Смерть трендов в дизайне, или как делать крутой digital-продукт

Смерть трендов в дизайне, или как делать крутой digital-продукт

Тренды. Мы любим писать и читать о них. Статьи с такими заголовками собирают миллионы кликов и просмотров, и обычно десятками и сотнями появляются под новый год. Авторы воруют цитируют картинки друг друга. Площадки радостно потирают руки, получая трафик. И всё это ради того, чтобы дать безнадежную веру и неверную надежду сделать модный дизайн. Но если смотреть на тренды, то можно увидеть только прошлое. Заказчики ссылаются на тренды в брифах, но к релизу продукт выглядит устаревшим. Дизайнеры снова заказытвают глаза. Или, наоборот, яростно копируют референсы в надежде успеть. Но проходит год, и всё начинается заново. Иллюстрации… Цвета… Типографика… Мы в AGIMA решили дать отпор этому безобразию и рассказали о тех тенденциях, которые реально помогают нам оставаться актуальными в ежедневной работе, понимании наших клиентов и в планировании нашего будущего. Нового года для этого ждать совсем не обязательно.

Mobile-only

Исследования говорят, что треть людей в России выходят в интернет только через смартфон. И это логично: китайфоны на андроиде сейчас стоят дешевле ужина в ресторане, играть лучше на приставке, а смотреть видео на Smart TV.

Получается, что для многих специфических сервисов версию для десктопа делать не имеет смысла, и хватит только мобильного приложения или мобильной версии сайта. И это может заставить пересмотреть привычные методологии проектирования и дизайна.

Мы с таким подходом столкнулись еще лет 5 назад, когда проектировали интранет OBI. Большая часть линейных сотрудников большой ЭВМ в глаза не видели, но телефоны у всех. Мы проектировали так, чтобы все было у них под рукой. В 2016 получили награду Интранет года. Сейчас тренд вырос и уже не тренд, а жёсткое требование реальности.

Гриша Коченов, Креативный директор AGIMA

Simplicity

Исследования говорят что банковский и страховой бизнесы — лидеры «антирейтинга сложности». В классических финтех. продуктах разберётся только опытный или удачливый клиент. Молодые и дерзкие ребята видят в этом потенциал для роста. Просто оформить Каско, легко заполнить налоговую декларацию, быстро оплатить счет в другой стране помогают десятки стартапов. Хотя и банки-тяжеловесы стараются не отставать. Например, простые переводы денег по номеру телефона умеют делать уже все. Кажется, что жизнь будет становиться если не лучше, то хотя бы проще, и выживет тот, кто снимет больше головной боли с пользователя.

Я рассказывал об индексе простоты в своих лекциях и это не просто абстракция. По исследованиям Sigul & Gale прошлого года, бизнесы, добившиеся универсальной простоты взаимодействия, растут намного быстрее других.

Дмитрий Подлужный, Руководитель направления проектирования интерфейсов AGIMA

Суперприложения

Крупные игроки не хотят быть просто посредником в передаче денег, данных или поиске информации. Они строят свои инфраструктуры и экосистемы.

В прошедшем году это стало трансформироваться в суперприложения. Тинькофф первый выкатил своё. Яндекс постепенно объединяет свои сервисы. Сбербанк и ВТБ тоже что-то замышляют. Похоже, успех Wechat не даёт покоя большим компаниям. И пока стартапы упрощают сервисы, делая их идеально доступными, корпорации пытаются упростить жизнь пользователей, собрав сервисы в одном месте, осыпав клиента скидками, кэшбеками и разными плюшками. Мы ждём с нетерпением, что из этого выгорит.

Кстати, к нам ещё в 2018 приходили несколько банков с прототипами супер-приложений. Всё под NDA, говорить нельзя, но тогда это были страшные эксперименты. Калька с китайских сервисов, где в приложениях вся жизнь. Слишком сложно. Было очевидно, что без постепенной эволюции пользователи не смогут с этим жить.Сейчас во многом мы наблюдаем этот эволюционный переход.

