Не так страшен скевоморфизм, как его малюют: что такое скевоморфизм в дизайне, его применение и актуальность

Пример скевоморфизма в Ui дизайне от немецкого индустриального дизайнера Дитера Рамса
Пример скевоморфизма в Ui дизайне от немецкого индустриального дизайнера Дитера Рамса

Скевоморфизм — это практика дизайна, включающая элементы реального мира в цифровые интерфейсы для создания ощущения узнавания. Термин «скевоморф» относится к объекту или дизайну, имитирующему характеристики чего-либо другого, по сути, копии или производного. Иными словами, это перенос значения, функций и свойств реального предмета на виртуальный.

Когда компьютеры и интернет только входили в обиход, скевоморфические элементы играли решающую роль: используя метафоры и аналогии с привычных физических объектов в качестве вдохновения для элементов интерфейса, таких как иконки (корзина, папка, документ, дом и пр) . Это позволяло пользователям, которые были новичками в цифровых продуктах, интуитивно понимать назначение и функциональность этих инструментов, связывая их с уже знакомыми объектами.

Калькулятор Vs приложение "Калькулятор" в Windows 2000
Калькулятор Vs приложение "Калькулятор" в Windows 2000

Скевоморфизм как визуальная тенденция дизайна

В конце 2000-х и начале 2010-х годов скевоморфизм превратился из простого использования физических метафор для функциональности в основную тенденцию визуального дизайна. Интерфейсы того периода стремились максимально точно воспроизводить не только назначение, но и весь внешний вид и сенсорный опыт своих физических аналогов.

Интерфейс рабочего стола Windows XP
Интерфейс рабочего стола Windows XP

Визуал того времени характеризовался подчеркнутым реализмом с чрезмерным использованием реалистичных текстур, теней, градиентов и 3D-эффектов для создания осязаемой, трехмерной эстетики, имитирующей физические объекты, такие как дерево, кожа и бумага. Ридеры электронных книг, такие как iBooks, были оформлены как физические книжные полки с виртуальными книгами. Приложения календаря напоминали настоящие настольные календари.

Приложение iBooks, имитирующее книжную полку
Приложение iBooks, имитирующее книжную полку
iBooks имитирует эффект перелистывания страниц книги
iBooks имитирует эффект перелистывания страниц книги

Целью было создание цифровых интерфейсов, максимально визуально и по ощущениям похожих на их реальные аналоги. Хотя поначалу это делало незнакомые интерфейсы более основательными и живыми, излишние детали также приводили к перегруженности визуальных элементов, перегрузке процессоров и более медленной загрузке.

Эволюция иконок в iOS от скевоморфизма в плоский дизайн
Эволюция иконок в iOS от скевоморфизма в плоский дизайн

Несмотря на последующее чрезмерное использование, скевоморфизм в дизайне сыграл важную роль в развитии у пользователей первоначальной цифровой грамотности. Используя метафоры знакомых объектов в качестве обучающих вспомогательных средств, скевоморфизм сделал новые технологии более понятными и знакомыми для новоиспеченных пользователей.

Критика и упадок

По мере того как новизна скевоморфизма исчезала, а цифровые интерфейсы становились более распространенными, критики начали указывать на ограничения этого подхода к дизайну. Ключевые критические замечания включали:

  • Сложность масштабирования скевоморфических дизайнов на различные размеры экранов и типы устройств из-за пропорций, основанных на физических объектах
  • Визуальный беспорядок из-за излишних декоративных текстур и эффектов
  • Замедление времени загрузки, потребности в обработке из-за графической сложности
  • Приложения и виджет становились всё сложнее и многофункциональнее, тогда как физические объекты зачастую были ограничены в функциях и назначении
  • Устаревший, неаутентичный эстетический вид по мере того, как он становился избыточным

Реакция против ограничений и излишеств скевоморфизма привела к появлению плоского дизайна и минималистических подходов, дистанцировавшихся от физических метафор. По мере того как пользователи становились более опытными в использовании технологий, необходимость в таком «ведении за руку» посредством скевоморфического реализма снизилась.

