Шрифты в законе. Особенности лицензирования и использования шрифтов

Долгое время в России и странах постсоветского пространства отсутствовало понимание авторского права. Сейчас, шаг за шагом, мы учимся оформлять подписки на видеоконтент, покупать книги и музыку. У нас формируется уважение к чужому интеллектуальному труду благодаря ужесточению законодательства в отношении пиратского контента.

То же самое касается и шрифтов. Их создают живые люди, которые ценят свои ресурсы и время. На работу, в зависимости от сложности и знакового состава, может быть потрачено несколько месяцев или даже лет. Соответственно, и стоимость лицензии на использование шрифта варьируется от многих факторов.

Платный или бесплатный

Бесплатные шрифты бывают абсолютно бесплатные. Например, системные, установленные на компьютерах: Arial, Times New Roman, Georgia и другие.

Бывают бесплатные с подвохом. Например, системный шрифт MacOS Helvetica можно использовать только на устройствах Apple. Хотите расширить сферу — покупайте отдельную лицензию.

Тоже самое касается шрифтов, распространяемых сервисом Google Fonts.

Оставшиеся 90% шрифтов платные. Стоимость лицензии зависит от условий использования шрифта.

Чем больше альтернативных знаков, лигатур, технических символов, тем большее количество языков поддерживает шрифт — тем выше его цена и больше юридических нюансов.

Или чем чаще вы используете шрифт в вебе, тем дороже он вам обходится. Будьте внимательны, узнавайте условия приобретения и особенности использования шрифта в лицензии. Многие ведущие производители шрифтов внесли корректировки в лицензионную политику, которые обязывают приобретать лицензию на шрифт даже в случае отсутствия установки шрифта на компьютер.

Особенности лицензирования в России

В российском законодательстве лицензирование шрифта можно осуществляться двумя способами:

  • Шрифт как программное обеспечение. В таком случае разработчик просто передаёт вам право на использование файла.
  • Шрифт как авторское произведение. Это двойная защита продукта, так как охраняется не только шрифтовой файл, но и рисунок шрифта. Так разработчик контролирует, кем и для чего используется файл. Даже при наличии лицензии у дизайнера и передачи изображений в кривых клиенту это не даёт заказчику возможности использовать результат работы. Чтобы не нарушать закон, он вынужден приобретать лицензию, даже если никогда не будет пользоваться шрифтовым файлом.

Виды лицензий

  • Веб-лицензия нужна для отображения шрифта на сайте. Шрифт встраивается в код. Web-лицензия обычно учитывает статистику посещений страницы. Чем больше посетителей, тем выше стоимость. Если показатели сайта растут, значит нужно запрашивать новую лицензию.
  • Digital Ads — лицензия разрешает встраивание шрифта в интернет-рекламу, например, баннеры. Стоимость может зависеть от количества показов.
  • App-лицензия учитывает количество скачиваний приложения.
  • Лицензия для ePub — встраивание шрифта в электронные книги.
  • Server-лицензия используется в том случае, когда пользоваться шрифтом могут не только обладатели лицензии. Это почти как облачное хранилище шрифта. Такой вариант лицензии можно внедрять в работе агентства.
  • Desktop-лицензия в основном требуется дизайнерам, которые работают с материальным брендингом — печатью упаковки, рекламных материалов, сувениров, баннеров и так далее. Шрифт встраивается в растре или в векторе.

Подробнее про Desktop-лицензию

  • Нужно ли клиенту покупать лицензию, если у дизайнера она уже куплена?

В большинстве случаев, если вы приобрели лицензию только для своего компьютера, то и использовать шрифт можете только вы. Передача результата клиенту осуществляется в кривых, без шрифтового файла. Вы же не передаёте заказчику вместе с макетами с расширением ai ещё и программу Adobe Illustrator. Лицензия принадлежит вам, и в будущем вы можете использовать шрифт в других проектах. А клиенту необходимо самостоятельно приобретать права на шрифт.

  • Нужно ли покупать несколько лицензий агентству, если над одним проектом работает команда дизайнеров?

Да, ведь мы говорим о десктоп-лицензии, которая распространяется на конкретные устройства. Не забывайте закладывать расходы на шрифт при составлении коммерческого предложения.

