Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

В VK Мессенджере можно болтать в чатах, перекидываться «кружочками» и голосовыми, отправлять стикеры, звонить близким и коллегам. Он прошёл путь от раздела «Сообщения» ВКонтакте до сервиса с анимированными реакциями и папками для чатов. Рассказываем, как это было и как теперь выглядит VK Мессенджер в десктопной версии ВКонтакте.

Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

Привет, на связи команда VK Мессенджера. Наш сервис совсем взрослый: ему столько же лет, сколько ВКонтакте, — почти 18! За такое долгое время мы несколько раз меняли концепт и дизайн, а ещё добавили сотни новых функций. И вот какой была наша история.

Как менялся VK Мессенджер

Этап № 1. Раздел «Сообщения»

Сначала ВКонтакте был раздел «Сообщения». На первых порах здесь можно было только переписываться, и мы придумали оптимальный интерфейс для этого. Конечно, со временем детали менялись, но сохранялись отличительные черты: имена собеседников были вынесены в блок справа, освобождая место для активных чатов. Этот интерфейс мы назвали классическим.

В 2016 году мы представили новый дизайн для всей ВКонтакте. Редизайн коснулся и «Сообщений»: на одном экране стали помещаться открытый чат и список последних бесед. Это помогло быстрее ориентироваться между разговорами и реагировать на новые сообщения.

У классического интерфейса было много последователей, поэтому мы решили дать выбор: использовать то, что нравится и привычно, или переключиться на более современную версию. Так в настройках раздела сообщений появилась возможность вернуться к классическому интерфейсу.

Этап № 2. Мессенджер ВКонтакте

В 2020 году раздел «Сообщения» превратился в «Мессенджер». Это стало логичным продолжением его развития: теперь здесь можно было не только получать и отправлять сообщения, но и созваниваться, обмениваться голосовыми (наши самые активные пользователи отправляют больше 100 аудиосообщений в неделю!). Постепенно мы создали внутри ВКонтакте полноценный мощный мессенджер — место, где можно общаться с кем угодно и любым удобным способом.

Классический интерфейс
Классический интерфейс

Этап № 3. VK Мессенджер

Мы стали замечать, что некоторым пользователям удобнее использовать разные инструменты для разных задач. Например, кто-то приходит ВКонтакте, чтобы слушать музыку или смотреть видео, а кто-то — чтобы обсуждать дела и чатиться с друзьями. Хотелось снова дать выбор: использовать одну платформу для всего или отдельные для определённых потребностей.

Так в 2022 году мы представили мобильное приложение VK Мессенджер — это стало началом новой эпохи в развитии платформы. Сейчас VK Мессенджер доступен ВКонтакте — в десктопной и мобильной (m.vk.com) версиях, а также в приложении — и отдельно: в приложении для iOS и Android, десктопном приложении для Windows, macOS, Linux и веб-версии (web.vk.me).

Чтобы соответствовать переменам в мире и желаниях пользователей, мы улучшили дизайн VK Мессенджера в десктопной версии ВКонтакте. Теперь доступна самая свежая версия с набором всех актуальных функций и обновлений. Переключиться на неё можно в меню мессенджера.

Так выглядит новый интерфейс
Так выглядит новый интерфейс

Почему мы меняем интерфейс

Мир постоянно меняется — и пользователи тоже, начиная по-другому взаимодействовать с интерфейсами. Важно заложить основу для внедрения будущей функциональности, чтобы всё существующее и всё новое гармонично вписывалось и им можно было легко управлять.

Наш классический интерфейс проектировался задолго до бурного роста рынка. Это сейчас 70% россиян уверены, что мессенджеры станут основным средством общения, а тогда люди просто обменивались сообщениями, и было сложно представить, как далеко всё это зайдёт. Так что изменения напрашивались уже давно.

Когда мы придумывали новый интерфейс VK Мессенджера, то учитывали современные тенденции. Но тренды приходят и уходят каждые пару лет — они слишком переменчивы, поэтому в решениях лучше в первую очередь опираться на фундаментальную базу. В мире дизайнеров и исследователей такая есть — это UX-законы. В их основе — паттерны поведения пользователей, которые изучались годами. Соответствие им помогает оценить, насколько востребованным будет продукт.

UX-закон № 1. Закон Якоба

Большую часть времени пользователи проводят на других сайтах. Они предпочли бы, чтобы ваш сайт работал так же, как все остальные, уже знакомые им.

