Как выигрывать фестивали: ответы на самые волнующие вопросы с арт-директором агентства ENDY

Как выигрывать фестивали: ответы на самые волнующие вопросы с арт-директором агентства ENDY

Привет! Я Макс Фёдоров, сооснователь брендингового агентства ENDY и веду телеграм-канал про маркетинг и PR без сложных щей.

Как дизайнеру стать заметным в индустрии? Дело не в крутых работах – хороших дизайнеров сейчас много, а в узнаваемости. Самый прямой путь до нее лежит через победу на фестивалях. Как в них выигрывать? Есть ли правила, которые точно позволят попасть минимум в шорт-лист?

Чтобы лучше в них разобраться, я пошел к арт-директору брендингового агентства ENDY Роме Лузанову (Белый Квадрат – серебро 2012, Epica – золото 2014, Pentawards – золото 2014, Белый Квадрат – золото 2014, Golden Drum – шорт 2014, Red Apple – шорт 2014, Идея – шорт 2014, Идея – бронза 2014, Серебряный Меркурий – серебро 2022, Среда – бронза 2022) и члену жюри Workspace Digital Award. Расспросил его обо всем, что вы хотели бы знать о фестивалях. И, разумеется, о том, как их выигрывать.

Зачем дизайнерам и креаторам участвовать в фестивалях?

Если коротко, то это самый понятный путь к профессиональному росту и признанию, повышению статуса и, как следствие, чека. Если по пунктам, то через фестивали можно круто прокачать свой личный бренд, поделиться своими прогрессивными работами с креативным сообществом, прокачать карьеру.

Есть ли профессиональная ревность, когда работа подается от агентства, а не лично?

В кредитах все равно есть твое имя. Для любого, кто принял участие в фестивальном кейсе, это крутой опыт, которым будет здорово поделиться с коллегами. Дизайнер — часть команды, и любая работа делается вместе с креатором и менеджером, это не исключительная и личная заслуга. Тем более, это круто, что фестивальный кейс не только твоя история — ты пиаришь свою команду и показываешь потенциальным клиентам, что вы можете.

Ты человек, который собрал все фестивальные награды. Можешь выделить топ-3 критерия, которые помогли взять эти награды?

Сложно выделить критерии, когда мы говорим про фестивали. Но я бы сказал, что это — свежесть идеи и подачи, новый графический язык, который не так заюзан в инфополе, и глубокая идея с бэкграундом.

У каждого фестиваля своя специфика. Среда — про дизайн, Серебряный Меркурий – про маркетинг. Нужно ли дизайнеру или креатору понимать специфику фестиваля и делать упор на нее?

Конечно. Обязательно надо смотреть в какую категорию ты подаешь заявку. Лайфхак для новичка — начать подавать работы на фестивали с меньшим уровнем конкуренции. Но в целом, фестивали в любом случае смотрят на визуал, на крутое решение в плане идеи. Если мы говорим про маркетинг — Серебряный Меркурий, например, то какие профиты кейс принес с точки зрения просмотров, продаж, упоминаний. Об этом тоже важно помнить.

Залог победы дизайнера или креатора — это стратегия?

Да, конечно. Иногда дело не в крутости работы, а в том, чтобы подобрать на правильный фестиваль правильную работу в правильное время. Плюс, важно учитывать еще бэкграунд в креативном сообществе. Чем больше ты выигрывал, тем иначе смотрит на тебя сообщество. Тут или завышенные ожидания, или наоборот кредит доверия, в любом случае, отношение уже другое.

Ты принимал участие в фестивалях как номинант, но и член жюри (сейчас Workspace Digital Award). На что ты смотришь в первую очередь? Как сделать так, чтобы ты оценил работу высоко?