Гриша Коченов, Креативный директор AGIMA

Финтех-продукты приближаются к своему визуальному идеалу

Автодизайн пришёл к своей «идеальной» форме: авто одного класса сделаны в одинаковых ограничениях по безопасности, габаритам, аэродинамике. Из-за этого внешне они отличаются нюансами: разрез фар, изгиб окон, рисунок решётки радиатора... С банковскими сайтами произошло примерно то же: паттерны отточены, best practices изучены, в результате, прищурившись, не отличить один банк от другого. Дизайнеры в комментариях злятся и обвиняют всех в плагиате, а пользователи радуются «как стало красиво и удобно».

Всякая идеальная форма рано или поздно начинает бесить! Даже если работает идеально. Поэтому чем больше в лес, тем вероятнее, что мы будем так же видеть больше смелых экспериментов. Как с cyber truk — есть шанс придумать свой путь и проломить идеал так, что маркетинг будет в восторге.

Спасибо за картинку «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpikabu.ru%2Fstory%2Fproryiv_v_dizayne_avtomobiley_7070544&postId=143565" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пикабу</a>»
Спасибо за картинку «Пикабу»

Мне, конечно, как визуалу грустно смотреть на всё это, и я жду нового витка технологий, чтобы он разрушил эту стагнацию и дал пинок всем вокруг. Неважно, что это будет: чат-боты со встроенным джарвисом или нейроинтерфейсы с синей таблеткой. Но хочется, чтобы снова начались эксперименты и поиски. Чтобы банки снова начали удивлять и радовать неожиданными находками и необычными подходами.

Константин Кислейко, Руководитель отдела дизайна AGIMA

Понятие «визуальные тренды» потеряло смысл

Каждый год мы видим подборки трендов на дизайн-площадках, в которых говорят одно и то же. «В тренде иллюстрации, смелая типографика, флэт, объём, неоморфизм, минимализм, брутализм, теперь всё красим в пантон ####».

Иллюстрация <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fq%3Dhttps%3A%2F%2Fwww.wardrobeoxygen.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2020%2F01%2Fpantone-color-of-the-year.jpg%26amp%3Bsa%3DD%26amp%3Bust%3D1595250046281000%26amp%3Busg%3DAFQjCNH7B9L4V0LEpCN3QbhF9yh5DWeN3w&postId=143565" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">wardrobeoxygen</a>
Иллюстрация wardrobeoxygen

Мир стал большим, быстрым и разнообразным. То, что вчера нарисовал вьетнамский дизайнер, сегодня повторил американский. А завтра уже будет вьетнамский повторять за русским. Всё это смешивается, трансформируется и изменяется каждую минуту.

Визуальные тренды и раньше были довольно спорным понятием, но в этом году, видимо, пришло время сказать: «Всё, трендов больше нет, просто делайте хороший дизайн».

Иллюстрируйте ваш дизайн хорошими картинками. Или не иллюстрируйте. Делайте хорошую типографику. Или плохую (можете назвать это «брутализм»). Используйте цвета из брендбука или из ежегодной подборки пантона. Неважно, главное делайте это с душой.

Скевоморфизм в своё время был явным трендом. Флэт потом так же сильно перетягивал на себя весь новый дизайн. Если сегодня смотреть на сайты, которые получают награды, то сейчас нет явного лидера. Иногда встречается такой винегрет, что и брутализмом назвать тяжело. Но если видно, что сделано качественно, если есть системный подход и идея, есть работа с типографикой и микроанимацией, то можно смело подавать проект на номинации, если награды не получите, то хотя бы привлечёте внимание к своему проекту. Мы запилили свой канал в телеграме и публикуем там каждый день самые интересные проекты со всего мира, ориентируемся в основном на веб- и анимацию интерфейсов, иногда публикуем и свои кейсы, если выходит что-то неплохое. https://t.me/AGIMAdesign, подписывайтесь, если хотите следить за качественным вебом.