Чтобы все могли быстро разобраться в работе VK Мессенджера, мы проанализировали, как ведут себя пользователи других сервисов. Мы поняли, что некоторые наши отличительные сценарии не всегда играют нам на руку. Так, мы переместили список чатов влево от переписки: теперь с одной стороны — последние диалоги, а с другой — окно самого чата. Это помогает быстро переключаться между собеседниками, а ещё такой подход привычен аудитории.

Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

Помимо этого, мы добавили возможность открывать меню действий по правому клику на сообщение, как на других платформах, или по наведению курсора на три точки. И решили вопрос с точкой непрочитанного сообщения (подробнее об этом — дальше).

А ещё мы добавили в десктопную версию ВКонтакте функции VK Мессенджера, уже доступные в отдельном приложении. Среди них — исчезающие и тихие сообщения. Первые спустя время пропадают, а тихие сообщения приходят без звука — можно не бояться разбудить собеседника или отвлечь от важных дел.

UX-закон № 2. Закон общего пространства

Элементы воспринимаются как принадлежащие к одной группе, если находятся в одной области с чётко определённой границей. Добавить границу — значит отделить элемент от остальных.

Мы решили обновить внешний вид сообщений и добавить блоки: они помогают разделять коммуникацию, разграничивать входящие и исходящие сообщения. Выбрать, что больше по душе — блоки или классика, можно в настройках.

Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

По такому же принципу мы пересобрали раздел настроек. Теперь они разделены по логичным вкладкам — так легче найти нужную опцию. Вкладки мы распределили по ещё одному UX-принципу — эффекту серийной позиции. Согласно ему, пользователи лучше всего запоминают первый и последний элементы в списке. Так что самые важные настройки теперь снизу и вверху.

Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

Сами настройки теперь расположены на более видном месте. Достаточно нажать на три точки или кликнуть на диалог правой кнопкой мыши, чтобы открыть меню чата. Здесь его, к примеру, можно архивировать или закрепить, отключить уведомления, очистить всю историю переписки.

UX-закон № 3. Эффект эстетики в юзабилити

Пользователи часто воспринимают эстетически приятный дизайн как более удобный.

Дьявол кроется в деталях, поэтому мы изучили все возможные шероховатости в дизайне, которые могли создавать чувство дискомфорта.

Так, мы привели к одному виду шрифты — раньше они были разного размера. Отказались от акцентных синих цветов, которые использовались для минорных элементов, например отображения того, что собеседник печатает. Навели порядок с отступами, сделали элементы визуально более мягкими за счёт округлых углов.

Пользователям хочется встречать интересные элементы, которые добавляют красоты, — и делать ещё один оборот по орбите эстетики помогает моушен-дизайн. В свежей версии VK Мессенджера в десктопной версии ВКонтакте мы внедрили анимацию реакций — она добавляет жизни, помогает пользователям не скучать и просто симпатично выглядит.

UX-закон № 4. Закон Миллера

В среднем человек может держать в памяти от 5 до 9 элементов.

Раньше мы делали ставку на принцип «вся информация на одном экране». Теперь же пользователи устали от лишних элементов и хотят отдохнуть от изобилия информации. По современным меркам классический интерфейс стал перегруженным, и в свежей версии мессенджера мы предлагаем сфокусироваться на самом важном — на общении. Так, мы убрали лишний визуальный шум и отказались от блока рекомендуемых контактов, чтобы освободить место для списка чатов. А для тех, кому нужно ещё больше «воздуха», пригодится опция скрытия списка чатов: на экране останется только текущая переписка.

Когда становится меньше лишнего, всё важное можно сделать крупнее. В классическом интерфейсе некоторые шрифты и элементы мельче, чем в новом, что может приводить к мискликам. Так что многое в свежем дизайне стало крупнее: текст сообщений, имена собеседников, стикеры, вложения (статьи, музыка, фотографии), меню реакций.

Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

Чтобы пользователям не приходилось запоминать лишнее, мы структурировали общение. В мессенджере на компьютере появились папки — можно наводить порядок в переписках и сортировать чаты.

Кроме того, мы переработали карточку собеседника в чате. Так появляется больше пространства, чтобы изучить фотографии, видео, музыку — всё, что вы с собеседниками обсуждали и отправляли друг другу.

Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

Битва за точку непрочитанности

Один из самых известных элементов старого интерфейса для мобильных платформ — точка, которая появляется после того, как вы отправили сообщение, а собеседник его ещё не прочитал. Она жила с нами много лет, у неё накопилось немало преданных поклонников. И когда речь зашла об обновлении интерфейса веб-версии, самые жаркие споры разгорелись именно вокруг неё.

Наша команда разбилась на два лагеря: одни всем сердцем болели за точку, а другие считали, что от неё нужно окончательно отказаться. История, достойная мемов.

Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

Наследие — это важно, но всё же решение было принято в пользу развития и актуализации под потребности аудитории. Тем более что с нами много молодых людей, которые выросли в эпоху уже совсем других дизайн-паттернов, и галочка для них привычнее.

Мы повысили информативность интерфейса за счёт понятной системы визуальных сигналов, а именно галочек: одна — отправлено, две — прочитано. Так точка эволюционировала и превратилась в более современный, но при этом уже привычный для многих пользователей визуальный элемент.

Как развивался VK Мессенджер: от «Сообщений» до новой десктопной версии

Разговариваем с пользователями

Чтобы оценить первичные результаты работы, мы провели юзабилити-тестирование. Делимся основными выводами.

  • Большинство респондентов отметили, что им удобен формат, при котором они могут быстро переключаться между всеми чатами и перепиской. Некоторым пользователям было непривычно смещение активного чата из центра вправо. Но понятное ранжирование списка чатов и быстрый поиск по собеседникам и нужным сообщениям стали для пользователей большим плюсом.
  • Показ сообщений в блоках оказался настолько нативным, что не все респонденты смогли сказать, как было раньше. Сказался опыт использования мобильного приложения: в нём сообщения по умолчанию отображаются в блоках, и для пользователей эта логика кажется естественной.
  • Все респонденты с ходу разобрались, что одна галочка — это отправлено, а две — прочитано. Так что новый индикатор прочитанности оказался понятным.

Результаты тестирования показали, что пользователи в целом положительно оценивают обновлённый интерфейс и называют его интуитивно понятным. Мы продолжим следить за обратной связью от аудитории и внедрять изменения, чтобы делать VK Мессенджер ещё лучше.

2020
11
11
8 комментариев

О чём статья-то?

Сперва мне рассказали историю сервиса сообщений, в которой основным драйвером изменений было «мы решили». Ни предпосылок, ни заложенной идеи, ни результатов... Ладно, может дальше будет лучше?))

Блок «Почему мы меняем интерфейс» (вопрос в заголовке — плохой заголовок), в котором мне рассказали несколько UX законов. Хорошо, только из-за этих нескольких законов решились внести изменения?) Или можно быть метрики начали проседать? Или наоборот повысились после изменения интерфейса? Кажется, об этом мы не узнаем))

В конце посмотрел на итоги каких-то исследований. В целом всё хорошо, но куда рости непонятно из этого вывода( А как он относится ко всей статье? Какой итог я, как читатель должен сделать, прочитав эту статью?

Это только поверхностные претензии и только к статье, которая, как мне кажется, была написана на коленке за 20 минут после обеда. Очень слабо... От такой огромной компании как ВК ждешь чего-то более масштабного, экспертного и фундаментального, а получаешь сухое «мы решили»)

4

Реклама своей статьи, может будет менее суховато)

https://vc.ru/743080

1

Раньше чтобы написать кому-то в ВК, нужно было лезть в его профиль. А потом придумали, типа отдельного чата, где можно отдельно со всеми сразу переписываться. Это мега круто!

1

Фрилансю в основном ВК, отмечу что месенджер стал более удобным, звонки, голосовые, отправка файлов всё работает отлично. ВК молодцы, была проделанна колоссальна работа.

1

А как развивался вк? Наклепали кучу сервисов, залезли куда только можно. И до сих пор не оптимизировали веб версию, особенно по части видео и музыки. В этом плане очень круто себя показал Звук, кстати, вот их вебка это кайф

1

@ВКонтакте вы же с mail.ru одно и тоже? Как достучаться до вашей неторопливой техподдержки VK WorkSpace? Полутора суток висит [Ticket №2024103000759], отправленный на почту. И еще три по поводу стать клиентом вашего почтового сервиса для организаций.
В телеге тоже наглухо всё забарикадировано и если менеджер сначала отвечала, то теперь полный игнор.

Если вы еще на старте так относитесь к потенциальным клиентам, то что ждать, когда деньги будут уже заплачены...

1

Я часто замечаю такую тенденцию, что когда отжимают чужой бизнес под видом продажи, то потом развитие продукта в пользу пользователей прекращается и начинается доилово.
Это касается и ВК, Авито, Магнит, Сиберика и прочие.
Если государственные чиновники отжимают чей-то бизнес, то потом у них нет мозгов, чтобы сделать этот продукт еще лучше, ну или хотя бы поддерживать его на прошлом уровне.
Печальная тенденция развития бизнеса в стране.