До палеозоя Или как раньше работали дизайнеры без компьютеров. Дню дизайнера посвящается

Да, я динозавр. Я застала безкомпьютерное время. Дело было так. В 10-11 классе я металась куда поступать. Худграф, дизайн, мединститут, биофак. Ума хватило не пойти в медики. Я и медицина далеки друг от друга. До сих пор. Решила на дизайн и на худграф попробовать. Без подготовки. Художка ж за плечами. И не поступила ни туда ни туда. Надо сказать, что я тогдашняя, в 1991м не представляла, что такое дизайн. В стране все тихо обваливалось, в семье денег лишних не было. На репетиторов и на курсы денег у родителей я не просила. И мой заход на авось не сработал.

Год до следующего поступления пошла работать. Папа меня устроил на родной Мехзавод в отдел дизайна. Взяли художником оформителем какого-то начального разряда. Рисовала рекламные плакаты. Ну как рисовала, дорисовывала кой-какие детали, доверенные мастером. Масляной краской. Параллельно наблюдала за процессом создания рекламы. Руками.

Рисуют эскиз. Утверждают начальством. И по клеточкам переводят в натуральную величину. Мастерят конструкцию. Собирают, раскрашивают.

Если ж это информационные стенды или описания правил техники безопасности, то натягивают бумагу на планшет и расчерчивают. Рассчитывают, как будет расположен текст. Накидывают карандашом. И пишут плакатными перьями. Долго, нудно, аккуратно. Ошибся — делаешь новый плакат.

Я лично помогала делать щиты, которые потом висели на жд вокзале. Сходила посмотреть. Воот туу часть мотоцикла я рисовала.

Ну а пока рисовала, общалась с наставником. Он и посоветовал на дизайн поступать. Мол, математику любишь, рисуешь неплохо, там и то и другое пригодится.

Народ в оформительской работал простой. Работяги от искусства. Любили и выпить и могли крепкое словцо вставить. И халтуркой не брезговали.

А потом меня перевели в отдел упаковки. Это как из цеха в офис попасть. Чисто, интеллигентно. Так вот, упаковку проектировали тоже руками. И конструкцию и дизайн и даже цветоделение делали. Как это было. Рисует дизайнер раскладку упаковки, собирает в объеме. Раскрашивает на бумаге и наклеивает на конструкцию. Призываются коллеги на худсовет. Правят, снова рисуют.

Как делались надписи. Дизайнер выбирал шрифт и размер, заказывал в фотолабораторию необходимые буквы. Лаборатория печатала фото букв, дизайнер вырезал и аккуратно их друг к другу приклеивал. Межбуквенные расстояния на глаз, выравнивал буквы по расчерченной сетке.

И когда упаковка нравилась коллегам, она уходила наверх, к заводскому начальству на согласование. Те процессы я не видела. Сколько было правок от начальства, не знаю.

И вот, эскиз утвержден. Печаталась упаковка в заводской типографии. Возможности типографии и по краскам и по бумаге ограничены. Дизайнеры отдела ходили руками заказные колера замешивать. А цветоделение делалось тоже руками. На каждый цвет дизайнер рисовал отдельный лист, заполнял плашки краски черной тушью. Вот почему упаковка в докомпьютерное время проектировалась долго, была ограничена по количеству цветов. Бумага для печати зачастую была сероватой и краски блёклыми. Рядом с импортной упаковкой мясорубок на мелованной бумаге с яркими фотографиями наши коробки очень проигрывали. Высокое начальство требовало финского уровня печати, но не обеспечивало финскими ресурсами.

Компьютеры тогда уже были, в нашем отделе единственный у руководителя. И все работали по старинке, ручками. И ничего. Медленно, но весело. Вы бы видели, как пьют и отжигают шуточки дизайнеры на новогоднем корпоративе!

С днём дизайнера всех причастных! Пожелаю нам таланта, трудолюбия и роста, а клиентам терпения и уважения, чуток понимания и позитива и всё сложится.

P.S.Фоточек процесса с того времени нет. Не было смартфонов.

1010
4 комментария

Молодец! Побольше бы здесь таких душевных историй. А то бывает один сухостой.

1
Ответить

Евгений, спасибо на добром слове!

Ответить

Было круто читать! Салют автору!!

Ответить

Спасибо, так приятно!

Ответить