Получил готовый проект и не заплатил

Когда заказчики кидают дизайнеров на деньги и как этого избежать

Получил готовый проект и не заплатил

«В моей практике графического дизайнера были ситуации, когда заказчики меня обманывали: получали работы и не платили. При попытках связаться с ними меня просто блокировали. У меня не было никаких инструментов влияния на клиентов в таких случаях. Как обезопасить себя?» Такой комментарий оставил слушатель одного из вебинаров онлайн-института дизайна Vill. Если вы дизайнер на фрилансе, то вам точно знакома эта ситуация. Есть ряд правил, чтобы ее избежать.

5 главных ошибок дизайнера при взаимодействии с заказчиками

Договорились неофициально

Вы связались с клиентом в мессенджере, там же получили ТЗ и туда же выслали готовую работу. А потом обнаруживаете, что заказчик воспользовался опцией «Удалить сообщения для всех», а вас отправил в «черный список». Доказать что-либо в суде будет для вас дороже и сложнее, чем просто плюнуть на это дело.

Не обсудили стоимость работы

«По цене посмотрим, что получится в результате», «оплату обговорим потом», «я посмотрю работу, потом обсудим ее стоимость». Если вы в ходе обсуждения проекта слышите эти фразы, лучше не продолжать. Перед началом работы вы не назвали клиенту стоимость работы — в ее конце получили сюрприз, получив вовсе не ту сумму, на которую рассчитывали.

Постеснялись уточнить важные моменты

В самом начале работы над проектом вы столкнулись с рядом проблем из-за недостатка информации от клиента. Но то ли постеснялись, то ли поленились задать ему уточняющие вопросы. В итоге делаете проект «на свой вкус», клиент его не принимает и отказывается платить. Не удивительно, если вы его выполнили, например, в цветовой гамме, которая заказчику не подходит.

Неправильно позиционировали себя

Зачастую начинающие (да и опытные тоже) графические дизайнеры завышают или занижают собственную планку возможностей. Возможно, вы крутой профи, умеющий в дизайне чуть меньше, чем всё. Но клиент об этом не знает. И если вы не сообщили ему о всём спектре ваших экспертных навыков, не удивляйтесь, когда заказчик будет сознательно занижать стоимость работ.

Не взяли предоплату

«Да ладно, потом получу всю сумму целиком. Зачем ее делить?» Заказчик, возможно, и оценит вашу доброту и альтруизм. Но может и элементарно «забыть» про вас где-нибудь на середине работы над проектом. Если вы еще и совершили предыдущие три ошибки, вернуть его не удастся.

Как избежать сотрудничества с неблагонадежными заказчиками

Договор — ваша защита

Заключайте договор с заказчиком, даже если вы делаете несложную и небольшую по объему работу, например, оформляете страницы маркетплейса. А если клиент уходит от этого, нужно не постесняться и задать ему вопрос: в чем причина его нежелания сотрудничать официально? Возможно, обман — его постоянная практика. Не позволяйте «экономить» на себе: если заказчик уходит от вопроса, лучше не продолжать с ним отношения.

Сейчас существуют сервисы, позволяющие подписывать электронные договора удаленно. Эти документы имеют точно такую же юридическую ценность, как и бумажные договора, подписанные вручную (63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Получил готовый проект и не заплатил

Защищайте переписку

Ведите переписку не в мессенджерах, а по электронной почте, откуда удалить письма доступными способами невозможно. Клиент — это не друг по переписке, а ваш бизнес-партнер, работодатель. Все его пожелания по проекту должны быть зафиксированы письменно, чтобы не возникало разногласий и недопонимания. Если у вас получилась объемная переписка в мессенджере, вы можете попросту упустить из виду часть сообщений с важной информацией.

Получил готовый проект и не заплатил

Спрашивайте

Вопросы к клиенту — это норма и часть работы. Многие начинающие дизайнеры боятся докучать заказчику, считают, что вопросы могут выказать их непрофессионализм. На самом же деле нужно всегда уточнять моменты в ТЗ или проекте, которые вам не понятны. Требовать от заказчика дополнительную информацию — это тоже нормально. Это не признак дилетанта. Напротив, вы демонстрируете свою вовлеченность, погруженность в процесс, заинтересованность проектом. Не стесняйтесь задавать вопросы, которые могут показаться вам «глупыми».

Для лучшего понимания того, какой результат хочет получить клиент, важно предварительно подготовить примеры, референсы, брендбук. Они станут основой или отправной точкой обсуждения. Зачастую заказчики представляют результат «в общих чертах», и ваша задача — нащупать единственно верное графическое решение и наполнить его конкретикой.

Получил готовый проект и не заплатил

Демонстрируйте свою экспертность

Обрисуйте заказчику спектр ваших скиллов в графическом дизайне. Для вас гораздо выгоднее выполнять не отдельные работы, а комплекс — разработать фирменный стиль, лого, дизайн печатной продукции, упаковки, мокапы для имиджевых материалов. Но клиент должен узнать о ваших возможностях, чтобы воспользоваться ими. Это значительно увеличит ваш чек.

Всегда берите предоплату

Сделайте это для себя обязательным пунктом. Ее размер определяйте самостоятельно. Это может быть символическая сумма или 5-15% от стоимости проекта. Для заказчика это определенный «крючок» и подтверждение благих намерений: он готов с вами сотрудничать.

Можно ли научиться грамотно работать с клиентами?

В программе «Графический дизайн» онлайн-института дизайна Vill. есть отдельный модуль, посвященный работе с заказчиками. В его рамках слушатели виртуально проходят весь путь — знакомство с клиентом онлайн, позиционирование себя, обсуждение юридических вопросов, составление и чтение брифа, решение творческих задач, работа с правками, получение оплаты.

Далее слушатели переходят к практическому оттачиванию этих навыков — в ходе стажировки выполняют ТЗ от реальных компаний. Стажировка дает опыт настоящего общения с заказчиками.

Для выпускников в институте Vill. работает Центр карьеры. Его специалисты в течение 3 месяцев после выпуска буквально «ведут» начинающих дизайнеров на всем пути от собеседования с потенциальным заказчиком до получения от него заказа. А еще консультируют по работе с полученными проектами, если что-то не получается.

С такой поддержкой шансы нарваться на недобросовестных клиентов в разы меньше, чем при самостоятельной деятельности.

Получил готовый проект и не заплатил

Только после этого можно приступать к выполнению ТЗ, не переживая о возможных негативных последствиях.

11
Начать дискуссию