  • Можно ли по десктоп-лицензии использовать шрифт для создания логотипа?

Всё зависит от условий лицензии. Например, у Paratype есть отдельная лицензия для использования шрифта в логотипе.

Где искать шрифты?

В сети можно найти огромное количество интернет-ресурсов с предложениями шрифтов:

  • Интернет-магазины. Например, MyFonts или FontShop — можно найти почти все. Есть даже подборки новинок и акции на шрифты.
  • Магазины крупных студий-производителей. Например, Adobe, Monotype, Linotype, Hoefler&Co.
  • Независимые дизайн-студии — Letterhead Studio, Contrast Foundry, Temporarystate, Brownfox, Paratype, Type.Today.
  • Программы по аренде шрифтов — Fontstand. Этот вариант дешевле и удобнее, чем покупка.
  • Облачные хранилища. Оформить подписку можно на месяц или на год. У вас не будет физического файла, но будет доступ к использованию шрифта. Это отличный вариант для тех, кто работает с разными проектами и создаёт концепции. Например, Typekit.

В Ферме мы ведём таблицу с интернет-ресурсами по шрифтам и записываем их особенности. Делимся с вами и будем рады обратной связи.

55
27 комментариев

Фраза про шрифты гугл требует пояснения. В общем случае, в каких ситуациях нужно покупать лицензию? Я же правильно понял мысль про то, что как только мы вышли за какие-то рамки, то надо платить? Где эти рамки подскажите?

3

Как я понимаю, у каждого шрифта в Google Fonts есть в описании лицензия. Например лицензия Open font license предпологает, что шрифт можно использовать где угодно и как угодно, но его нельзя продавать от своего имени. Но про то, что нельзя использовать такие шрифты нигде кроме, например, устройств с андроид не сказано.

«Сейчас, шаг за шагом, мы учимся оформлять подписки на видеоконтент, покупать книги и музыку. У нас формируется уважение к чужому интеллектуальному труду благодаря ужесточению законодательства в отношении пиратского контента.»

Да, а еще я уверен что если мы не будем пердеть, то восстановим озоновый слой земли и ледники не будут таять.

Брат, никто ничему не учится, не выдавай свой максимализм за реальность. Произошло ровно несколько вещей: оформляться стали не подписки, а судебные иски. И после этого стало формироваться уважение к тому что заплатить надо не 10к, а пол мульта, значимая часть которого  — чужой интеллектуальный труд адвокатов, пошлин и судебных издержек.

Никакого волшебства в мире не произошло, ты чего Лунтика что ли насмотрелся. Просто слегка поменялась судебная практика и что самое важное — появился большой рынок дизайна и херова туча агенств в которых у каждого юнита зарплата по 100-150к в месяц —> есть с кого выбивать штрафы за незаконное использование любой херни.

А то что ты описываешь про сервисы музыки и прочее вообще к этому никакого отношения не имеет, не надо сравнивать профессиональную и потребительскую сферы. Зачем такие глупые преамбулы писать.

2

Петр, вот прочитал статью, прочитал ваш комментарий. После этого решил заглянуть в ваш профиль и возник вопрос: почему вы только пердите в комментариях? Уверен, что вы сможете найти более полезное применение своему времени, удачи!

2

Кажется, что ваше мнение субъективно. Я бы не стала судить людей по себе и без аргументов апеллировать к глупости или максимализму автора. Миллион статей и исследований - откройте аналитику Нетфликса хотя бы, посмотрите, как растёт статистика подписок. Кажется логичным, что человек разумный платит за подписку не из страха быть наказанным, а из-за понимания ценности контента и своей ответственности за результат. Если вы дизайнер, который отдаёт макет с нелегальными шрифтами, вы рискуете своей репутацией, а не тем, что боитесь уплатить штраф. Если вы человек, который ценит своё время или, например, хочет персонализированный контент, то вы покупаете подписку на Нетфлик, потому что вам так лучше - там все подстроено под вас, контент хорошего качества, уникальный контент. 

Вы имеете право на другое мнение, несмотря на статистику и эволюцию=) Но считаю неуместным оскорбления в вашем комментарии.

1

Автор учись выражать мысли ясно -"Тоже самое касается шрифтов, распространяемых сервисом Google Fonts"

1

Комментарий недоступен