{"id":13836,"url":"\/distributions\/13836\/click?bit=1&hash=b61ea41d40ef5596d91409ad89303e69391b638d48696dedc08253272b41c2c3","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u044b \u0430\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 Google Workspace \u0438 Slack","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"728ad728-b270-5f6e-aa5a-d8a9339fb1b2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Motion Design – Магия в профессии

Vitaliy Yakin Reel 2017

Что вам приходит на ум, когда вы слышите о профессии «дизайнер»?

На сегодняшний день на рынке существует множество профессий плотно связанных с медиа и рекламой. Я часто сталкиваюсь с довольно клешированным представлением об этой професси, когда общаюсь с людьми, которые не имеют отношения к производству компьютерной графики – CGI (computer-generated imagery).

Дело в том, что у этой профессии есть множество разных ответвлений. По большей части у всех на слуху это направления web design (всё что связано с производством web контента) и дизайн интреъеров.

Речь сегодня пойдёт о направлении в дизайне, которое завоевало по праву одно из лидирующих позиций на рынке CGI в мире. Это направление в CGI для большинства простых пользователей сети и клиентов остаётся загадкой. Речь пойдёт о Motion Graphic industry или просто Motion Design.

Для начала хочу представиться и немного рассказать о себе.

CG Event Conference 2014 Vitaliy Yakin

Меня зовут Виталий Якин и я работаю в сфере CGI (компьютерная графика) уже более десяти лет. За этот период времени я поработал в большинстве самых крупных студий на рынке компьютерной графики в России и федеральных каналах таких, как Первый канал, НТВ, Россия 1, МУЗ ТВ. Принимал участи в создании графики для «Церемонии открытия зимних олимпийских игр Сочи 2014», а так же участвовал в создании компьютерной графики для крупных международных проектов таких как «EXPO 2017», AIR MAX и пр. Из последних проектов особо хочется выделить «FIFA 2022 Qatar – See you (презентационное видео предстоящего чемпионата мира по футболу в 2022 году в Катаре)». Проект по праву лично для меня имеет равный вес с точки зрения личного интереса, как и открывающая заставка Alphabet к Сочи 2014. Так же я имею большой опыт в работе с крупными международными брендами такими, как SAMSUNG, Hyundai, Kaspersky Lab и многими другими.

EXPO 2017 - This project created in callaboration with NENASHEV TM Vitaliy Yakin
SOCHI 2014- This project created in callaboration with Russian Channel One Vitaliy Yakin

По мимо всего прочего, время от времени, я участвую как Motion Designer в производстве контента для кино и сериалов.Одним из последних могу назвать фильм Фёдора Бондарчука «Притяжение (Attraction)» где мне посчастливилось поработать с замечательной командой студии Main Road Post и сделать для этого фильма открывающие титры. Сразу хочу внести маленькую ясность, что под созданием «титров» имеется ввиду создание intro. Это не только типографика, как принято думать. Это полноценная открывающая сцена (Opening titles).

Attraction - This project created in callaboration with Main Road Post Vitaliy Yakin

Мой творческий путь начался 15 лет назад и за этот период индустрия не только сильно разрослась и трансформировалась, но и претерпела множество революционных технологических изменений. Как вы уже наверное догадались, сегодня речь пойдёт о анимации. И как следствие становится ясно, что в контексте дизайна. А именно дизайна, который является не статичным... Это и есть Motion Design. Или как более правильно эта область называется во всём мире – Motion Graphics.

HONDA - Cyber Fashion Vitaliy Yakin

На самом деле вы видете результат работы моушен дизайнера повсеместно. Это и телевизионный дизайн (заставки, отбивки, промо, титры, анонсы и многое другое), реклама на TV и всевозможных носителях и простарнствах (YouTube, Vimeo, социальные сети, проморолики в сети), часть контента в кино и сериалах. И да же мобильные приложения сейчас не обходятся без контента, который делает Motion Designer. Пожалуй вы лишь не знали, как это правильно называется. Практически любая имиджевая реклама крупных брендов, будь-то презентация нового продукта Apple, SONY, SAMSUNG и многих других это и есть Motion Design. А за частую одного или двух людей в команде.

SAMSUNG - This project created in callaboration with NENASHEV TM Vitaliy Yakin

Простой человек, не посвящённый в эти процессы, скорее всего пологает, что это не компьютерная графика, а съёмка. Ведь современный уровень компьютерной графики, на сегодняшний день, способен воссоздать всё то, что можно снять на камеру. Ну или практически всё.

И вот что интересно... Сегодня, возможности CGI на столько расширились, что производство подобного уровня контента больше не является пререгативой студии с огромными вычислительными мощностями и большим штатом сотрудников. Многие процессы упростились (в плане сложных вычислительных просчетов для производства графики - rendering, VFX - Visual Effects и пр.) и стали частью необходимых базовых навыков для Motion Graphics Artist.

Я буду периодически оперировать профессиональными терминами и давать к ним пояснения. Так Artist – это художни. И данный термин является общепринятым для определения профессий CGI во всём мире.

Character Animation Artist – персонажный аниматор,

Motion Graphics Artist – Моушен Дизайнер

VFX Artist – специалист по созданию визуальных эффектов.

И так, Motion Design...

Это удивительная и очень интересная профессия, которая впитала в себя все основы производства компьютерной графики из кинопроизводства, гейм-дизайна, графического дизайна и смежных сфер индустрии. Это по истене творческая профессия, которую можно отнести к «цифровому искусству». И в то же время она является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых во всём мире в области CGI. Как же так получилось? Просто она впитала всё лучшее и оставила за собой право быть по своему самобытной и творческой. Потому что в большинстве случаев, последнее слово в креативной части всегда остаётся за дизайнером. В этом и есть магия. На сколько бы не был подробным бриф от клиент, ключевые инсайды, всё это пропускается через личный вкус и опыт дизайнера. И в результате мы всё равно видим конечный продукт, произведённый конкретным человеком или командой специалистов. А если брать такие области как абстрактные свето-проекционные шоу «3D Mapping», то тут и вовсе уложить всё буйство красок и метаморфоз в бриф не получится. Я помню свои ощущения, когда работал над производством таких шоу. Интересно отметить, что клиент видел результат того что заказывал, только в день самого шоу. Чем вам не цифровое искусство? Правда у всего этого конечно же есть и своя обратная сторона.

Цифровое искусство очень не долговечно. Технологии так стремительно меняются и развиваются, что производство цифрового контента преобрело по истене исполинские масштабы и удержать внимание на одном конкретном продукте, не представляется возможным.

Вспомните... Ещё не так давно мы восхищались гениальными спецэффектами в фильме Матрица или Парк Юрского Периода... Сейчас подобных 3d животных в сети можно найти буквально на каждом шагу. Вы зачастую и не догадываетесть, что очередной пушистый питомец в рекламе «корма» может оказаться цифровым. А спецэффекты из первой Матрицы уже добрались до регианальных рекламных роликов. Всё очень динамично. Но что приятно, остаётся по прежнему загадкой для большинства людей (я о таинстве производства). И это представляет магию на экране.

Но к выше сказанному мне хочется конечно же добавить одну важную вещь... Эта профессия не так проста, как может показаться на первый взгляд. Очень многие, по привычке, полагают, что большая часть этой магии генерируется по средством сложных вычислительных процессов персонально компьютера и алгоритмами различных программ. А сам специалист компьютерной графики не более чем «оператор» компьютерной графики. Другим словами, человек, который мало за что отвечает в этом процессе. Но это заблуждение.

Учиться этому приходится долго и упорно. Конечно же на сегодняшний день этот процесс занимает гораздо меньше времени, чем скажем 10 лет назад. Фактически многому можно научиться и самостоятельно. Профессия на столько молода и динамично развивается, что ни одно учебное заведение в долгосрочной перспективе не может полноценно подготовить программу для соответствующего факультета. Это и не хорошо и не плохо одновременно. У нас есть в России школы компьютерной графики, где можно получить актуальные базовые знания и получить «старт» в индустрии. Но... Почему базовые? На это существуют две причины... Первая – это то, что профессия включает в себя основы сразу множества дисциплин.

