{"id":13466,"url":"\/distributions\/13466\/click?bit=1&hash=891d339b00b86120568ea8e4296ded112a42876a976e2fd335004400f35cbd30","title":"\u0427\u0442\u043e \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f\u0442, \u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0438 \u043a\u0443\u0434\u0430 \u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0432\u0430\u0448\u0438 \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u044b?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"24bb823c-c595-5fc8-be0f-fba9e89237c2","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Olga Fiodorova

10 правил юзабилити. Разбираемся на примерах

С каждым днем все больше услуг, начиная от сферы образования и до медицины, переходят в онлайн. Растет спрос, растет предложение, и конкуренция среди онлайн-площадок также стремится вверх. Грамотное и удобное оформление систем необходимо не только чтобы привлечь пользователей, но и чтобы их удержать.

Совместно с UI/UX дизайнерами Forte Group мы решили разобраться в 10-ти правилах эвристики, на которых зиждется весь User Experience, а значит весь опыт взаимодействия с онлайн-системами.

UX дизайн или User Experience — это любой опыт, который пользователь получает при взаимодействии с объектом. Это может быть как опыт использования приложения, так и дверной ручки.

Чтобы продемонстрировать важность UX, обратимся к статистике от ведущего в мире UX агентства — Intechnic:

70% пользователей могут уйти с сайта, если им не понравится дизайн интерфейса;

62% из них поделится своим негативным опытом с другими пользователями;

79% никогда не вернутся на сайт, если им было трудно его использовать в первый раз.

Чтобы ваш сайт или приложение не превратилось в головоломку, проверьте свой продукт 10 правилами юзабилити. Сформулировал их еще в 90-х годах Якоб Нильсен и назвал правилами эвристики. Не смотря на то, что эти правила были придуманы порядка 30-ти лет назад, они актуальны до сих пор.

Давайте пройдемся по каждому из них отдельно и рассмотрим примеры, где они работают, а где нет. В дальнейшем вы сможете использовать этот список, как чек-лист при создании интерфейса. Погнали!

1. Видимость статуса системы

Пользователь всегда должен понимать, что происходит в данный момент в системе (на сайте, в приложение и тп). Производя какие-то действия, пользователь должен понимать, есть у системы отклик или нет. Интерфейс может реагировать через прелоадеры, сообщать о статусах загрузки, объяснять через прогресс бары, счетчики и тд. Кроме этого, статус может сообщаться через окна успешных действий и ошибках. В общем, все элементы, которые помогают понять пользователю, что система работает. Обратная связь интерфейса должна быть своевременной, осмысленной и простой для понимания, чтобы пользователи знали, что их действия замечены системой.

Например, Facebook был одной из первых компаний, которая сделала мобильное приложение и решила кастомизировать прелоадер, значок загрузки при каждом запуске приложения. Но пользователям это не нравилось, они отправляли жалобы о том, что Facebook стал слишком медленно работать.

2. Схожесть системы с реальным миром

Система должна быть очень простой и не превращать взаимодействие с ней в головоломку. Символы внутри системы тоже должны быть простыми и схожими с теми, которые мы используем в реальной жизни.

Система должна быть понятна пользователю не только визуально, но и вербально. Говорите с вашим пользователем на одном языке. Например, на банковских сайтах от слов «лизинг», «факторинг» и «переуступка долга» у пользователя могут разбегаться глаза. Сложные конструкции словно обвиняют в пропуске пар по курсу экономики в университете. В таких случаях иконки становятся более информативными, чем сам текст.

Классный пример можно найти у компании Spotify (музыкальный стриминговый сервис). Когда ты случайно лайкаешь песню, а потом убираешь лайк, внизу выскакивает фраза «Let's pretend that never happened»(Давай притворимся, что ничего не произошло). Пользователю приятно, так как система дает лаконичный и по-дружески шуточный фидбек.

3. Свобода действий

Действие отмены — самое частое действие, которое совершает пользователь во всех онлайн-системах. Поэтому третье правило звучит так, чтобы любая система предлагала возможность дублировать или отменить последнее совершенное действие.