Дмитрий Кожевников, Арт-директор AGIMA

Облачные технологии

Коронавирус, конечно, дал пинок всем облачным сервисам, но и без того тренд был очевиден. Все, как один, крупные игроки выкатили свои облака и развивают сервисы на них. МТС, Мail.ru, Яндекс, Сбербанк уже давно на этом рынке. Документы, дизайн, совещания, магазины, разработка, финансы. Появляются узкоспециализированные решения. Например, «ПИК» успешно разрабатывает специализированный облачный редактор для архитекторов, чтобы они работали из регионов. Vectary сделал из каждого обладателя браузера 3D-дизайнера. Stadia от Google, правда, пока не взлетела, но, думаем, это просто «первый блин комом». Сама идея всем нравится.

Я всё жду когда можно будет в Figma нормально работать с iPad’а. Когда вообще можно будет принести свой телефон и работать на любом экране из облака. Идея старая, мы уже почти там. Давайте, сервисы, поднажмите.

Гриша Коченов, Креативный директор AGIMA

Мой самый большой кошмар, что одним прекрасным днём что-то где-то пойдёт не так, и все тысячи макетов в Figma станут недоступны.

Константин Кислейко, Руководитель отдела дизайна AGIMA

Ваши конкуренты больше не ваши конкуренты

Традиционный путь создания проектов содержит попытку отстроиться от конкурентов. Вечный вопрос, который все задают в книгах: «А чем вы отличаетесь?» И почти никто, будем честны, не даёт на него ответа (хоть вопрос-то и хороший). Но, похоже, сейчас время не смотреть на конкурентов, а смотреть на то, чем пользуется пользователь в своей жизни. Он (пользователь) больше не сравнивает нас с нашими конкурентами, он сравнивает нас с Facebook, Google, Netflix. И хочет от нас такого же сервиса, тех же механизмов, такой же надёжности. И теперь вопрос, наверное, нужно формулировать «Как вы встраиваетесь в среду пользователя? Привычно ли он будет чувствовать себя с этим продуктом? Чем вы обогатите его digital-мир?»

Пора отбросить всякие термины, пытающиеся определить, человек, будь то "user" или "customer", и оставить в фокусе внимания только "experience" во всём его многообразии.

Дмитрий Подлужный, Руководитель направления проектирования интерфейсов AGIMA

Если задуматься, то довольно странно брать паттерны из самого большого маркетплейса в мире, и применять их для самого крупного медиа в России, но работает жеж 😜

Константин Кислейко, Руководитель отдела дизайна AGIMA

Site builder

Средние и мелкие бизнесы давно и успешно используют конструкторы сайтов. Стартапы не стесняются делать MVP на Тильде проверять гипотезы за копейки.

Даже большие и серьезные компании поняли, что нет смысла тратить деньги на кастомную разработку, если минорные задачи может покрыть Тильда, Readymag и другие подобные сервисы. Дизайнеры среагировали, и появился новый класс специалистов «дизайнер Тильды». Поэтому не удивляйтесь, если увидите знакомые эффекты на очередном лендинге.

Я, кстати, считаю, что эхом будет деградация многих дизайнеров. Начинать с Тильды точно опасно. Привыкать жить со связанными руками. И Figma тоже здесь отметилась — я часто вижу обеднённые визуальные решения поколения, воспитанного лишь на том, как двигать квадратики.

Гриша Коченов, Креативный директор AGIMA

Дизайн презентаций

Достоинство Тильды в том, что она не даёт сделать плохо: сайт, который соберёт HR, будет как минимум «норм». И эта планка качества как-то проникла и в умы менеджеров. Сейчас мало кого устраивают стандартные уродские презентации в поверпоинте, начальству хочется красоты. Кто-то идёт на курсы по оформлению презентаций, которых сейчас полно. А кто-то нанимает профессионалов. Вместе с «дизайнерами Тильды» появился класс «дизайнеров презентаций». Так что «поверпоинт умер, да здравствует поверпоинт (и другие облачные сервисы создания презентаций)»

Пример не очень хорошей презентации <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.slideshare.net%2Fnalts%2Fthe-top-10-ugliest-powerpoint-slides&postId=143565" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The Top 10 Ugliest Powerpoint Slides</a>
Пример не очень хорошей презентации The Top 10 Ugliest Powerpoint Slides

Надо признать — общий уровень работы с презентациями растёт, некий средний уровень визуальной культуры стал выше. Но меня до сих пор удивляют, как многие менеджеры умудряются нормальный шаблон использовать так, что хочется плакать. С типографикой в массах всё ещё, увы, очень плохо.

