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Викторович

Но это понятно только парням)

Для девушек нужно другое объявление. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Эмин Султанов

когда дизайнер прочитал книгу Ильяхова  "ПИШИ, СОКРАЩАЙ"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Shoo

Я сначала подумал, что это прям цитата из П,С!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Kot Chernov

Самое забавное, что Ильяхов недавно говорил, что работал вместе над проектом с метро. Так что может быть тот случай, когда Ильяхов и написал.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Первая наклейка: сразу бросается в глаза что посадка запрещена, хотя никто не будет читать почему.

Вторая наклейка: какая то картинко (максимально всратая что за говно палки летят вокруг нее непонятно) и безликий текст внизу который читать не будет вообще никто и никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov
Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Наши матери в шлемах и латах

бьются в кровь о железную старость, 
наши дети ругаются матом, 
нас самих почти не осталось... 

 А мы могли бы служить в разведке, 
мы могли бы играть в кино!...
Но мы как птицы садимся на разные ветки 
и засыпаем в метро. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bobko

Обе картинки одинаковы, никакой полезной информации не несут. Автор сам себе придумал стандарты, сам их обсуждает 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шиховец

Первая читается быстрее, вот только смысл же считывается неправильный - бросая взгляд на крупный шрифт словил только "Посадка запрещена" (то есть вообще... постоянно)

"Внимание", как и "уважаемые", "настоятельно просим" - канцеляризмы, которые не несут практического смысла в таких текстах.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Цветочек Господства

Пассажир уже сел на поезд. Видит любую из этих наклеек и понимает, что посадка запрещена при мигающем красном. "Ой, а я при мигающем красном зашёл. Значит, я нарушил. Выйду, пожалуй, как бы мне за это не попало".

Быстро выходит, его, конечно, прищемляет дверями и кровь-кишки по платформе.

Вот такая забота от городской среды.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Шёл медведь по вокалу, сел в поезд и нарушил

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov
его, конечно, прищемляет дверями и кровь-кишки по платформе.

Это если двери с лезвиями...
Кстати, в этом случае и стикеров никаких не надо. Все сами станут аккуратными.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
vic buynoff

))))))))))  Просто гений позитива.

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

А мне первая понятнее и доступнее

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Ага. Посадка запрещена - ну ок, понял, принял,  езжу исключительно на авто

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Tari S

Ещё очень часто вижу в первом варианте дизайна объявления для детей, 
а-ля "ФСГУП АБВГД Москвы предупреждает: дети, не сообщайте свой адрес в интернете! " , наклеенные на уровне глаз взрослого, мелким шрифтом. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Так они и не для детей. Для взрослых. Для отчетности :)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Не сказал бы что второй текст лучше в плане выполнения своей функции (информационной) - на мой взгляд он хуже.

Но при этом второй текст гораздо лучше воспринимается в контексте общего окружения, среды. Если первый тебе в лицо тычет жестким указанием "хальт! шрифф хойт, руки по швам, налево шаг марш!!", второй - как бы дает дружеский совет, создает позитивное окружение - примерно как общественные пространства на площадях. В Москве второй вариант уже может работать. В России - увы, пока только первый широким массам будет понятен.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Действительно, прочитал через телеграфный интирнет ваш комментарий в своей глубинке и ничего не понял...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Демидов

Да-да, за мкадом жизни нет, одни дикие племена.

Ключевая разница в том, что на первой наклейке выделен текст "Внимание ... посадка запрещена". "Что значит запрещена? Я сюда посмотреть на поезда пришел? Оп,ть гении тизеров."

В то время как на второй - четко и по делу, что и когда запрещено. И более мелким шрифтом пояснение для интересующихся.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Вот только толку нет ни от первой, ни от второй, поэтому спор и аргументы чисто внутрицеховые. 

В реальности многие люди, увидев красный мигающий свет, начинают ускоряться, чтобы успеть запрыгуть. Потому что если спешишь, то тебе пофигу на наклейки. Та же ситуация со светофорами. Но в метро, в отличие от дороги, низкие риски - двери не настолько тугие, чтобы захватить и потащить как волка в "Ну, погоди". Многие пассажиры, стоящие у дверей, придерживают их, чтобы помочь тем, кто вбегает.