Это настолько важно, что команда IOS разработала отдельное действие отмены для смартфонов: встряхнуть телефон.

Несмотря на то, что система должна развязывать руки пользователю, до сих пор не все мессенджеры активировали опцию редактирования отправленных сообщений.

Вот еще один неудачный пример, где во время использования сайта магазина одежды, достаточно агрессивно выныривает реклама их мобильного приложения. При просмотре товара, рекламный pop-up закрывает важную кнопку назад. Чтобы вернуться, пользователю нужно искать кнопку назад в браузере и есть вероятность, что после таких игр в кошки-мышки пользователь вообще не вернется на сайт.

4. Стандарты

Есть стандарты однотипных систем, которых стоит придерживаться. Любые отклонения могут привести пользователей в заблуждение. Будет странно, когда ваши подразделы будут кардинально отличаться от подразделов конкурентов. Пользователь просто не сможет их сравнить.

Все знакомы с навигацией интернет-магазинов: меню слева, сверху разделы и поля для логина и пароля, корзина. Это все стандартизировано. Очень сложно найти интернет-магазин, который кардинально отличается от конкурентов.

Еще пример — меню почтовых агентов. Мы уже привыкли, что первыми в списке всегда будут входящие, а в конце списка будут папки Спам и Корзина.

Плохой пример. На сайте BBC есть секция, где люди оставляют комментарии, за которые можно голосовать. Рейтинги Highest обозначены стрелкой вниз, а Lowest стрелкой вверх, (здесь нет логики). Логичнее сделано на Stackoverflow (сайт вопросов\ответов о программировании).

Лучше использовать интуитивно понятные стандарты, чем изобретать велосипед и пытаться переучивать пользователей.

В дизайне любой системы стоит придерживаться одной цветовой гаммы. В примере ниже указана кнопка «Купить», отрисованная разными цветами. Пользователь сразу начинает сомневаться, одну и туже функцию выполняют эти кнопки или нет.

Если система дает сигнал пользователю, что большая красная кнопка выполняет важные действия, она должна выполнять их во всей системе. Ни зеленая или серая, а красная. Должна прослеживаться однородность системы.

5. Предотвращение ошибок

Лучше предупредить о возможности ошибки, чем придумывать красивые и содержательные сообщения о последствиях. Всегда продумывайте сценарии, в которых может возникнуть ошибка, и старайтесь ее предотвратить.

Например, наши гаджеты, которыми мы пользуемся каждый день, предупреждают нас push-уведомлениями, звуковыми сигналами или вибрацией о низком заряде батареи.

Понятно, что ничего не произойдет, если твоя зубная щетка будет разряжена и ты не сможешь почистить зубы. Но, если речь идет о каком-то серьезном оборудовании, где на кону стоит жизнь человека или его здоровье, предупреждающие сигналы очень важны.

Еще пример. При оплате картой онлайн, система сразу подсказывает в полях для заполнения, какую информацию ожидает от пользователя: номер карты, срок действия, имя. Или, когда мы придумываем пароль для регистрации аккаунта, сайт показывает, какие условия для пароля выполнены, а какие нет. Например, в пароле нет заглавной латинской буквы.

6. Узнаваемость

Нельзя заставлять пользователя слишком много думать. Всё взаимодействия должны происходить на интуитивном уровне. Например, всем знакомый знак.

А теперь представьте: вы пошли в бар, выпили коктейль, решили сходить в туалет и видите вот такое.

И не понимаете, в какую вам дверь. Это очень креативно, но заставляет пользователя думать. В итоге, он может не найти то, что искал, либо найти, но поздно:)

Ниже еще пример с эскалаторами, как одна мелкая деталь может полностью изменить восприятие пользователя.

Иконки всё чаще заменяют текст и упрощают нам жизнь, но стоит их использовать аккуратно. Ведь метафоры на иконках могут быть не так очевидны.

Если ты сомневаешься, что твоя иконка считывается правильно, лучше используй текст.

