Мифы в дизайне и несколько ярких примеров

Считается что автор этого известного шезлонга - Ле Корбюзье, но Павел Ульянов уверен, что Шарлотта Перианн его полноценный автор, а не соавтор, как считается.
Считается что автор этого известного шезлонга - Ле Корбюзье, но Павел Ульянов уверен, что Шарлотта Перианн его полноценный автор, а не соавтор, как считается.

Не одно из таких расхожих мнений я пересмотрел на лекции Павла Ульянова, Павел преподает во ВШЭ. Лекция была о металической мебели Франции. Проходила она в рамках выставки на ул.Итальянская, 5, в Санкт-Петербурге, ранее я был там на открытии,а потом улетел в Екатеринбург, уже на свое выступление в рамках фестиваля DesignMate. Когда вернулся, тут то я и успел посетить лекцию. Спикер - настоящий специалист по истории дизайна мебели, автор десятков статей, куратор многочисленных выставок, педагог и популяризатор дизайна, обладатель уникальной коллекции мебели двадцатого века.

Каждый раз удивляюсь тому, насколько распространенными могут быть суждения и заблуждения о чем-то, даже в проф.среде, среде искусствоведческой, например.

Мое фото перед началом лекции, Санкт-Петербург, Итальянская, 7
Мое фото перед началом лекции, Санкт-Петербург, Итальянская, 7

Первое важное расхожее мнение о том, что: мебель из металических гнутых трубок начали делать модернисты и это направление за собой закрепил баухаус, манифестировал его.

Павел показал слайды с датами, согласно которым понятно, что первыми были французы. Именно они первые использовали гнутые трубки как видимую декоративную часть мебели задолго до, делали это в арт-деко. Например, это делала та же Шарлотта Перианн.

Полосы, профиль, сталь, чугун, которые были новыми элементами в мебели до этого так же внедряли именно французы. Так же именно они придумали идею штабелирования, которая оказалась очень важна в развитии мебели из металла.

Ксавье Пошар стулья Tolix
Ксавье Пошар стулья Tolix

Придумали потому, что после революции люди много гуляли в парках, там в это же время появилось освещение, стулья там давали в аренду. Спрос был так велик, так их было много, что и стали использовать штабелирование - просто как случайную идею.

Почему же так хорошо шло с металлом? Из-за войны. Технологии прогрессировали, Франция была сильна в этом материале и в инженерных науках тоже:

Автор: espiegle | Источник: Getty Images/iStockphoto
Автор: espiegle | Источник: Getty Images/iStockphoto

Мощности предприятий, работавших с оружием и металлом всегда подгоняли инновации в мебели. Так же на поля боя всегда были нужны легкие и удобные предметы мебелировки

фото из аккаунта "исторического музея" https://dzen.ru/b/Y398MvuFbDTSVE3O
фото из аккаунта "исторического музея" https://dzen.ru/b/Y398MvuFbDTSVE3O

Французские дизайнеры изменили представление об использовании металла в мебели как минимум 9 раз, по моим подсчетам:

  • Изобрели портативную металическую кровать, весом 10 кг, которой пользовался Наполеон и даже умер на ней
  • На оружейном производстве наладили серийное производство кроватей, прирост производительности произошел в 1000 раз за 2 года
  • Превратили уличные малые архитектурные формы из чугуна в настоящую “мебель”, портативную и легкую: предмет стал персональным, вес всего 5кг, вместо 20кг
  • Спрос на персональную мебель в ново-построенных и свеже-освещенных французских парках привел к серьезной эволюции уличного стула из метала
  • Так во Франции случайно изобрели штабелирование - это было крайне серьезное изменение.
  • Дизайнеры выделили идею штабелирования в новую важную характеристику и сделали первые эстетически-привлекательные примеры, на которые уже смотрело мировое сообщество
  • Французы сделали многое для того, что бы металическая мебель оказалась в домашнем интерьере (перекочевыввая туда с террас)
  • Первые начали делать трубчатую мебель в Арт-деко, которую после этого популяризировали и манифестировали в модернизме другие школы и страны
  • Сделали изделия из метала эстетически привлекательными, не забывая о комфорте и продолжают использовать метал в полированном виде и сейчас, в современном интерьере

После лекции мы много говорили о

- пути Французской и Итальянской школ, путей развития этих стран в дизайне, в чем их отличия.

- причины успехов и неуспехов дизайна в разных странах и в России в том числе

- обсуждали родовые травмы профессии дизайнера интерьера в России

- проблему ценностей как ограничение развития дизайна. Проблеме уже более 100 лет, о ней писал ещё Герман Миллер.

Я был включен в размышления, разговоры и лекцию, поэтому заметки толковые я не делал и вспоминал все "задним числом". Позднее постараюсь больше написать об этой лекции. А вы если увидите выступление Павла - смело идите, узнаете много непопулярных точек зрения.

55
Начать дискуссию