12 миллионов и 12 лет - такая получилась у меня стоимость зарубежного уровня студийной работы для дизайнера интерьера в РФ
Рассматривая количество хорошего дизайна за рубежом хочешь не хочешь, задаешься вопросами и про контекст, в котором происходят такие проекты и про историю развития отрасли.
Важны все составляющие отдельных экосистем в рамках стран: и профессиональные ассоциации, и союзы, и бренды, и государственная поддержка, и ремесленные традиции.
Важно и международное сотрудничество, обмен опытом, глобальные процессы, реальные тренды - ключевые драйверы на уровне более крупном чем процессы в отдельном государстве. Не зря в теории инновационного развития выделяют инновации на международном и глобальном уровне в отдельную категорию.
Одно из твердых значений, которое можно анализировать и сравнивать - это Body of Knowledge (область знания)
В России за неимением лучшего остается сравнивать сформулированную область знания с ведущими образовательными программами.
1. Я сравнил такие программы между собой и вывел некоторые закономерности. Это 2 программы бакалавриата в России:
- во ВШЭ
- и в ВБШД
2. Сравнил лучшие продолжительные программы доп.образования для интерьерных дизайнеров:
- в том же БВШД
- и программу AIYA design experience
3. Так же я сравнил локальный суммарный материал с тем, что пишут именитые представители проф.ассоциаций в своих книгах за рубежом (на основе 5 книг)
4. Сверил локальные итоги по сформированным программам в России и зарубежные стандарты.
На основе этого можно увидеть, где системно "белые пятна" - эта информация важна и для развития русских программ, понимания возможных мер для системного повышения уровня дизайна, так и о возможных конкурентных навыках дизайнеров, которые не только пока негде получать в режиме “единого окна” и образовательного трека, но и сложно получить в принципе.
Даже сравнивая зарубежную область знания 20-летней давности с тем, что у нас есть сейчас...
Начну:
1. Программы бакалавриата подходят к профессиональной области абсолютно разным образом. Программы бакалавриата мало (и это щадящее слово) пересекаются с тем, что давали на таких программах 15 лет назад в Вузах. Ключевое:
- ВШЭ дает больше возможностей изучить проекты и в конце трека предоставляет возможность делать слушателям выводы.
- Западно-ориентированная программа ВБШД начинает трек с обучения студентов критическому мышлению, работе с материалами в мастерских и практике исследования, дает возможность сразу же сориентироваться в специализации и интересе.
- В БВШД намного больше теоретических блоков затрагивающих зарубежный Body Of Knowledge. Тем не менее эти блоки, хоть и отличные от программы во ВШЭ - все равно не покрывают область знания полностью, да и затрагивают блоки весьма верхнеуровнево.
2. Даже если выбрана программа БВШД - нужно получать дополнительное бизнес образование. Рассматриваем 2 программы - похоже, что их всего 2 специализированных на всю Россию.
- Программа в БВШД слабее программы AIYA design, хоть и похожа по продолжительности
- Логика этих 2х программ разная - видно, что в обоих случаях важным и ключевым в методологии считается разное. Идут с 2х разных концов.
- Обе программы только дают 2 разных понимания о необходимых областях знания.
- Освоить все то, о чем говорится на программах за их срок - невозможно. Студенты будут осваивать это после программ, на мой взгляд еще несколько лет: переосмыслять, работать в этом ключе, внедрять в практику, делать выводы и доработывать
3. Эти книги про всю операционную часть ведения проектов: внутренние формы, чеклисты и так далее. Одним словом это все про качество управления проектами.
- Такой информации нет ни в программах бакалавриата, ни в дополнительных программах. Эта литература не переведена на русский язык и достаточно дорогостоящая.
- Закладываем необходимость изучать язык. Допустим что выпускник бакалавриата в БВШД овладел языком и может пользоваться этой литературой - там много английского и бакалавриат больше половины на английском языке.
- Информация в 3х рассмотренных книгах мало дублируется, так же - логика немного различается и помимо изучения нужно “сшивать” свой вариант
- После этого сшивать его с управлением студией и коммандой. Последовательно или параллельно.
4. Примерно таким образом можно выйти в зарубежный Body of Knowledge по уровню понимания только теории, но и её будет недостаточно по некоторым блокам, а так же будет нужно заземлять все на локальный Русский контекст - делать исследования, эксперименты, ошибаться и искать свой путь.
- Если изучать это все непрерывно - я оцениваю это в порядок 6-ти лет, как минимум, без учета практики, ошибок, внедрений и сведения всей этой информации в студийной работе, до стабильного результата. Это более 3 млн рублей только на образование без гарантий результата и деньги на то, что бы это время жить. Поэтому давайте, например, удвоим сумму - 6 млн рублей
- Я бы как минимум удвоил этот срок и суммы, что бы освоить это все - плюс еще 6 лет + еще 6 млн на ошибки и эксперименты, как минимум. Особенно если получать это образование не непрерывно. Оцениваю в 12 лет и 12 млн, например
- Таким образом можно заземлить этот опыт на Русский ландшафт, получить твердые устойчивые навыки в понятных “треках”
Результаты вам не гарантированы: возможно что-то будет меняться, возможно вы не дойдете, возможно не справитесь.
Думаю лучше ехать учиться сразу же зарубеж, если говорить о том, что бы пройти этот путь с начала. Получится столько же денег, времени это займет значительно меньше.
Наилучший сценарий: эти деньги можно окупить за год хорошей и правильной работы по итоговой студийной конструкции талантливому человеку или группе в текущих рыночных ценах на услуги, даже на услуги более посредственного уровня, и на ФОТ в России (Время же вам все равно не вернут, но это опыт).
Уверен, что в менторинге можно существенно сократить время освоения, сделать все дешевле и без отрыва от работы, если вы уже практикуете. Делать сообразно текущим задачам и сократить затраченные силы и потери по времени.
В следующих постах я детально опишу, в каких навыках зазор сохранится очень долго и с получением каких знаний точно возникнут сложности. Особенно это будет актуально тем дизайнерам и владельцам студий, кто планирует выходить на зарубежный рынок.
Более оперативная связь, материалы и инструменты тут: