10 тысяч статей и 50 млн уникальных пользователей — как развивается Объясняем.рф спустя 2 года после запуска

Сегодня рассказываем, как создавался информационный ресурс для всей страны, на котором можно спокойно опубликовать ~10 000 единиц контента и принять 50 миллионов уникальных пользователей. Герой дня — Объясняем.рф.

Контекст

Портал Объясняем.рф — один из крупнейших просветительских проектов наших партнёров, АНО «Национальные приоритеты». Это такой универсальный справочник по всем вопросам взаимодействия с государством. На портале собрана информация о новых законах, документах, мерах поддержки и сервисах, которую дают официальные представители и эксперты. Огромная FAQ-база для всей страны.

Задача

Ресурс Объясняем.рф — это тысячи единиц контента и около 50 миллионов уникальных пользователей в 2023 году.

У партнеров из АНО «Национальные приоритеты» была амбициозная идея: создать ресурс, который даст сбалансированную оценку новостям от правительства страны. И будет объяснять доступным языком сложные темы. Все знают, как быстро появляются трактовки и откровенно ошибочная информация после публикации новостей о каком-нибудь новом законе или постановлении. Объясняем.рф нужен, чтобы снизить число разночтений и ошибок.

Для такого ресурса нужна большая команда как редакторов, так и разработчиков. Предполагается, что он охватывает все население России. Отсюда выводим четыре основные задачи:

  • Создать ресурс, который будет обеспечивать достоверной информацией миллионы россиян;

  • Сделать его удобным для пользователей;

  • Сделать его удобным для большой редакции;

  • Обеспечить отказоустойчивость.

Рассказываем в деталях, как решали задачи и достигали цели.

Как размещали ~10 000 единиц контента без ущерба пользовательскому опыту

Когда проект только запускался в работу, мы уже понимали, что на нём будет много контента. И объём будет расти по экспоненте. Так и вышло: на данный момент на Объясняем.рф размещено около 10 тысяч единиц контента.

Поэтому у нас сразу была задача сделать систему, которая может хранить столько данных и выдерживает высокие нагрузки. Для этого мы оптимизируем все материалы, которые размещаем. У нас нет тяжелых видео и изображений, тексты подгружаются очень быстро. Нынешняя архитектура выдержит как минимум ещё столько же единиц контента.

Новые разделы появляются на платформе ситуативно — как только возникает крупный инфоповод. Редакция создаёт материалы: разборы, новости, ответы на вопросы, а затем отдаёт нам для размещения на новых страницах.

Новый контент, разделы на сайте — это все запросы от наших партнёров. Они тесно работают с внутренними заказчиками, определяют приоритеты, важность той или иной темы. Мы получаем чёткое ТЗ, видение финального результата, и уже реализуем проект так, чтобы он отражал все пожелания.

Марина Заботина
Аккаунт-директор ДАЛЕЕ

#1. Навигация — карта для пользователей

Мало разместить информацию на сайте, нужно выдать пользователям «карту», чтобы они могли эффективно пользоваться ресурсом.

Мы опирались на пользовательские паттерны, которые определили принципы организации контента.

Кастомизация. Разделы ресурса содержат большое количество уникальной информации, поэтому их нельзя объединить одним и тем же меню. Для каждого раздела мы разработали собственную систему тегов, карточек, аккордеонов и фильтров.

Конкретизация. Общие названия разделов, вроде «Политика» или «Экономика» запутывают — сразу возникает вопрос, что именно находится в разделе. Поэтому мы вынесли в теги превью разделов, например, «Банки и валюта» или «Меры финансовой поддержки».

Системность. Теги — инструмент, который позволяет маркировать контент по его теме и формату. Они помогают понять, какой результат по запросу получит пользователь. Это важно и для восприятия контента: кому-то проще посмотреть видео, а кому-то — прочитать текст в карточках.

Интерактивность. Для популярного раздела «Меры поддержки» о том, как государство может поддержать граждан в разных ситуациях, мы создали анкету. Пользователь выбирает нужные ответы и получает подборку контента, которая отвечает его запросу, — вместо того, чтобы искать эту информацию самостоятельно в нескольких источниках.

#2. Дизайн на службе информационной архитектуры

В информационных порталах типа Объясняем.рф балом правит контент, поэтому у визуала есть две задачи: помочь с восприятием и не перегружать пользователя.

Дизайн в этом проекте должен стать подспорьем для информационной архитектуры.

Перед созданием дизайна мы провели исследование пользовательского поведения и сделали выводы, которые определили вид ресурса.

