UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Сделали более 20 порталов для корпораций и решили поделиться тем, как подходим к аналитике, кто аудитория, как подступиться к дизайну и сделать удобный портал для десятков тысяч пользователей.

Но для начала давайте познакомимся. С вами UXART, где мы ежедневно делаем интернет удобнее. С 2018 года реализовали более 250 проектов для крупных корпораций.

Входим в ТОП-20 дизайн студий по мнению Тэглайна. Создали альянс MCARTxUXART, в этой команде продумываем и отрисовываем интерфейсы для корпоративных порталов крупных корпораций. И за эти интерфейсы получаем награды: например, из недавнего — золото за корпоративный портал для РИВ ГОШ.

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Специализируемся на сложных проектах и применяем продуктовый подход. Так что мы точно понимаем, с чем работаем и хотим поделиться с вами, как создать корпоративный портал, который завоюет сердца ваших сотрудников.

Подробнее о том, кто мы и как работаем над проектами, рассказали в этом ролике, так что обязательно посмотрите перед чтением статьи:

Это первая часть серии статей, в которых мы по пунктам разберем все, что так или иначе касается проектирования и аналитики корпоративных порталов. Без преувеличений, со всеми плюсами и минусами, с которыми вы можете столкнуться. Ну или же без минусов, если сходу обратитесь к профессионалам)

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Аудитория корпоративного портала — кто это?

Перед началом работы обязательно нужно ответить на следующие вопросы:

  • Что мы делаем?
  • Зачем нужен корпоративный портал?
  • Кому он нужен?
  • Какие задачи мы решаем?
UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Здесь нужно понимать, что у корпоративного портала есть разные разделы. Проектируются они под каждый конкретный отдел в компании. Предположим, что HR отделу нужна информация по:

  • Документации по заработной плате сотрудника — это расчетные листы, график выплаты, премии и прочее
  • Документы о прекращении работы с сотрудником — заявление об увольнении
  • Дисциплинарные процессуальные документы

И так далее. Каждый раздел в компании хочет видеть на корпоративном портале функционал, который в первую очередь будет удобен ему.

И каждый блок будет иметь свою аудиторию ответственных людей. У них будут свои цели и задачи.

На простом примере:

  • Бухгалтерия просит, чтобы юзеры могли сами делать себе справки
  • HR просит добавить блок опроса на главную
  • Маркетинговому отделу важно освещать активности внутри и вне компании
  • А менеджеры хотят добавить возможность трекинга задач
  • При этом ТОПам нужна аналитика и отчетность, которую они могут отслеживать без лишних кликов

И каждый отдел по-своему важен, но при разработке корпоративного портала нередки случаи, когда все тянут одеяло на себя.

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Если портала нет, все задачи будут решаться в ряде отдельных сервисов. Тогда как наша задача уместить всё в одном месте, выслушать каждый отдел, придумать, как реализовать функционал так, чтобы им было удобно и просто пользоваться.

Но ядром любого корпоративного портала являются обычные сотрудники, о которых также не стоит забывать и чье мнение нужно учитывать.

Юзеров можно поделить на три основные группы:

  • Производственные работники — рабочий персонал, у которых нет доступа к компьютерам. На корпоративный портал они заходят со специального терминала (визуально похож на Qiwi) или телефона. В основном заходят, чтобы узнать информацию по зарплате, больничным, отпускам и так далее
  • Офисные сотрудники — у них есть доступ к компьютеру, но запросы сильно отличаются. Например, отслеживать свою загрузку, общаться с коллегами и так далее
  • Удаленные сотрудники — торговые представители, у которых нет основной точки работы. Они заходят на портал через телефон или планшет. И у этой аудитории другие цели
UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Получается, что при разработке корпоративного портала мы должны учитывать мнение «ответственных лиц», которые делятся на несколько подгрупп, учитывать мнение «юзеров», которые также делятся внутри себя на группы, да еще и уместить все это на одном портале. Само предложение звучит страшно и очень нагружено.

Сделать это крайне сложно. И для решения этой задачи мы прибегаем к аналитике.