Чтобы отучить людей от этого, нужен какой-то другой стимул-якорь, возможно, аудиальный, вроде крика назгула или вой сирены.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Amelin

Со слониками крутая идея!  Может тут уже кто отписался из окбумеров) Но в доисторические времена надпись "не прислоняться" круто затиралась до надписи на левой двери "слон ты", а на правой "не слон я". Вот, думаю, что оттуда ноги креатива)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kurilov

Хм, а у меня с мультом про крокодила ассоциация была всегда

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Вкусовщина. Первый текст мне кажется вполне информативным, понятным, ёмким и человечным. И лаконичным - смысл читается при беглом взгляде. Второй текст разнесен аж на 4 смысловые нагрузки, можно было бы расписать и в стиле "Война и мир" Толстого на несколько томов, но зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Дё

Дизайн ради дизайна. Тот момент, когда нужно оправдать потраченное время на просто другую интерпретацию своего видения. Поэтому второй вариант это буллщит. А первый от самого боженьки.
Хотя по мне первый гораздо лучше. Для меня восприятие "строгого текста" не проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Пронин

"Мигает красный - посадка запрещена" - очень правильное сообщение, сама суть, так сказать. Если акцент на нем делать, то восприятие объявления будет лучше. Второй дизайн поэтому понятнее. Остальные элементы дизайна и надписи вторичны.

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Что значит - запрещена? Что за чиновнические манеры все подряд запрещать? А если все-таки произвел посадку - штраф или уголовка? 

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Андрей Солозобов

При мигании красного сигнала
ВХОДИТЬ ОПАСНО!

Думаю такая надпись была бы более действенна на целевую аудиторию.
Запрет - это вызов.
А опасно - это забота и информирование пассажира.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"ВХОДИТЬ ОПАСНО" - любителей опасного только раззадорит.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артур Перепелкин
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Обе не очень

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шипин

Мне кажется, что это не задача дизайнера. Решение о том какой текст будет в наклейке принимается связкой проектный менеджер - копирайтер. 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Sidorets
Автор

Александр, согласен. На моей текущей работе тексты пишут UX-редакторы, а не дизайнеры. Такая связка отлично работает: каждый делает то, что должен. А на прошлой за текст отвечали дизайнеры, а редакторов не было из-за ограниченного бюджета проекта. Поэтому приходилось изучать правила сильного текста самостоятельно. Эта заметка написана как раз для тех, у кого под рукой нет редакторов, которые подхватят и напишут внятный текст.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Кто дизайнил вторую картинку? Хочу работы посмотреть. Интересно стало.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Sidorets
Автор

Думаю, что кто-то из студии Лебедева. Точно сказать не могу)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Владислав Ключка

Если не ошибаюсь дело рук "Бюро Горбунова". Они специализируются на этом. Максим Ильхов  автор книги "Пиши, сокращай" тоже приложил к этим табличкам руку, т. к. Рработает с бюро. "Булшит'" употребленое автором этой статьи, короное слово Ильяхова.

Книга Ильяхова крутая. Спасибо ему за нее. Её не обязательно покупать все есть у него на блоге. Книга мне помогла очень, но это совсем другая история.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexander Mitryashkin

Аксиома Эскобара же в действии

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Cherkashova

Один из первых вариантов текста - вот, где полный булшит: «при прерывистый индикации сигнала красного цвета над дверным проемом посадка закончена»

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

"Смотри, мигает красная лампочка - не заходи в дверь!" - как такой копирайтинг?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

Если б ты знал, сколько идиотов в Японии...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Homo Sapiens

Вот он, герой нашего времени, инфантил, не способный понять предложение из 9 слов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Андреева

Вторая наклейка, может, и информационно доступная, но сделала не по брендбуку. Также она свёрстана на коленке, визуальные акценты расставлены неправильно. Большая масса давит на меньшую. Ну, что за халтура? 

На первой идём Внимание -> посадка запрещена -> понятная картинка. Если в массе мозг анализирует то, сначала картинка, потом Посадка запрещена. Всё, этого достаточно. 
Мозг уже обработал информацию, визуально всё ясно. Текст просто поясняющий, его читать необязательно. На второй текст больше внимания привлекает, но выглядит, как художественный. Человек потеряет время, читая его. Выйти или войти не успеет.
И да, текст пишет не дизайнер, а копирайтер или менеджер проекта. Дизайнер его завёрстывает, смотрит, чтобы ничего не слетело.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

На самом деле оба текста лажовые. А более всего неприятно слово "запрещено" - совковый канцеляризм, который до сих пор в ходу. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Андреева

Для дизайнера не важно какое слово, это важно для копирайтера. Автор статьи упорно использует термин "дизайнер". Поэтому я бегло разобрала с точки зрения дизайна, только и всего.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Что примечательно, Ильяхов с ними уже общался год назад:

1.  https://t.me/glvrdru/1090
2. http://maximilyahov.ru/blog/all/redaktorvmetro/

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Sidorets
Автор

Ого, не знал об этих статьях. Спасибо, что поделились.

Ответить
Развернуть ветку
Andy

Кратко и моооощно! Зачетная статья, ура:)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kir

грамматические зануды - вместо двоеточия после "Дождитесь следующего поезда" не лучше ли поставить запятую?

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

не лучше. ) ибо первое разъясняет второе. 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Митигация" инженерных косяков на новых вагонах.

Возможная реализация:
Красная светящаяся лента на уровне пояса. Медленное закрывание дверей.
Увидел появление красной ленты - остановился автоматически.

Как пример - на светофорах переход из постоянного в мигающий воспринимается как предупреждение. Автоматически. 

Ответить
Развернуть ветку
towardsahead

Автор, первая наклейка относится к старым типам поездов, вторая - к новым.

Ответить
Развернуть ветку
shmitter

Оба объявления бесполезные. Все равно все заходят независимо от мигания.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сопов

Красный свет - СТОЙ!

Ответить
Развернуть ветку
illo

Оба текста плохие, нужно переделывать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Большой жёлтый робот

опять синевласка постараласб

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Герман Добрицин

"Поэтому важно помнить, что задача текста быть информативным, понятным, ёмким и человечным."

на мой взгляд, по этой причине дизайнер с копирайтером должны работать в команде. 
один думает над оформлением, другой - над смысловой нагрузкой и подачей. 

круто, когда в одном лице;  редко эти "два в одном" - профи и там, и тут 

Ответить
Развернуть ветку
щука необыкновенная

Есть хорошая книга для таких случаев Иляхова и Сарычевой "Пиши, сокращай!" - доступно написано как лучше оформлять понятные тексты. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Lezhnin

Картинки не нумерованы, поэтому они не "первая и вторая", а скорее, левая и правая.

Картинки наклеены на внутренней стенке вагона? Значит видны не при посадке, а при высадке. А вот о высадке при мигающем красном - не предупреждают  :-)

Ответить
Развернуть ветку
Gennady Oleshko

Читал текст голосом Максима Ильяхова :D

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев
Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

первый просто юристы писали

Ответить
Развернуть ветку
Rainbow Spike

просто дизайнерам давно пора понять, что вычитка должна производиться несколько раз. первая - через день после изготовления наклейки, вторая - через неделю. если через неделю всё понятно - молодец, неси в печать

это аналог того же процесса, который происходит в приличных печатных изданиях с советских времён, только там используется так называемая неофициальная должность "свежая голова". по жребию одного наборщика отправляют отсыпаться на сутки перед второй вычиткой номера, идущего в тираж, дабы он находил косяки, на которые после первой вычитки никто не обращает внимание

Ответить
Развернуть ветку
Anton Popovich

Мне кажется, лучше было бы вот так (простите за мэд скилз):

- с картинкой, на которой мигает там же, где и в реальности;
- без абсолютно бессмысленного текста мелким шрифтом;
- и без логотипов метрополитена на каждой табличке.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Ильяхов уже пытался мусор убрать:

А еще тебе Мосгортранс не даст опубликовать объявление без плашки слева и плашки снизу. Я пробовал, у меня не получилось. У них брендбук.

Я бы «посадка запрещена» написал «защемит дверью».

Ответить
Развернуть ветку
Rashid Mukharlyamov

Правильный, третий вид, тоже есть

Ответить
Развернуть ветку
Anton Popovich

Окей, этот вариант лучше, но даже при условии, что брендбук заставляет оставить логотипы внизу, мелкий текст кажется абсолютно лишним. Написана очевидная банальщина. Прочитал и сидишь такой думаешь "зачем я это прочитал?"

Ответить
Развернуть ветку
109 комментариев
Раскрывать всегда