Иконка корзины от плоского к скевоморфизму
Иконка корзины от плоского к скевоморфизму

Возрождение скевоморфизма

Несмотря на то, что скевоморфизм вышел из моды, некоторые дизайнеры утверждают, что он может возродиться для определенных случаев использования и аудиторий, которые испытывают трудности с освоением цифровых технологий и абстракций. Например, исследование Эллиса и Маршалла было посвящено использованию скевоморфизма для создания более интуитивных интерфейсов онлайн-банкинга для пожилых людей.

Их выводы показали, что хотя пожилые пользователи предпочитали с визуальной точки зрения чистую эстетику плоского дизайна, они все же значительно выигрывали от скевоморфических подсказок и метафор, когда дело касалось изучения и понимания функциональности интерфейса. Реалистичные текстуры, такие как тени или бумажные края, давали этим пользователям полезные подсказки о том, какие действия будут происходить.

Эволюция иконки контактов на iOS
Эволюция иконки контактов на iOS

Таким образом, скевоморфизм может сыграть важную роль в обеспечении первоначальной доступности новых технологий, прежде чем перейти к более абстрактным интерфейсам по мере того, как пользователи осваивают новые технологии.

Скевоморфизм сейчас

Исследователи в области human-computer interaction предполагают, что скевоморфизм может возродиться как методология для облегчения внедрения радикально новых интерфейсов и технологий, таких как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и носимые устройства (умные часы, очки и т. п).

Например, хотя VR открывает бесчисленные возможности для проектирования совершенно новых виртуальных пространств и объектов, скевоморфизм может быть полезным инструментом на начальном этапе для “заземления” новых неизвестных решений в знакомых физических объектах. Моделирование виртуальных объектов на основе реальных аналогов сделает их более понятными.

Интерфейс умных часов
Интерфейс умных часов

Интерфейсы смарт-часов сегодня по-прежнему во многом имитируют классические аналоговые часы: это был осознанный дизайнерский выбор, чтобы сделать новый формат устройства понятным и знакомым, прежде чем перейти к более оптимизированным интерфейсам, адаптированным специально для носимых гаджетов.

Цикличность дизайна

Тенденции дизайна циклические — по мере эволюции потребностей пользователей вместе с изменяющимися технологическими и культурными контекстами, определенные скевоморфические черты могут вновь появиться в интерфейсах, сочетающих инновации и узнаваемость.

В то время как чрезмерный скевоморфический реализм начала 2010-х годов вышел из моды, основной принцип скевоморфизма, заключающийся в использовании физических метафор для облегчения внедрения новых технологий, остается актуальным, особенно для введения радикально новых интерфейсов. По мере нашей эволюции скевоморфизм, вероятно, будет постоянно возрождаться в новых формах, адаптированных к современным ограничениям дизайна и потребностям пользователей.

___________________

🌟 В своем телеграм канале я делюсь мыслями о современных технологиях, искусственном интеллекте, UX & UI дизайне и многом другом. Если вы также цените инновации и интересуетесь будущим, то мой канал для вас! 🚀 Подписывайтесь, и будем вместе исследовать увлекательный мир современных возможностей! 💡✨

6
8 комментариев

Любим, помним, ...

1
Ответить

это да) я рада видеть его возвращение

Ответить

Статья рассказывает о скевоморфизме в дизайне, его истории, критике и потенциале

Саммари:
- Скевоморфизм объединяет элементы реального мира и цифровые интерфейсы
- Использовался для понимания функций в начале эры компьютеров
- Представлен пример с калькулятором из Windows 2000
- Стал визуальной тенденцией в 2000-2010-х годах
- iBooks - пример скевоморфизма в виде книжной полки
- Перегруженные дизайны и замедление загрузки стали проблемами
- Скевоморфизм помогал в адаптации пользователей к технологиям
- Критика за сложность и визуальный беспорядок
- Смена на плоский дизайн в ответ на ограничения скевоморфизма
- Пример использования для упрощения интерфейсов для пожилых людей
- Потенциал в VR, AR и носимых устройствах
- Цикличность дизайна: возможное возрождение скевоморфизма
- Остается актуален для ввода новых технологий

Стараюсь выделять самое важное для вас.

Ответить

спасибо!

1
Ответить

Важно знать о возможных последствиях использования таких методов продвижения

Ответить

Скевоморфизм - это не метод продвижения, это направление в визуальном дизайне

Ответить