Подробно про аналитику и подходы — в следующей статье этой серии. И вместо этого большого блока давайте разберем еще 2 момента, которые стоит учитывать при разработке корпоративного портала.

Подходы в дизайне и проектировании портала

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Например, если мы берем классический сценарий с Битрикс24, стоит понимать, какой функционал имеет платформа без дополнительных интеграций стороннего софта.

Связано это в первую очередь с разработчиками, т.к. для вас (как для компании) это дополнительные затраты и сложности, которых можно избежать, если о них знать. Поэтому стоит сразу выбрать платформу, которая будет и качественной, и сможет закрыть большую часть ваших запросов.

Хороший совет: если можно оптимизировать затраты и использовать штатный функционал софта, изменяя лишь визуальную часть, то лучше не придумывать велосипед и сделать так.

Частая история — компания хочет использовать на своем портале фирменные цвета и визуалы. И если это удовлетворяет как целям «заказчика», так и пользователям, то лучше оставить все, как есть.

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

У каждой компании вырабатывается фирменный стиль, который можно отследить на всех каналах связи. Важно, чтобы корпоративный портал, в том числе, был выполнен в этом стиле.

Если зайти на облачный Битрикс24, вы увидите, что он выполнен с акцентом на голубой цвет. Естественно, это не подойдет тому же РИВ ГОШ, о котором мы рассказывали вам в начале статьи. Тут можно увидеть, как фирменный стиль компании отразился на интерфейсе корпоративного портала:

Важный пункт, о котором многие забывают: не стоит добавлять дизайн ради дизайна.

Корпоративный портал — сложный ресурс, с огромным функционалом. И главная страница это лишь верхушка айсберга.

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

А теперь давайте представим: пользователь решил зайти в раздел «отпуск». Здесь для юзеров ключевой информацией станет:

  • Количество неиспользованных дней отпуска
  • Календарь
  • Возможность подать заявку на отпуск

И еще некоторые функции, которые являются опциональными. Ими редко пользуются, но в случае чего ваш сервис должен уметь выполнить такой запрос. Речь про возможность переноса отпуска, отпуск вне графика, отпуск без сохранения заработной платы и так далее.

Для этого нам нужно спроектировать и задизайнить раздел, который с первых секунд покажет пользователю, что ему нужно нажать для того, чтобы уйти в отпуск.

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

А теперь представим, что вместо понятного меню у нас перебор с дизайном. Какие-то котики, собачки или любые другие иллюстрации, которые не несут никакой ценности:

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Да, пример очень грубый, котики разные, но мысль здесь в том, что не стоит перегружать и так сложный сервис.

Паттерны появляются не просто так, это годы исследований и аналитики. Поэтому не стоит менять то, что работает, даже если очень хочется.

Вам нужно проживать пользовательский путь, понимать, что ему нужно в конкретный момент. Если человек хочет взять отпуск, он должен сделать это без лишних раздумий, разглядываний «котиков» и прочего.

Поэтому давайте закрепим: главное в разделе «отпуск» — количество неиспользуемых дней отпуска, календарь, на котором он может отследить, брался ли отпуск и в какие даты, и возможность взять отпуск в этом году/месяце.

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Мы подробно поговорили об этом выше. Не забывайте задавать себе три главных вопроса:

  • Зачем этот портал?
  • Кому он нужен?
  • Какие задачи мы решаем?

И уже на основе этих вопросов узнавать мнение каждого конкретного отдела. Здесь поможет аналитика, о которой, опять же, мы поговорим в следующий раз.

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

Пожалуй, один из важнейших пунктов. Если вы можете кастомизировать и изменить платформу под запросы конкретного отдела, стоит пользоваться этим.

Пользователей вашего портала всегда можно разделить на несколько групп. Как мы и говорили выше, чаще всего встречается 3 аудитории:

  • Производственные работники
  • Офис
  • Удаленные сотрудники

А еще не стоит забывать о HR, бухгалтерии, маркетинговом отделе, менеджерах и ТОПах. Каждая компании имеет своё количество активных сотрудников, которые преследует свои цели на корпоративном портале.

Поэтому при помощи персонализации мы можем видоизменять ту же главную страницу под каждого конкретного пользователя. Привязываем ему определенный тег и вуаля, главная отвечает его запросу.

(На самом деле, механизм чуть сложнее, но сегодня речь не про супер сложные механики)

Тренды в дизайне корп. порталов

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

И все это из-за того, что очень мало людей/студий, которые занимаются проектированием и дизайном корпоративных порталов. Еще меньше людей с достаточной экспертизой не только сделать качественный с точки зрения функционала, но и визуально приятный продукт.

Вторая причина — корпоративный портал делается раз на Х лет. Вот сделал себе, условно, СБЕР корп. портал и вспомнит о нем лишь в 2029 году.

Если же мы возьмем e-com, то с ним работа проходит на ежедневной основе. Сайт должен выделяться на фоне конкурентов, должен зацепить потенциального покупателя и довести его до совершения целевого действия.

Корпоративный портал должен быть удобным и отвечать потребностям аудитории. И твой пользователь не сможет уйти на другой корп. портал. Только, если не уйдет из твоей компании в целом.

UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций
  • У нас был пример, когда мы начали собирать CJM и EJM для корпоративных порталов, многие компании удивлялись такому подходу
  • А вот с дизайном и визуальной составляющей нужно решать по факту. Так как многие не готовы к резким переменам и привыкли «жить» в привычном ритме
  • Некоторые не готовы сходу приступать к дизайну или прототипам и просят специальную документацию. Все нужно согласовывать не только между вами и заказчиком, но и внутри — между менеджерами и ТОПами компании
UX порталов, выпуск первый: аудитория и подходы в дизайне корп. порталов для Росгосстрах, НЛМК, РИВ ГОШ и других корпораций

И последнее — тема корпоративных порталов закрыта. Мало кто рассказывает о том, как их делать, как анализировать аудиторию, как общаться с заказчиком, какие паттерны у корп. порталов есть и так далее.

В основном все рассказывают про мобильные интерфейсы, e-com и другое. А мы решили взять и поделиться нашим опытом с вами. И хоть сегодня была вводная статья, именно она покажет, насколько вам интересна эта тема.

Если это так и вы в действительности хотите узнать о корпоративных порталах больше, обязательно ставьте лайки и оставляйте комментарии. Так мы поймем, что движемся в правильном направлении и вам интересна эта тема.

А сегодня пора заканчивать. Спасибо каждому за чтение этой статьи. Не забывайте подписываться на наш телеграм-канал, в котором мы постим инфу по студии и не только (мемы, кто не любит мемы?):

С вами был редактор UXART. До скорых встреч <3

2020
11
7 комментариев

Полезное. Спасибо за мысль, что сотрудник ничем не хуже покупателя, поэтому ему тоже надо делать качественно и логично.

1

Очень интересная тема. Действительно в основном все говорят о дизайне приложений для финальных клиентов, а о корпоративных платформах мало информации.

Получается ваша команда с нуля программирует платформу и создаёт индивидуальный дизайн под каждого клиента? Или вы используете уже существующие системы и на их базе строите всё?

Каждый раз с нуля разрабатывать корп. порталы — мы б тогда сделали не 20, а 1-2 :)

Поэтому для базы используется платформа Битрикс24, далее, при необходимости разрабатываются дополнительные сервисы и кастомизируются существующие под конкретного клиента и его задачи.

Дизайн индивидуальный, да, для каждой компании. Интерфейсные решения принимаются в зависимости от аудитории, их пользовательских сценариев и особенностей.

1

Главный вопрос — как затащить народ в корпортал?

Сделать полезным, информативным и удобным, чтоб не надо было затаскивать)

1

Сколько видел корп порталов, на старте все супер, а потом уходит идейный сотрудник, на этом все, развития нет, люди перестают пользоваться и все...

Благо в корпорациях это не так и там ими пользуются ежедневно, т.к. это основной инструмент коммуникации и доступа к сервисам компании (отпуска, расчетные листы, справки, задачи, мероприятия, оргструктура, адресные книги, мессенджеры и тд).