Дизайн
Anastasia Tolkacheva
308

Коротко о UX аналитике

Сложившаяся сегодня ситуация не просто подталкивает, а дает ощутимый пинок всей digital-индустрии. Именно сейчас самое время для проверки своих сайтов на их удобство для пользователей.

В закладки

Вполне возможно, что ваш сайт не дает запланированного эффекта. Например, посетители не выполняют целенаправленных действий или заходят на сайт и сразу же покидают его, не совершив покупки. В таких случаях стоит задуматься над тем, как оптимизировать интерфейс, чтобы он стал удобнее, понятнее и приводил посетителей к совершению необходимых действий. Анализ поведения пользователей на сайте — не менее важная работа, чем, например, анализ отзывов о вашем продукте.

Что произойдет, если вы перестанете слушать отзывы?

В этой ситуации компания перестанет совершенствовать свой продукт и сервис, «застряв» на устаревшем образе мышления, в то время как конкуренты продолжают двигаться вперед. То же самое происходит, если вы не анализируете свой UX (пользовательский опыт).

В этой статье я кратко расскажу, зачем нужна UX-аналитика.

В первую очередь важно понимать, что сайт — не просто отдельный инструмент, а продолжение коммуникации вашего бизнеса с потребителем. Вспомните свою реакцию: что вы делаете, когда хотите узнать подробнее о каком-то продукте или компании? Вероятнее всего, ищете ее в поисковике. В этот момент бесшовность коммуникаций компании в digital играет ключевую роль.

Поэтому перед тем как браться за сайт, важно уточнить свою текущую бизнес-стратегию, “здоровье бренда”: его характер, ценности, атрибуты… И только после этого сосредоточиться на анализе digital-инструментов.

Отлично, если в проекте есть высококвалифицированная команда аналитиков и разработчиков инхаус. В таком случае совершенствование интерфейса для пользователя идет непрерывно. Но, к сожалению, такая команда не всегда находится в штате компании.

Конечно, можно отправить составленное менеджером или собственником бизнеса техзадание для разработчиков, поддерживающих сайт. Но в такой ситуации с высокой вероятностью вы получите на выходе линейное исполнение требований, без понимания того, станет ли интерфейс более доступным и вовлекающим.

Теперь мы вплотную подошли к тому, что соединяет мир разработчиков с миром пользователей, — структурно разложенные и легко читаемые тезисы. Они объясняют, что стоит изменить на сайте, чтобы улучшить его для ваших пользователей, с разбивкой по сложности внедрения нововведений. Это как раз та информация, которая позволит разработчикам понять:

  • что делать (оперативно оценить объем и сложность работ);
  • для чего это нужно (цель внесения этих изменений);
  • для кого это создается (мотивы и логика пользователей при использовании интерфейса).

Это и есть UX-аналитика. UX (user experience) — дословно означает «опыт пользователя». Ux-проектирование отвечает за функциональность, адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает у пользователей. А UX-аналитика, в свою очередь, показывает, как улучшить этот опыт и, как следствие, повысить вовлечение пользователей и легкость использования сайта.

На рынке существует большое количество услуг по аудиту юзабилити. Пока не станем разбирать их подробно, отметим лишь, что при выборе такой услуги стоит обращать внимание на 2 составляющие: вид итогового документа и характер заключений.

1. Вид итогового документа

В каком виде вам будет представлена информация? Зачастую, получив 100- страничный Word-файл, не только заказчик, но и разработчики вынуждены потратить значительное количество времени только на то, чтобы просто понять, о чем он.

Поэтому, когда дело доходит до продакшена, оказывается, что собранную информацию невозможно использовать, потому что в ней просто никто не разобрался.

Итоговый документ обязательно должен быть легко читаемым, понятно и однозначно описывающим все существенные моменты.

2. Характер заключений

Будут ли полученные данные предоставлены объективно и интерпретированы как гипотезы или мы получим лишь субъективное мнение аналитика? Нам необходимы указания на несоответствия и на причины появления этих несоответствий в интерфейсе. Важно, чтобы все выявленные проблемы опирались на метрики сайта (взятые из Google-аналитики и Яндекс.Метрики). Но нередко, получая аудиты по интерфейсам, мы видим отчет в стиле отчитывания разработчиков проекта.

А почему из аналитики выводят гипотезы, а не однозначные факты — спросите вы? Метрики UX — всего лишь метрики UX.

К примеру, мы можем заметить, что когда при покупке предлагается ввести телефон — ощутимая часть пользователей на этом этапе просто покидает ресурс, при этом, допустим, такое происходит при отсутствии каких-либо иных артефактов (связанных с технической стороной сайта или дополнительными полями ввода). Такая ситуация позволяет выдвинуть гипотезу о том, что на данный момент бренд не набрал необходимого репутационного доверия у потребителей. Поэтому без объяснения того, зачем нужно оставить номер телефона, у пользователя возникает недоверие, и он покидает сайт.

Такая гипотеза подкрепляется аналитическими данными исследовательских компаний:

Но не стоит воспринимать UX-метрики как «хрустальный шар», который покажет, как примет продукт большая аудитория. Это только гипотезы, усиленные экспертизой.

Для того чтобы оценить обе ключевые составляющие, которые мы только что рассмотрели, запросите у аналитиков пример их работы.

Данные аналитики могут быть хорошей платформой для дальнейшего проведения юзабилити-тестирования. Оно заключается в том, что специалист собирает выборки потенциальных пользователей и записывает, как они пытаются выполнить задачи с продуктом, которые те же специалисты перед ними поставили. Это отличный способ подтвердить или опровергнуть появившиеся в ходе аналитики гипотезы.

Но зачастую малому и среднему бизнесу выгоднее запускать изменения в разработку без этого этапа и фиксировать их на сайте, поэтому вопрос тестирования с выборками людей мы вынесем за пределы этой статьи и когда-нибудь напишем об этом отдельно.

Когда аналитика вашего сайта готова и на руках у разработчиков появляются гипотезы по улучшению пользовательского взаимодействия, процесс проектирования протекает более осознанно. В результате всего за одну итерацию можно максимально качественно проработать интерфейс.

В завершение скажу, что сайт — это не статичный инструмент. Разработав его однажды, необходимо на протяжении всего времени стараться улучшать путь пользователя, следовать за развитием технологий и ожиданий своих потребителей от бренда.

{ "author_name": "Anastasia Tolkacheva", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 0, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 128165, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 May 2020 13:09:12 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
3 комментария
Популярные
По порядку
1

При всём уважении, но этот график определенном можно было сделать более выразительным. Сперва подумал, после предыдущего скриншота, что это ещё одна форма с полями.

Ответить
1

Хорошая вещь, только вот веб студии часто такие вещи вообще не делают почему-то (хотя от этого напрямую зависит качество их работы)

Ответить
0

Действительно просто

Ответить

Прямой эфир