Смотреть не насмотреться: зачем дизайнерам визуальная насмотренность

Насмотренность — слово, популярное не только в творческой сфере. Все говорят о важности насмотренности и о том, что без неё во многих профессиях никуда.

Смотреть не насмотреться: зачем дизайнерам визуальная насмотренность

В разных источниках её трактуют по-разному, но все определения сходятся в одном: насмотренность — это про опыт. В первую очередь про опыт визуального восприятия, который мы получаем, изучая чужие решения, работы, референсы.

Насмотренность — это про опыт

Но, накапливая опыт, важно не просто смотреть, а видеть. То есть находить интересные решения, научиться подмечать удачное и запоминать приёмы. Такое осознанное «‎смотрение»‎ поможет потом применять находки в своей работе.

Однако одной насмотренности ещё не достаточно. Просто вдохновившись чужими работами, сходу сделать что-то классное едва ли удастся. Важный спутник насмотренности — любопытство дизайнера. Насмотренность помогает увидеть, как другие решают проблемы и как они подходят к дизайну. Любопытство же побуждает задавать вопросы, искать свежие идеи и постоянно стремиться к развитию, открываться новому и разному, быть готовым к обучению.

Насмотренность плюс любопытство и открытость — вот формула выработки своего вкуса и собственного стиля. Важную роль играет и отношение к тому, что вы видите и узнаёте.

Смотреть не насмотреться: зачем дизайнерам визуальная насмотренность

Что смотреть

Насмотренность — это не копирование, а пополнение своей визуальной копилки. В интернете есть множество сайтов, которые помогут нащупать ту самую идею. Например, всем уже поднадоевшие, но тем не менее до сих пор актуальные Pinterest, Behance и Dribbble. Из недавно появившихся, но набирающих популярность — российский портал Dprofile.

Ещё из интересных ресурсов:

  • Dieline — отраслевое издание, в котором собраны работы по дизайну упаковки. Проводит ежегодную премию Dieline Awards.
  • World Brand Design Society — здесь собирают самые достойные проекты из пула присланных работ. Так же сайт вручает собственную ежегодную премию.
  • It’s Nice That — тут можно найти много увлекательных работ творческого сообщества для широкой аудитории.
  • Creative Review — международный печатный журнал и сайт, который служит источником вдохновения, новостей индустрии, мнений, разборов и советов для всех, кто занимается коммерческим творчеством.

Ну и как же без Телеграма: здесь тоже много интересных каналов, направленных на развитие насмотренности. Я, например, читаю каналы в том числе из смежных областей: веб-дизайн, продуктовый дизайн, каналы для художников. Некоторые рекомендации:

  • https://t.me/mozhno — канал «‎Визуальные приёмы»‎, где продуктовый дизайнер собирает примеры из мира веба и мобайла.
  • https://t.me/designsniper — канал о визуальной культуре, дизайне и творческом развитии в целом.
  • https://t.me/nowhow — канал про сайты со всего света. Интересно смотреть на оформление веб-страниц. Я залипаю в бесконечных скроллах и переходах со страницы на страницу, это правда завораживает.
  • Канал https://t.me/cyrillicbrands рассказывает о дизайне брендов на кириллице, там интересно следить за тенденциями именно в русском брендинге.

В целом можно отсматривать кейсы, подписываться и следить за профессионалами — как за студиями из топа рейтинга, так и за отдельными дизайнерами. И даже за вашими коллегами. У нас в студии, к примеру, принято делиться друг с другом наработками за день: это помогает быть в одном инфополе, а также смотреть на результаты работы, видеть решения коллег в реальном времени.

Также полезно наблюдать за различными отраслевыми фестивалями и конкурсами — в год их проводится немало. Это позволяет держать руку на пульсе, чувствовать тренды, видеть, какие агентства в топе. Ну и, конечно, по возможности стоит стремиться участвовать в них и самим.

Не стоит ограничивать круг вдохновения только просмотром любимых площадок в интернете. Наш мозг — удивительная штука, которая может генерировать идеи, собирая их из разных сфер. Насмотренность в разных сферах жизни расширяет кругозор и раскачивает воображение. Кино, путешествия, любое занятие или место могут натолкнуть на решение актуальной задачи. Как в фильме «Миллионер из трущоб»‎, где герой победил в индийской версии «‎Кто хочет стать миллионером?»‎ просто потому, что сам буквально прожил каждый из ответов. Имел в копилке собственную историю, связанную с этим. Ведь лучшие идеи не рождаются из воздуха.

Смотреть не насмотреться: зачем дизайнерам визуальная насмотренность

Как смотреть

Смотрите и анализируйте собственные мысли. Пытайтесь понять, что вы видите и чувствуете. С чем проект/работа/решение у вас ассоциируется при просмотре, какие визуальные элементы повлияли на ваше восприятие. Это могут быть формы, шрифты, цвета, композиция. Что из увиденного можно забрать с собой как пример решения. Не важно, сколько вы смотрите, важно как вы анализируете и используете это в своей повседневной работе. Высшее мастерство — это проанализировать тенденции и создать продукт, который опередит своё время.

В помощь дизайнеру

Всё насмотренное в интернете полезно где-то сохранять. Не потерять любимые проекты и приёмы помогают различные сервисы, например:

  • notion.so — удобный инструмент для хранения и организации заметок, идей, текстов;
  • miro.com — онлайн-доска, на которой можно размещать любые проекты с комментариями. Здесь удобно делиться проектами с другими;
  • доска в Pinterest. Тут без комментариев, это база;
  • eagle.cool — «‎сохранятор»‎ ссылок, картинок и видео. С помощью расширения позволяет сохранить всю страницу — либо как картинку, либо как ссылку. Удобно проставлять свои теги к материалам, но сервис платный;
  • собирать свою базу референсов удобно также и в Figma, особенно если вы делаете это осмысленно. Можно ещё, например, добавлять комментарии к конкретным зонам макета.

Но, если честно, все эти сервисы нужны только для удобства. Можно просто создавать в браузере папки с закладками. Сохраняйте где угодно, как угодно, главное — не забывайте туда регулярно заглядывать, чтобы освежать в памяти всё, что вы накопили.

Смотреть не насмотреться: зачем дизайнерам визуальная насмотренность

Вместо напутствия

К чему я веду. Прослушивание тонны музыки не сделает тебя великим музыкантом, просмотр тысячи фильмов — не превратит в режиссёра. Да, насмотренность важна. Но она мало что может дать без опыта, а он не приходит сам по себе.

Следите за тенденциями в дизайне, но не забывайте и о классике. Изучайте теорию и практикуйтесь каждый день. Помните, что даже самые великие дизайнеры постоянно учатся и развиваются. Используйте их опыт для собственного роста, но не пытайтесь слепо копировать.

В конечном итоге ваша цель — создать что-то своё, что отражает именно ваше видение мира. Но при этом ещё и соответствует целям и брифу: важно помнить, что наше творчество помогает решать конкретную задачу. У него есть аудитория и контекст. Поэтому продукт должен быть не только красивым, модным и авторским, но и работающим.

Ну и конечно, делитесь своими сохранёнными каналами и ресурсами — чтобы делать прекраснее и собственный мир, и мир других.

Смотреть не насмотреться: зачем дизайнерам визуальная насмотренность
Дарья Соколова
Арт-директор OTVETDESIGN
33
1 комментарий

насмотренность помогает генерировать новые идеи , если знать как применять новые знания в работе

1
Ответить