  1. Пользователи не всегда знают, где найти ответ на свой вопрос. С этим помогает главная — мы разбили её на блоки и добавили превью разделов.

  2. 70% пользователей заходят на Объясняем.рф с мобильного устройства. В визуальной концепции мы использовали подход mobile first.

  3. Много контента в разных разделах могут запутывать, несмотря на подробную навигацию. Для каждого раздела мы разработали индивидуальную структуру и стилистику, чтобы пользователь мог проще их различать.

  4. На Объясняем.рф собраны материалы разной сложности, от инструкции по получению налогового вычета до разъяснения экономических процессов на уровне государства. Чтобы не создавать дополнительной когнитивной нагрузки на уровне дизайна, мы использовали минималистичные блоки и карточки.

Общая визуальная концепция Объясняем.рф отражает и роль ресурса, и его позиционирование. Это серьёзное, но в то же время понятное и доступное людям медиа, поэтому мы выбрали лаконичный дизайн, добавив контрастную типографику и цветовые акценты.

Как создавали интерфейс для редакции Объясняем.рф

Сейчас наполнением Объясняем.рф занимается отдельная редакция: они выпускают по 10-15 материалов в день для разных разделов портала.

Мы разработали визуальный редактор, чтобы добавлять эти материалы было проще: работа с ним полностью идентична привычным приложениям, типа Word и Google Docs. У авторов есть возможность разметить текст, сделать выделение жирным, курсивом или цветом, разбить текст на абзацы и оформить подписи к картинкам.

Кроме того, скрипт автоматически проставляет якорные ссылки в каждом материале и выводит их в начало публикации.

Ещё настроили функцию автоматического проставления тегов на основе поисковой системы Sphinx. Скрипт парсит материал и обращается к словарю тегов, где хранятся все вхождения, учитывая синонимы и однокоренные слова. На их основе он проставляет теги к публикации. Можно делать это вручную, но количество и объём материалов просто не позволяют тратить на это время редакторов.

Устойчивость: как проходили испытание пользователями

Каждый месяц на Объясняем.рф стабильно заходят 4 миллиона человек, а пик посещений составил 7,5 миллионов.

Такой трафик накладывает конкретные требования к разработке и устойчивости платформы.

Стек проекта — Bitrix и Vue, React на фронтенде. Мы также используем веб-сервер Nginx, который выдерживает нагрузку до 9 000 запросов в минуту и не даёт порталу упасть. Посещаемость, конечно, активно растёт, но пока мы не вышли за пределы этой цифры.

Кроме того, на ресурсе развернут анти-DDos фронтенд, который анализирует входящий трафик и выявляет потенциальных ботов. Этот «заслон» позволяет сохранить работоспособность портала, даже если на него будет проводиться целевая атака.

Результаты

Объясняем.рф — это источник официальных и достоверных государственных данных, и многие пользователи опираются на него во всех сферах жизни. После редизайна ресурса отказы снизились на 5%.

Вообще весь редизайн

За 2023 год мы зафиксировали 87 миллионов посещений — и каждому пользователю мы помогли искать ответы на важные для них вопросы.

Команда

Руководитель проекта — Марина Заботина

Менеджер проекта — Михаил Шлыков

Фронт — Артём Мушкет, Ержан Айтжанов, Дмитрий Исаев, Яна Марченкова

Бэк — Марк Ким, Адам Умаров, Павел Сидоренко

Тестирование — Никита Жилин, Владислав Голодников

Дизайн — Николай Селезнев, Максим Григорьев, Максим Линдерман

Где нас найти

Наш тг-канал: @daleedigital. Тут бывают новости, полезности для работы, вакансии и другой диджитал-движ.

Сайт: dalee.ru

0
4 комментария
Андрей Самойлов

10 тысяч статей и 50 миллионов - это капец какой впечатляющий результат для проекта

Ответить
Развернуть ветку
ДАЛЕЕ
Автор

Спасибо, иногда сами в шоке, когда видим эти цифры)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Хом

Я же правильно понимаю что первая версия сайта была на готовом решении https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/redsign.media/? Редизайн делали с нуля шаблон? Или допиливали готовое решение?

Ответить
Развернуть ветку
ДАЛЕЕ
Автор

Дмитрий, все верно. Первоначально перед нами стояла задача за 3 дня сделать информационно-новостной портал как хайлоад-систему. Было выбрано и доработано готовое решение. Далее сайт активно развивался, мы модифицировали шаблон, а в последствии сделали полный редизайн сайта, целиком уйдя от готовых решений.

Как-то так)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда