Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики

Всем привет! Это Святослав Корсун, CEO компании MEN IN DEV.

Этим летом, в рамках выставки ECOM Expo, где мы выступили со своим стендом и партнерскими компаниями, мы подготовили в чат-боте опрос, где проверили свою гипотезу о роли фирменных паттернов в эксплуатации мобильного приложения. Иными словами, выбрали 5 топовых компаний и их мобильные приложения, убрали из скриншотов все опознавательные знаки и фирменные цвета, а нашим респондентам надо было ответить, основываясь на навигации, к какой компании принадлежит скриншот.Кто так и не понял, о чем речь, расскажем ниже.

Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики

КАК МЫ ДОШЛИ ДО КВИЗА

Мы, в MEN IN DEV, имеем собственное дизайн-бюро и частенько проводим разные опросы, укрепляя свою экспертизу. Когда мы поняли, что едем на ECOM, то точно решили, что нельзя упускать такую возможность и нам необходимо проверить свои домыслы о роли цветопередачи паттернов компании или ее фирменных элементов на широкой аудитории.

Так, мы разработали чат-бот с 5-ю вопросами, где показывали исправленные скриншоты участникам и просили выбрать 1 компанию из представленного списка.

Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики
Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики
Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики

Для опроса мы сделали скриншоты мобильных приложений Metro C&C, Лента, Пятерочка, ВкусВилл и Азбуки Вкуса. Наши дизайнеры немного поколдовали и убрали фирменные паттерны из скриншотов. Как получилось, вы можете увидеть на картинках.

Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики
Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики

Группа людей, работающих над квизом, сразу акцентировали внимание на навигацию и при прохождении первых опросов сразу довольно успешно проходили опрос. Примерно, в 80% случаев все 5 ответов были верными у разработчиков квиза.

Следующим этапом мы отправили его в общий чат компании и попросили остальных сотрудников ответить на вопросы и вот тут стало понятно, что без специфичной самоподготовки себя на определенный фокус, уже значительно сложнее ответить на вопросы.

Важно: итак понятно, что если очень долго смотреть на одну и ту же картинку, можно все-таки после 5-7 минут точно найти ответ у себя в голове или у окружающих. Тогда мы решили усложнить ситуацию и сделать ограничение в виде 40 секунд на каждый ответ. Если участник не давал ответ в течении 40 секунд, его сеанс игры аннулировался. Так, мы сузили фокус на первое ощущение от соприкосновением с приложением.

И вот здесь началось самое интересное!

Даже наши сотрудники, обремененные особым вниманием к мобильным приложениям по долгу работы, поголовно не смогли ответить правильно на все вопросы. В среднем, это было около 2-3 правильных ответов из 5, причем в рандомном порядке. Было понятно, что нет четкой статистики в вопросах, которые даются игрокам проще или сложнее — все индивидуально и рандомно.

Мы, конечно же, были довольны таким неоднозначным в своем результате квизе, и отправились на Expo в полном предвкушении.

В своем ТГ-канале мы писали подробнее о мероприятии и своих впечатлениях, а также мини видео-отчете о мероприятии. Кому интересно – велком.

ПЕРЕХОДИМ К ГЛАВНОМУ

Всем, подошедшим к нашей стойке, мы предлагали пройти квиз и объявили наградой за правильные ответы участие в розыгрыше шампанского и нашего фирменного мерча!

Но главной мотивацией здесь был, на наше удивление, спортивный интерес, потому что когда кто-то видел, как кто-то не мог справиться с такой простой задачей, то сразу подключался в игру сам!

Ну и не будем долго тянуть, идем к статистике: мы были немного удивлены.

Только 5% участников ответили на все вопросы! Всего 5, Карл!

Сказать, что это мало — не сказать ничего. Экспериментальным путем мы подтвердили гипотезу, что роль фирменных паттернов решает в айдентике и навигации ключевую роль для пользователей мобильным приложением.

А что тогда с остальными 95%?А все не так уж и плохо — 22% ответили правильно на 4 вопроса. По опыту наблюдения: это были те участники, которые уже понаблюдали за игрой у других и поняли ключевые фишки, на которые стоит обращать внимание при выборе ответа. То есть, с небольшой подсказкой, но справились с большим количеством.

Только 5% ответили правильно только на 3 вопроса. Что также нас удивило. Это, как правило, те, кто на бегу скорей-скорей интуитивно отвечали.

Ну и самый большой процент: 33% ответили правильно только на 2 вопроса. Это самая большая часть участников. И многие среди них сказали нам, что логика в принятии решений несла чисто символическое участие. Выбор был основан на рандомном ответе, “как чувствую”.

А 11% респондентов ответили только на 1 вопрос верно. Это довольно большой процент для такого результата.

И самое интересное: 16% НИ НА ОДИН ВОПРОС не ответили верно.

Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики

Стоит ли тут добавлять что-то о пользе айдентики и брендбука? Конечно, стоит!

Айдентика — это набор визуальных, графических и текстовых элементов, которые составляют целостный образ бренда.

Роль айдентики заключается в том, что она помогает бренду донести свою идею до целевой аудитории и выделиться на фоне конкурентов.

Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики

Основные элементы айдентики:

  • Логотип,
  • Цветовая палитра,
  • Типографика,
  • Символы,
  • Тон и стиль коммуникации..

Айдентику разрабатывают поэтапно:

  • Анализируют целевую аудиторию и конкурентов бренда.
  • Прописывают концепцию.
  • Выбирают имя.
  • Определяют особенности фирменного стиля.
  • Подбирают при необходимости персонажа.
  • Закрепляют правила использования элементов в брендбуке.

И все это для того, чтобы в таких квизах ваши покупатели нашли вас из 100 других. А иначе, как выяснилось, никак.

Стоит отметить, что в последние годы весь ИТ-ритейл работает по принципу коробок. То есть это классический ecom, где крайне понятная и идентичная для всех система навигации. Отличает между собой только цвет, даже среди мастодонтов рынка. Такие приложения, как Самокат, специально не использовались в квизе, так как относятся к новому поколению, более современной и сложной разработки, где айдентика как в стиле, так и флоу супер уникальная. Вы никогда ее не перепутаете ни с Лентой, ни с ВкусВиллом. Потому что особенное все!

Вывод

Что мы хотели этим сказать?

Роль айдентики итак всем ясна, ее исследуют последние лет 50 по всему миру дизайнеры и маркетологи. Здесь важнее посмотреть на эту ситуацию в разрезе ИТ-отрасли. Наш рынок часто работает исключительно в классическом екоме, где каждый похож на предыдущего. Это не хорошо и не плохо: так рентабельно и надежно. Но важно даже в формате коробок создавать сильный ББ, который точно будет узнаваем и уникален в своей нише.

Уникальность, в целом, очень недооцененный критерий. Все ее признают, но плохо применяют. Потому что надежно делать так, как делают все. Но в такой парадигме вы теряете свой шанс быть уникальным и запоминающимся. Потому что у вашего конкурента ровно то, что есть и у вас. В такой гонке выигрывают только гиганты рынка, которые задавливают более мелкие компании своим объемом.

Но все не так плохо, как могло показаться, при правильном выявлении потребностей, всегда можно найти оптимальный вариант — усилить узнаваемость через брендбук или сделать принципиально по-новому. Выбор всегда за вами!

А пока можете пройти по ссылке и испытать на себе эффект от роли айдентики. Ну и для всех интересующихся возможностями в ритейле и фудтехе, 25 июля мы проводим онлайн-митап ссылка, где спикеры расскажут о болях и путях их решения с помощью ИТ-продукта.

Как мы съездили на Ecom Expo и проверили гипотезу о роли айдентики
22
Начать дискуссию