Секретный рецепт выдающегося дизайна

George Nakashima Woodworkers
George Nakashima Woodworkers

Этот рецепт, на мой взгляд, заключается в сочетании первоклассных деталей в одну "систему", соединяющихся особо-причудливым образом, создающим атмосферу, настроение и философию.

Если говорить в такой логике, то самый наглядный пример - японские традиции работы с деревом.

Современная архитектура Японии. Традиции восприятия пространства
Современная архитектура Японии. Традиции восприятия пространства

Есть много книг, посвященных тому, из чего в понимании японца состоит гармоничное пространство и какие его составляющие (стихии). Так же любой предмет в японской философии - это предмет, наделенный душой, если даже это камень. Поэтому любое пространство, наполненное любыми предметами - это мир в миниатюре.

К этому же, на мой взгляд, стремятся и все те, кто создает выдающийся дизайн.

Может быть поэтому и удобно рассматривать исторические примеры этой страны, как примеры того, что сделал человек, как высшую степень развития мастерства. Того что получается, если соединить ремесло, философию и эмоцию - что и выделяет дизайн от проектирования, от ремонта и от строительства.

Во многих странах именно изделия из дерева, деревянные постройки и предметы были носителями оригинальной типологии, философии и привели к воплощению в этом материале узнаваемого, аутентичногно стиля.

Насколько я понимаю, именно изделия и постройки из дерева считаются аутентичным русским стилем, без примесей и интерпретаций. Даже когда на Руси установилась практика белокаменного строительства, она во многом опиралась на конструктивные решения построек из дерева.

Dylan Iwakuni показывает как выглядят соединения старого японского дома
Dylan Iwakuni показывает как выглядят соединения старого японского дома

Давайте же посмотрим как была сформирована практика работы с деревом в Японии.

Плотницкие работы - это дисциплина, в которой элегантно сочетаются форма и функция. Японская традиция обработки дерева Сашимоно - слова, производного от слова monosashi, что означает «правитель изделий из дерева», - воплощение того, насколько прекрасным может быть этот синтез.

Перед своей смертью в 1990 году Джордж Накашима, известный плотник, который работал с деревянными столярными изделиями и автор книги «Душа дерева: размышления плотника», резюмировал эту философию, сказав: «Мы работаем с этим материалом как с инструментом, чтобы создавать полезные вещи. Но предметы обихода должны, если хотите, быть красивыми. Так соединяются ритмы природы с нашей судьбой».

С древних времен японская деревообработка разделилась на 4 основные школы:

Миядайку (Miyadaiku宮大工 ) - Мастера строительства храмов и других культовых сооружений. Эта школа известна своими сложнейшими соединениями и тем фактом, что здания построенные последователями этой школы входят в число древнейших из сохранившихся построек из массивной древесины.Сюкия-дайку

(Sukiya-daiku数奇屋大工) - Деревообработчики этой школы специализируются на постройке жилых помещений и зданий общественного посещения.

Татегуя (Tateguya建具屋) - Школа мастеров, которые изготавливают изделия для внутренней отделки помещений. Например, традиционные японские перегородки из дерева и папирусной бумаги, а так же настенные панели из дерева.

Сашимоно или Сасимоно-си (Sashimono-shi指し物師) - Представители этой школы изготавливают восхитительную деревянную мебель.

Примеры стыков и узлов школы Сашимоно

По-сути, получилось так что узлы, свойственные традициям Сашимоно были и основными элементами построек и в более крупном масштабе. Говоря сложным языком - получился идеальный фрактал.

Элементы здания гармоничны элементам интерьера и элементам мебели и самый небольшой элемент всей этой системы - это мебельный узел Сашимоно.

Про метафизику пространства в понимании японской традиции я напишу позднее - следите за обновлениями.

22
Начать дискуссию