Придуманные проекты в портфолио не работают?

Смотрит очередное портфолио с кейсами про такси/доставку/фитнес/крипту
Смотрит очередное портфолио с кейсами про такси/доставку/фитнес/крипту

Привет! Продолжаем тему новичков в дизайне. Сегодня на повестке дня — придуманные кейсы для портфолио. Тема больная как для составляющих портфолио, так и для тех, кто его просматривает.

Краткое вступление

Что делать дизайнеру после обучения, не имеющему реального опыта в продукте, но так жаждущего получения заветного оффера? Придуманный проект является одним из вариантов показать свои дизайнерские и продуктовые навыки. Конечно, реальные коммерческие работы ценятся гораздо выше, но если бы они были у всех, то смысла в написании этого поста не было вовсе. Поэтому давайте рассмотрим основные ошибки новичков и узнаем решение общей беды.

Так в чем проблема моего кейса?

Сразу скажу, что в придуманных проектах нет ничего плохого — вопрос в том как они сделаны и оформлены, есть ли у них ценность или это просто красивые картинки где-нибудь на Behance. Именно проблемы с созданием, оформлением и подачей могут похоронить заинтересованность в вас, как в кандидате на трудоустройство. Тут я выделю, наверное, самые частые и страшные ошибки.

Использование чужого проекта в своем портфолио.

Очень частая история, когда начинающие дизайнеры из-за нехватки работ в пуле, недостатка времени на создание множества проектов, неуверенности в своих силах (и еще очень много разных причин) прибегают к подобным махинациям. На первый взгляд минусов нет, ведь сильная работа в портфолио должна значительно увеличить шансы на оффер, но есть нюанс. Когда условный арт-дир или дизайн-лид просматривает портфолио джуна и видит кейсы соответствующего уровня и еще один, но на одну-две головы круче по исполнению, у него в голове возникает резонный вопрос: "а как это так вышло?"

Придуманные проекты в портфолио не работают?

Это может привести к двум вариантам развития событий: арт-диру/дизайн-лиду станет все понятно, и ваше портфолио закроют, больше к нему не возвращаясь, или у вас попытаются узнать, почему так произошло. У вас обязательно поинтересуются процессом работы над лучшим кейсом, обязательно спросят про этапы работы, почему вы принимали те или иные решения и т.д. Обычно после одного-двух вопросов становится понятно, что проект принадлежит не вам.

Макеты ради макетов (и их оформление).

Начинающий дизайнер заходит на Behance (или другой подобный сайт), видит невероятно красивые изображения, и его посещает мысль: "Вот как я должен оформить свой проект". На самом же деле подобные картинки зачастую не имеют ничего общего с продуктом — это лишь красивые макеты ради красивых макетов. В них не продуманы или не показаны взаимодействия, нет структуры и какой-либо информации об этапах проектирования и принятия решений. Безусловно, визуальная составляющая крайне важна, но если проект будет пустышкой, то никакой ценности нести он не может.

Более того, иногда придуманные кейсы, слишком похожие на работы других дизайнеров, полностью лишаются их оригинальности и уникальности (шутка про очередное приложение такси/доставку еды/кинопоиск/соцсети).

Попытка выдать придуманные кейсы за реальные

И снова по больному — условия в вакансии: "Только с реальными, не учебными проектами". Видя эти слова, в голове невольно созревает план, но у него есть существенный минус - он хорошо читаем.

Допустим, вы сделали небольшой кейс, который улучшает какую-нибудь механику в приложении N (не путать с X), и ловко маскируете нереальность этого улучшения словами "еще в разработке", "не могу сказать - все под NDA" и т.д. В данной ситуации возникает резонное чувство сомнения и желание это чувство убрать единственно верным способом, а именно - начать копать и закидывать вопросами. Вопросы эти будут не про auto layout и не про стили текста в проекте, а самые настоящие продуктовые: на какие метрики вы хотели повлиять? как это должно повлиять на них? почему это решение, а не другое? как будете тестировать это решение? Собственно, результат будет такой же как и с проблемой из первого пункта — вместо попытки создать красивую иллюзию, вы станете жертвой своего стремления удивить. Помните, что от джунов не ждут невероятного.

Так что же мне сделать, чтобы мои работы были эффективными?