Для меня важна уникальность, свежесть идеи, незаюзанность. Но самое главное — глубина идеи, её раскрытие. Помимо того, что идея придумана, её надо грамотно раскрыть, сделать так, чтобы она была понятна. Визуал — это только один из методов раскрытия идеи. Когда все это сочетается — крутой визуал и глубокое раскрытие идеи — это и есть фестивальный успех.

Фестивали бывают профильные, то есть дизайнерские, типа Среды. А есть нишевые, отраслевые, типа MadMen Healthcare Creative Awards. Что ты думаешь, насколько дизайнеру важно получать отраслевые нишевые награды?

Тут все просто. Если тебе нужны заказчики из этой отрасли и ты хочешь, чтобы они на тебя обратили внимание, ты идешь в нишу. К примеру, хочешь работать с крупной фармой, тогда есть смысл подаваться в MadMen. Если к примеру, ты фрилансер и хочешь, чтобы у тебя были конкретные заказчики, то в этом случае подаваться или не подаваться — не вопрос. Другое дело, что на дизайн-сообществе это не слишком сказывается. С точки зрения заказчиков — это имеет смысл, с точки зрения арт-директоров — есть еще десяток фестивалей, за которыми выгоднее следить, чтобы отслеживать новые прорывные решения.

Есть сводный рейтинг креативности АКАР, сборная солянка из разных шорт-листов, призовых мест, гран-при в определенном списке конкурсов, куда не входит, к примеру, Workspace Digital Award. Насколько начинающим или middle-дизайнерам нужно участвовать в таких конкурсах, если они не котируются?

Ну, все просто, крупные игроки обычно не заходят на такие фестивали, здесь меньше конкуренция. В любом случае, если ты получил золото на таком фестивале, в дизайн-сообществе о тебе узнают, твою работу заметят, узнаваемость личного бренда повысится и ты будешь чувствовать себя увереннее, заходя на крупные фестивали. Надо начинать с таких фестивалей — первый способ почувствовать в себе силы и перестать бояться заходить в высшую лигу.

А что насчет ленточек и звездочек на Behance? Насколько это важно?

Если тебя добавляют в какую-нибудь категорию в брендинге на Behance, то просмотры повышаются — за день тысяч 5 получить можно. Короче, тебя ждет гигантская волна комментариев и лайков. Иногда приходят в личку запросы на проекты. Профит есть — заказы и внимание со стороны комьюнити.

Окей, а теперь со стороны маркетинга.

Со стороны PR, не каждая работа обладает потенциалом фестивальности. Обычно это можно понять на этапе брифинга, и, заходя в работу с клиентом можно сразу обговорить, делаем ли мы фестивальный кейс или нет. Идите в коммуникацию с клиентом – если вы понимаете, что у работы фестивальный потенциал, не бойтесь говорить об этом клиенту.

Дальше – о работе должны услышать. О кейсе должны знать еще до фестиваля, членам жюри надо ее видеть – фестивальный кейс необходимо распространять. Чем больше точек контакта с аудиторией, тем лучше – работой надо делиться в любых группах и соцсетях. В любом случае, большое дизайнерское сообщество всегда наблюдает.

Тут еще и психологическая нейро-уловка – мы более положительно взаимодействуем с тем, что уже привычно. Стоит облегчить задачу жюри – если они будут уже в контексте, тем легче в работы будет погружаться и взаимодействовать с ними.

Сообщать о своих кейсах работает и для фрилансеров. Даже если ты новичок, необходимо придумать свою контент-стратегию, а потом подавать работу на фестивали. Об опыте тоже нужно будет рассказать во всех каналах информации. Тебя заметят, а это уже первые составляющие формулы успеха.

Оставляю вас с подслушанной мыслью: «выиграть золото, серебро или бронзу — это лотерея. Попасть в шорт-лист — это реальное достижение». Если стабильно попадаешь в шорт-листы, то это главный признак мастерства. А значит, ты идешь в правильном направлении.

Вот так, друзья. А что у вас по фестивалям?

44
Начать дискуссию