EXPO 2017 - This project created in callaboration with NENASHEV TM Yakin Vitaliy
EXPO 2017 - This project created in callaboration with NENASHEV TM Yakin Vitaliy

Вот краткое перечисление необходимых навыков:

- Основные графического дизайна (лучше профильное художественно образование)

- Анимация (сюда же входит понимание «актёрского мастерства»)

- Режиссура

- Монтаж

- Основы и понимания операторского искусства (фотография и видео-съёмка)

- Композиция (относится к художественным дисциплинам)

- Динамическая композиция (относится к операторскому ремеслу)

- Освоение 3D пакетов графики (их в работе часто требуется от одного до нескольких)

- Освоение пакетов 2D графики (так же одним пакетом не ограничиться)

- Основы программирования (в идеале второе профессиональное образование)

И это лишь верхушка айсберга.

На самом деле, обучение никогда не заканчивается. И это касается каждой из дисциплин. Добавим сюда постоянный поток информации, за которой необходимо регулярно следить и раз в пять лет буквально переучиваться на новые профессии. Потому что (здесь внимание) освоение одной области только 3d включает в себя более десяти абсолютно самостоятельных профессий, таких как:

- 3D modelling - создание 3d моделей

- Animation – анимация всего что только можно вообразить (от камер в сцене, до абстракций и метаморфоз)

- Character Animation (персонажная анимация)

- Rigger (создание системы костей и мускульной системы для 3d моделей)

- VFX (визуальные эффекты). Здесь ещё несколько подпунктов профессий. Не стану перечислять, чтобы не повергнуть в шок читателя.

- Rendering (процесс настройки финальной визуализации кадра). Часто связан с навыками программирования. Но уже всё реже.

Shading – процесс создания реалистичных материалов таких как стекло, метал, пластик, кожа персонажа со сложным алгоритмом просчета SSS - (подповерхостное рассеивание) и так далее.

И ещё куча всего. С 2D Compositing всё обстоит ровно так же, как и с 3D. Процессов так много, что по ним существуют целые образовательные программы.

Возникает вопрос... Motion Designer – это сверх человек?

Вовсе нет. Просто каждая область представляет собой очень узкопрофильный сегмент в цепочке производства и к примеру в кинопроизводстве требует очень глубокого погружения в каждую область. На деле, в среде производства Motion Graphics многие процессы довольно сильно упрощены. Но лишь на столько, чтобы «обмануть» зрителя. Именно. Дизайнер работает на кадр и под конкретную задачу. И в отличии от кино, создавать, скажем, «торнадо» в кадре на все случае жизни нет необходимости. Достаточно показать его с лучшей стороны и чтобы он создал в кадре нужный эффект! Это и отличает Моушен Дизайнера от всех остальных. Умение создать образ на экране и заставить зрителя поверить, что это что-то жутко сложное и на грани. Своего рода фокус. Я вам показываю сложную модель машины лишь с той стороны, куда направлена камера (условный но пример). И вот здесь скрывается наш креатив. То, как мы добиваемся поставленной задачи. Но это конечно же не отменяет того, что процесс обучения остаётся сложным. Но при этом этот процесс скорее напоминает видео игру и становится очень увлекательным.

EXPO 2017 - This project created in callaboration with NENASHEV TM Yakin Vitaliy

Каждая дисциплина требует до 10 000 часов в освоении.

То есть, хочешь создавать сложных персонажей в 3d для кино-проектов? Добро пожаловать в мир CGI, где люди не считают рабочие часы для саморазвития.

На анимацию только одного этого кадра из ролика ушло в среднем три недели работы.

Hyundai - This project created in callaboration with NENASHEV TM Yakin Vitaliy

В этой области работаю фанаты. Это, по праву среда, где «одержимость» профессией - один из основных навыков. Здесь не существует права на ошибку. Мы ремеслинники. Но звание это носим с особой гордость, потому, что это не обычное ремесло. Как однажды мне сказал мой «наставник»: «Мы являемся элитным подразделением дизайнеров». Он да же привёл в качестве интересного примера некую статистику (условную конечно), где было отмечено, что на каждые 1000 простых графических дизайнеров, приходится в среднем 100 моушен дизайнеров. На каждые 100 моушен дизайнеров, приходится 10 высококвалифицированных опытных специалистов. И лишь трое из десяти становятся теми специалистами, которые обладают прорывными качествами, которые поднимают их до уровня спецов топ уровня.

Звучит пугающе, не правда ли? Но вдумайтесь... А разве в сфере «нейрохирургии» (условный пример) дела иначе?