Чтобы придуманный кейс работал, не надо выдавать его за настоящий, но нужно подойти к работе над ним как над реальным проектом. Это значит, что необходимо выбрать интересную вам сферу, исследовать рынок конкурентов, провести исследование потребностей пользователей, понять какую работу будет осуществлять ваш продукт, выявить основные проблемы и боли, которые он может решить, понять все возможные ограничения и специфику и, исходя из этого, определить функциональность. Спроектируйте пользовательские сценарии и покажите масштабируемость принятых решений. Таким образом вы продемонстрируете, что мыслите продуктово, покажете свои аналитические навыки, навыки формулирования гипотез, способность к эмпатии, креативность, подход к работе, а не только то, что вы способны сверстать красивую картинку.

Это не значит, что можно пренебречь визуальной составляющей проекта. Напротив, создание красивого и качественного визуала и оформление макетов имеют большое значение. Однако важно осознавать, что визуальная часть — это лишь часть всей работы (и если быть честным, не самая сложная). Куда более важным аспектом любого кейса является описание процесса работы и принятия решений. Очень важно! Не нужно писать огромный талмуд о том, как вам было интересно проводить исследования со множеством невероятных людей, о том, как вы не спали ночами, обдумывая ту или иную фичу. Нужно кратко и эффективно донести информацию до человека, который просматривает ваши работы. Если проводили исследования, поясните, какие это были исследования, почему проводили именно их и какие результаты получили. Если описываете принятое интерфейсное/продуктовое решение, поясните, что повлияло на ваш выбор. Каждое отдельное разъяснение должно состоять из минимального количества букв и содержать максимум важной информации.

Крик души

Не заталкивайте исследования, которые вы увидели у кого-то в портфолио, но на своем проекте не проводили (ради придания большей значимости). Подобные вставки с взятыми из воздуха цифрами и выводами либо выглядят неполными и поверхностными, либо абсурдными и ненужными, что делит весь ваш труд на ноль. Пожалейте себя и свое время и не делайте так.

И того

Придуманные проекты в портфолио не работают?

Все до боли просто в теории и довольно сложно в исполнении. На подобную работу может уйти много времени и сил, но поверьте, все это более чем окупится. Придуманный проект может отлично продемонстрировать ваши навыки, способ мышления, разные способности и процесс работы, если вы отнесетесь к нему со всей серьезностью. Но в то же время может убить ваше время и все шансы на получение работы. Чтобы минимизировать свои шансы на плачевный исход:

  • Относимся к проекту как к реальному
  • Не жалеем времени на проработку
  • Не заимствуем чужое
  • Не делаем просто красивые картинки
  • Даем информацию о ходе работы коротко и четко
  • Проектируем пользовательские сценарии
  • Не закидываем в кейс исследования, которых не делали
  • Красиво оформляем

Таким образом ваше портфолио пополнится действительно рабочими проектами, а так же вы, как начинающий продуктовый дизайнер, сможете лучше погрузиться в специфику работы и потренировать свои навыки. Желаю успехов!

P.S.

Не нужно гнаться за количеством работ. Лучше сделать один хорошо проработанный работающий проект, который показывает ваши дизайнерские и продуктовые навыки, чем наклепать сотню пустышек.

44
11
6 комментариев

Портфолио просматриваются очень разными людьми, поэтому любые портфолио имеют одинаковое право на существование. Большинство зрителей не вникают в контент, даже если являются самыми крутыми специалистами. Даже реализованные коммерческие проекты крутых брендов иногда содержат ужасные технические косяки, на которые все закрывают глаза. Поскольку на Behance и подобных площадках портфолио содержат теги, то большое количество проектов в портфолио благоприятно влияет на продвижение и расширяет охват. Я не рекомендую творческим людям ограничивать свою фантазию и пытаться кому-то угодить — вместо того, чтобы проявить себя на 100%

Ответить

Право на существование, конечно, имеет любое портфолио, но ценность и содержательность у них разная.
Можно показать все свои навыки и сделать крутой проработанный проект, по которому будет видно, что дизайнер действительно многое умеет, а можно сделать 20 неюзабельных экранов (зато очень красивых).
Тут кому какой путь больше нравится)

Ответить