Вы читаете конспект выступления Алексея Бородкина на онлайн-конференции UX Марафон про тексты. Алексей Бородкин, product lead в Росбанка, глава Гильдии вольных проектировщиковНа марафоне Алексей поделился методиками работы с текстами, которые он наработал за годы работы в агентствах по созданию цифровых продуктов, в том числе в Notamedia.Любите красивые и полезные ресурсы про дизайн? Загляните в UX Journal 😉Чтобы не пропускать новые конспекты и подборки, вступайте в группу на Facebook.Что важно заказчику, который приходит в агентство:Как правило, заказчик приходит в агентнство с какой-то конкретной бизнес-целью и набором задач, которые будет решать сайт или интерфейс. К сожалению, в итоге все часто сводится к красивым картинкам.Продвинутые заказчики заморачиваются хорошим UX, или — реже — делают акцент на технологиях.И оооочень маленький процент заказчиков уделяют внимание текстам. В результате, работа с текстом выходит на второй план.Неправильные подходы к текстам“Вы нам все нарисуйте, а тексты будут потом” — фактически, с таким отношением дизайн — это работа вслепую.“Все тексты у нас уже есть, ваша задача — просто их обрамить. Только ничего не меняйте, все уже утверждено, даже Серафим Петрович, председатель правления, все уже завизировал!”— здесь дизайнер вынужден впихивать талмуд текста в какие-то более-менее осмысленные пользовательские сценарии и интерфейсы (о которых автор текста, скорее всего, даже не задумался)Правильно: «Тексты не до и не после»Конечно, идеальный вариант — когда в начале проекта по разработке сайта/интерфейса есть базовый контент, на который можно опереться, чтобы понять логику и структуру материала, но который можно менять в ходе проектирования.Если готового контента на старте не было, Алексей с командой составляли контентное задание. Это текстовые документ, который включает в себя, по сути, ответы на вопросы:Что мы хотим сказать пользователюГде, в каком контексте, мы хотим это сказатьКак мы это рассказываем (логическое ударение, стиль, голос)ЦУ для копирайтера (например, “здесь хорошо бы перечислить 4 преимущества вашего продукта)По этому контентному заданию копирайтер писал первую версию текстов. Тексты подставляли в дизайн, “примеряли” и прорабатывали параллельно с дизайном.Когда копирайтер и дизайнер работают над проектом параллельно, получается этакий процесс «самоопыления».Когда проект готов, ребята также составляли контентный гайд — руководство по правильной работе с текстами. По структуре он напоминает контентное задание и отвечает почти на те же вопросы:Вопросы, на которые отвечает контентный гайдКонтентный гайд — это своеобразный залог того, что будущие копирайтеры не “испортят” проект, когда он будет в свободном плавании :)Конечно, для реализации такого подхода в агентстве желательно иметь штатного копирайтера. От специалиста на фрилансе сложно ожидать той же степени ответственности и погружения.Есть и другие помехи “самоопылению”: это может оказаться слишком долго и муторно. Иногда элементарно не хватает людей. К тому же, крупным клиентам часто наплевать на контент.Тем не менее, Алексей подчеркивает, что контент — это неотделимая часть интерфейса. Нет, даже так:“Текст — это лучшая часть интерфейса. Именно благодаря тексту человек понимает, с чем он имеет дело. Текст направляет его в правильное русло, а окружающий интерфейс всего лишь расставляет акценты”Еще несколько советов по работе с текстами:Текст нужно проектировать. Первая версия текста может просто укрупненно передавать суть. По мере детализации дизайна, можно прорабатывать и тексты.Текст тоже подчиняется законам UX. Например, “закон Миллера” (7±2) можно применить и к тексту: в одном смысловом блоке текста должно быть столько информации, сколько человек может запомнить.Тексты надо создавать параллельно с интерфейсом. Это про то самое “самоопыление”.Тексты надо исследовать, проверять, тестировать. Все исследования и тесты, которые мы делаем для интерфейсов, актуальны и для текстов.Тексты должны быть согласованными. Стиль и голос бренда должны звучать одинаково и на сайте, и в приложении.Места под тексты должны быть адаптивными. Например, если в интерфейсе есть форма ввода имени, стоит попробовать ввести не только длинные имена (Констрантин Константинопольский), но и короткие (Ян О). Здорово, если тексты будут выглядеть красиво, независимо от длины.Сервисные сообщения — это важно. Часто бывает, что тексты в интерфейсе отточены, а до сервисных сообщений руки не дошли. В итоге их пишет админ, уж как получится. А ведь именно в момент возникновения ошибки пользователю как никогда нужна ваша помочь и инструкции.По своей сути, текст не так уж и далек от графики. Текст — это символьный язык, которым мы передаем некий смысл.Читателю не важно, с чем он взаимодействует: с картинками или с текстом. В его голове оседает смысл.itunes.apple.comMental Notes