7. Гибкость

Мы никогда не знаем, с каким опытом придет пользователь на наш сайт или приложение, поэтому всегда выигрывают системы, в которых есть ускорители и возможность настраивать действия. Ниже вы найдете поп-ап, у которого есть минимум 4 способа закрытия. Все нашли?

Если система может предоставить пользователю несколько способов совершения одного действия, то пусть сделает это. Если убрать кнопку Close и крестик, то пользователи, у которых не было опыта взаимодействия, с клавишей Esc или с правилом «кликнуть по свободному пространству вокруг поп-апа», растеряются и не сразу смогут закрыть окно.

Еще пример — лайки в инстаграме. Поставить лайк публикации можно не только, кликнув на иконку сердечка, но просто два раза нажав по экрану.

Работа ускорителей хорошо представлена на сайтах покупки билетов. В поле, где вы начинаете вводить желаемое направление маршрута, система сразу начинает вам предлагать варианты на основе уже введенных данных. Если вы ищите маршрут туда-обратно, курсор сам перескакивает из поля туда, в поле обратно, когда вы определяетесь с выбором направления.

8. Простота

Восьмое правило — это эстетика минимализма в дизайне. Чем проще сайт визуально и функционально, тем быстрее пользователь достигнет своей цели на нем. Ниже пример очень перегруженного британского сайта для покупки машин в лизинг.

Обратный пример — поисковик Google. Здесь всё просто, лаконично и интуитивно понятно.

9. Понимание проблем и их решение.

Невозможно избежать ошибок при работе системы. Главное — это правильно объяснить пользователю, почему произошла ошибку и что с этим делать дальше.

Например, при регистрации нового пользователя система подсветит поле ввода, если пользователь с таким именем уже существует. А еще система может предложить варианты свободных имен на основе введенных ранее данных.

Еще пример: сайты для поиска работы. Любой пользователь может опечататься при вводе данных, но система все равно понимает его, обрабатывает запрос и выдает результат. Если бы система не поняла запрос, то поиск не дал бы никаких результатов. Пользователь мог не перепроверить свои действия и уйти с негативным опытом.

10. Справочные материалы и документация

Почти 10% пользователей читают справочные материалы или проходят туториал для использования системы. Чаще всего пройти туториал система предлагает при первом скачивании или регистрации. У пользователя должен быть выбор: проходить обучение или нет. Справочные материалы всегда должны быть легко доступны, даже если пользователь при первом визите в систему отказался проходить туториал.

Хороший пример туториал от IOS по использованию мышки. Здесь показывается не только ее функционал, но и как она взаимодействует в интерфейсе. Сам туториал можно включить и выключить.

Для знакомства пользователей с масштабными и сложными сайтами чаще всего используют FAQ или часто задаваемые вопросы.

На этом всё. Надеемся, вы найдете эти советы и примеры полезными и в дальнейшем будете использовать их при работе с системами. Творите:)

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Эсед Яшаров

Про лингскарс мимо. Это фишка сайта

Ответить
Развернуть ветку
Александр Макаров

На моей работе наши программисты плюют на все эти правила, но мы монополия им можно

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kovalev

Если в вашем преставлении это должны делать программисты, то вы далеки от разработки программных продуктов.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Павшуков

Они монополия, им можно)

Ответить
Развернуть ветку
Bohdan Borysov

Хуже когда дизайнеры поют на ux

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хахичев

За двойной тап для лайка убивать надо, так себе ускоритель. Двойной тап служит для увеличения/уменьшения картинки. Многие попадаются на эту ловушку, особенно те, для кого инста стоит на одном из последних мест в списке приложений по частоте использования.

Ответить
Развернуть ветку
Wassily Korablikov

С туалетными иконками неудачный пример. На мой взгляд, все представленные иконки хорошо считываются. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ayer

Нужно провести A/B-тестирование для разных контрольных групп в зависимости от уровня алкоголя в крови

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zimin

Лайки в инсте, это как раз пример ужасного UI, потому что это переопределение привычного действия! Все привыкли, что двойной тап по фото, как правило его увеличивает, но ребята из facebook, решили что теперь, в их поделии, это будет не так! Не надо так.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null