Быть спецом среднего уровня конечно можно и таких большинство. Но как я уже говорил ранее, это та область, где одержимость профессией – хорошее качество! По сути, в спорте то же самое. Да и везде, где можно добиться высоких результатов.

Область CGI это новая молодая и динамичная среда, которой по сути ещё не исполнилось так много лет, чтобы её подогнать под проф стандарты.

10 000 часов это конечно образно говоря. Многие в этой профессии и часа не потратили на освоение множества дисциплин. К примеру я знаю огромное количество дизайнеров, которые не знают ни базовых навыков моделинга, ни основных законов классической анимации и правил монтажа. И вполне себе работают. Исключения есть, как и везде. Но возвращаясь к вопросу о профессионалах, это скорее плохой пример. Подобно начинающему альпинисту, который решил сразу взобраться на вершину опасной горы, прочитав краткое руководство по восхождению. Возникает вопрос: «Когда наступит момент, когда пойдёт что-то не так». Так и здесь. Но и у самой профессии Motion Designer существует много ответвлений. И тут уже скорее уже кому что больше по вкусу.

Изначально эта область CGI была скорее, некой придаточной средой от сложного CGI процесса и обитала преимущественно в телевизионном формате. До сих пор этот сегмент носит своё название Broadcast Design. Другими словами – Телевизионный дизайн. Область широкая и заслужила своё почетное место на музейной полке. Дело в том, что как я говорил уже ранее, индустрия стремительно развивается благодаря техническому прогрессу. Телевизионный дизайн по сути на столько автоматизировался, что сохранил долю креатива лишь благодаря узкому сегменту внутри телевидения, за который отвечают арт-директора и отдельные специалисты. Последним рубежом на пути полной автоматизации реалтаймовой графики в бродкаст дизайне остались отделы оперативной графики, которые решают задачи новостного контента. Большая часть креативных визуальных решений уже давно автоматизировалась или превратилась в шаблонные решения.

Развитие мощностей персональных компьютеров и доступности образовательной информации в интернете буквально не просто обесценили ряд попрофессий в CGI, но и перемешали целые направления.

Так на сегодняшний день можно наблюдать, как происходит постепенное слияние (или да же стремительное) кино производства с областью геймдева (производство видео игр). Специалисты буквально перетекают из одной в другую. Так однажды случилось и с Broadcast Design. Он позаимствовал технологии из кино (софт, рендер, анимация визуальные эффекты) и смешавшись с основами графического дизайна, превратился в современный Motion Design.

Была потребность создания качественного рекламного контента с использованием этих технологий. Другими словами, кино всегда пребывало в своей среде и многие процессы в создании VFX на столько долгие, что это было не приемлемо для сжатых таймингов (сроков) производства в рекламе. На выручку пришла новая область – Motion Design. Сегодня ни один рекламный продукт не обходится без графики. Будь то простая инфографика и заканчивая сложными визуальными эффектами.

Процесс развития индустрии стал на столько быстрым, что под час угнаться за ним кажется невозможным. Ярким примером служит графика в современных видео играх. Вы просто вспомните какого уровня игры были скажем ещё всего пять лет назад. Отмотайте время. Такая же разница в каждом процессе происходит и в CGI. Есть основы... Но технологии питают эту область особой энергией.

Возвращаясь к истокам, я особо всё же выделяю ключевое. Это - дизайн.

Я начинал со статичного дизайна. И тот опыт, который я приобрёл на ранних этапах освоения этого ремесла оказался бесценным. Другими словами, основа – это дизайн.

Технологии лишь являются инструментом. Обучиться этому можно и нужно.

Просто вбейте в поисковике MotionDesign. И если вы застряли в среде статичного дизайна и не понимаете куда двигаться дальше...

Возможно вам пора учиться мыслить не в трёх измерениях, а в четырёх... Время... Анимация... Дизайн в движении, во времени, в пространстве и всё чаще за пределами вашего монитора. Подумайте над этим... И если я сюда сейчас добавлю такие термины, как VR, нейросети, искусственный интеллект... Пожалуй не стану вас больше пугать... Это тема для новой статьи уже через пять лет.

HONDA - Cyber Fashion Vitaliy Yakin

И в завершении скажу, что индустрия меняется буквально на 360 градусов каждые пять лет. Так что здесь всё только начинается. Это непрерывный процесс, но очень увлекательный.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null