Гриша Коченов, Креативный директор AGIMA

А вдруг общий уровень визуальной культуры поднимется, и то, что сегодня было «норм», завтра станет «фу-какой-отстой»? А потом люди перестанут мусорить на улицах и ставить заборы из профнастила… И всё это из-за Тильды и презентаций… Эх, мечты..

Константин Кислейко, Руководитель отдела дизайна AGIMA

Дизайнеры всего

Возможно, это профессиональное искажение, но кажется, что именно в этом году всё окончательно смешалось. Веб-дизайнеры делают продукты, а продуктового дизайнера не отличить от арт-директора. UI-дизайнеры проводят пользовательские исследования, а UX-дизайнеры торгуют акциями, чтобы понять бизнес, и пишут новые бизнес-процессы. Название вакансии «Ищу ... дизайнера» может значить всё что угодно. С другой стороны, один человек не может быть суперкрутым во всём: и в понимании бизнеса, и в отрисовке иконок. Сейчас мы в AGIMA меньше сфокусированы на поиске специализаций, а больше на поиске «крутых профи». И хотя у нас есть формальное разделение на проектировщиков, дизайнеров, иллюстраторов и т.д., мы подбираем команду скорее по персональному профилю специалиста, а не по его специальности.

Творчество становится осознанным. Слово «дизайнер» годится больше для имиджевых или небольших проектов. Для масштабных постоянно растущих сервисов нужен не столько дизайнер, дизайн и абстрактная красота, которую сложно измерить из-за вкусовщины и смены визуальных трендов, сколько инженер. Назовём его «Инженер дизайн-системы». Он должен выстроить систему компонентов с большим запасом визуальной прочности, потенциалом расширения и понятной логикой оформления каждого элемента. Важнее отсечь лишний дизайн, чем придумать его.

Валерия Зонова, Дизайнер AGIMA

Когда у меня спрашивают «а сколько у вас дизайнеров», я всегда теряюсь, кого считать? только тех, кто в моём цеху? или тех, кто рисует? или тех, кто делает красиво и удобно? а фронтендеры — они куда относятся? А если аналитик квадратики рисует и хорошо получается?

Константин Кислейко, Руководитель отдела дизайна AGIMA

Итого

Если честно, мы, конечно следим за трендами. Статьи с заголовком «20 трендов …» не оставляют нас равнодушными. Мы с волнением следим за новыми иконками Apple: «неужели -морифзм возвращается?». Иногда сами читаем лекции о трендах нашим клиентам: рассказываем о каких-то свежих ходах в паттернах и сезонных особенностях в илллюстрации.

Но мы считаем, что хорошие свежие исследовательские отчёты больше принесут в картинку главной страницы сайта, чем самый распрекрасный дрибл-шот.

1313
12 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

или Художник-конструктор

Ответить

"Мы с таким подходом столкнулись еще лет 5 назад, когда проектировали интранет OBI."
-Эмм, интранет OBI делала компания Contens, на 15 языков и 42 тысячи сотрудников.
 
"Я всё жду когда можно будет в Figma нормально работать с iPad’а. " - а вы не ждите, сделайте удобнее инструмент.

"Скевоморфизм в своё время был явным трендом. Флэт потом так же сильно перетягивал на себя весь новый дизайн. Если сегодня смотреть на сайты, которые получают награды, то сейчас нет явного лидера."
Если сайты делать для награды, то видимо да.

"Я, кстати, считаю, что эхом будет деградация многих дизайнеров. Начинать с Тильды точно опасно. Привыкать жить со связанными руками. И Figma тоже здесь отметилась — я часто вижу обеднённые визуальные решения поколения, воспитанного лишь на том, как двигать квадратики."
Тут вообще рука-лицо. Интернет агенство, которое в логичных эволюционных трендах, в тысячи раз упрощающих жизнь, видит деградацию. 

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Точно, нанять человека который будет целыми длями делать "Сейв Эс Фиг", заодно сможет версионность поддерживать, и за продуктивностью следить 😂

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить