Идеальное техзадание — миф или реальность?

Идеальное техзадание — миф или реальность?

Привет!

Сегодняшняя встреча об одной из самых больших болей дизайнера - ТЗ.

Что это, зачем оно, почему без него никак - об это сегодня и поговорим.

ТЗ - это техническое задание. На вики вы найдете сложный термин, который легко перефразировать - это ответы заказчика на вопросы дизайнера о будущем проекте. В идеале - в письменном виде.

Спустя 7 лет работы я пришел к тому, что без тз я не начинаю работу даже над картинками в посты своих постоянных клиентов. Может показаться, что у меня паранойя, но нет. Чаще всего после фразы "мне надо красивенько и чтоб как остальные посты" поступает примерно миллион правок и на обычную картинку тратится, порой и три часа.

Зачем нужно тз?

Облегчить жизнь дизайнеру, заказчику, а возможно и менеджерам, которые стоят между ними. И чтобы зафиксировать все, что нужно для будущего проекта. Получив готовое тз - все участники работы над проектом будут знать, что должно получиться в конце.

Не нужно бояться тз.

Многие начинающие дизайнеры (я тоже) испытывали физическую боль при упоминании наличия тз или брифа. По мнению дизайнеров, это долго, мутно и внутри куча непонятных переменных.

Заказчики, бывает, тоже пытаются избежать тз, "ведь задача не сложая и дел на пять минут". В таком случае задача дизайнера - объяснить, что это не 7 кругов ада, а задокументированные хотелки заказчика.

Что должно быть в тз?

Многие тз строятся по одному принципу, имея небольшие различия, зависящие от формата работы дизайнера или студии.

Я расскажу вам на примере своего. У меня Техническое Задание состоит из двух частей - брифа и мудборда.

Бриф для проекта «СВЭГАЧ»
Бриф для проекта «СВЭГАЧ»

Бриф - в очень простом понимании - анкета уточняющих вопросов о вашем бизнесе или проекте. В нём заказчик отвечает на такие вопросы:

  1. Знакомство (как называется фирма, почему такое название, как давно существует проект, география работы проекта, есть ли сайт)
  2. ЦА (какая она у вашего бизнеса, в словестных портретах)
  3. Что делаем? (логотип, визитка, сайт итд)
  4. Какие эмоции будет вызывать проект? (радость, дружелюбность, уверенность итд)
  5. Информация о конкурентах

и еще немного вопросов, но уже о визуальной составляющей:

6. Формат и стиль проекта

7. цветовые гаммы

8. примеры удачного дизайна (на взгляд заказчика)

9. Где еще будет применяться разработанный дизайн (от визиток и до автомобиля)

Также, я считаю важным уточнить, сколько в проекте лиц со стороны заказчика, принимающих решение. ЛПР.

Это вопросы, касающиеся брифа. В моем тз есть еще Мудборд.

Мудборд для проекта «СВЭГАЧ» с выбором визуальной концепции и цветовой гаммы. Составлен исходя из пожеланий в брифе.
Мудборд для проекта «СВЭГАЧ» с выбором визуальной концепции и цветовой гаммы. Составлен исходя из пожеланий в брифе.

Мудборд - это превью будущего дизайна. Создан, чтобы помогать презентовать и согласовать визуальные составляющие вашего проекта.

Мудборд - это визуальная карта того, как будет выглядеть ваш проект. Изначально мудборды используют, как доски вдохновения или настроения. Я, исходя из пожеланий клиента, прикидываю, как бы мог выглядеть проект, нахожу в интернете хорошие примеры моего видения и представляю клиенту.

Такая карта прикладывается к тз.

По итогу мы получаем тз, которое состоит из двух вполне понятных частей:

  • заполненной анкеты с хотелками - брифа
  • визуальной карты, чтобы иметь представление о проекте - мудборда.

Как понять, насколько идеальное тз?

По количеству правок, которое вы отправите дизайнеру. Чем их меньше - тем лучше было составлено тз, тем лучше вы с дизайнером поняли друг друга.

Подведем итог:

Что должно быть в тз:

1. Заполненный бриф с

  • Информацией о клиенте и проекте
  • Предмет работы
  • Информация о конкурентах
  • цвет, стиль, примеры

2. И мудборд - визуальная карта будущего проекта.

Техзадание для проекта «СВЭГАЧ». Выжимка из брифа и мудборда. Прикрепляется к договору.
Техзадание для проекта «СВЭГАЧ». Выжимка из брифа и мудборда. Прикрепляется к договору.

Если вам интересно, вы можете заполнить мой бриф на логотип. По нему я составлю вам мудборд - вместе представим, как бы выглядел дизайн (или редизайн) вашего проекта. Сейчас он выглядит иначе, но все такой же классный.

бриф (укажите в графе «имя» — «Имя, хочу мудборд»):

Хорошего дня!

Задать вопрос: Руслан вконтакте

Заказать дизайн: Руслан на сайте

Заценить портфолио: Руслан в бехансе

55
4 комментария

Идеальное ТЗ для сложного проекта - это утопия. Заказчик имеет видение, которое сможет выстрелить в соавторстве с креативным дизайнером. Если же загружать заказчика брифами с тысячами вопросов ради того, чтобы потом съехать по аналогии "к пуговицам претензии есть?", то это уже ремесло, а не креатив.

2
Ответить

Дизайн, на мой взгляд, должен иметь направляющие в виде визуальной концепции

1
Ответить

ТЗ, точно нужное, а то может выйти в итоге что по мнению заказчика вы нечего не сделали, хотя по по факту могли уже часов 10 на их маленькие только доработки потратить. Плюс многое заказчики и сами не знают чего хотят. А так берём Тз и выполняем, если заказ крупный ,то составляем договор, и желательно чтобы это тоже было юр лицо, а то если вдруг дойдет суда ( всякое бывает) с физическим лицом сложней выяснять хлопотно.

2
Ответить

А если мы говорим о гибкой разработке?

Ответить