Куда пропали middle и senior дизайнеры? Расследование

Ксения Александрова
Арт-директор агентства Супрематика и преподаватель программы «Графический дизайн. Продвинутый курс»

Весь последний год мы искали в агентство дизайнеров уровня senior — или хотя бы middle –, но так и не нашли. Можно было бы подумать, что дело в наших завышенных требованиях, но я знаю, что с такой же проблемой сталкиваются другие агентства. На рынке есть арт-директора и джуны, а вот где специалисты между этими грейдами? Расскажу о своих гипотезах.

Нам не хватает системы грейдирования

Возможно, дело в отсутствии понятных критериев для определения уровня специалиста. Например, арт-директор в рекламном агентстве — совсем не то же самое, что в брендинговом. На стороне клиента арт-директор из брендинга вообще скорее всего получит должность старшего дизайнера. Зачастую это усложняет найм специалистов. Человек со строчкой «старший дизайнер» в резюме может совершенно не соответствовать ожиданиям работодателя в другой компании.

Онлайн vs офлайн

Вторая причина — на рынке появилось много онлайн-школ. Действительно очень много. Качество образования в них чаще всего не высокое. На входе студентам обещают суперуровень, стопроцентное трудоустройство и все лавры дизайн-среды. На деле после такого обучения в хорошее агентство или компанию выпускники устроиться не могут, потому что 10 лекций, записанных несколько лет назад, не дают самый главный и обязательный для хорошего дизайнера навык — умение думать.

К тому же, дизайнеру необходимы годы практики и тысячи часов работы руками. Я всегда выступаю за офлайн-образование, где есть живое общение с преподавателем и коммуникация с одногруппниками. А еще, что немаловажно, конкуренция, которая является сильным катализатором роста.

Я преподавала и дистанционно, и очно, и в гибридном режиме во время эпидемии коронавируса. Я точно поняла для себя, что лучше офлайна ничего нет. Из хороших школ могу выделить два университета, один из которых — Британская высшая школа дизайна. В этих институциях студенты действительно глубоко погружаются в профессию и выходят с хорошими скиллами.

Никакого секрета: опыт приходит со временем

Но все же, закончив самый лучший курс, выпускники остаются начинающими дизайнерами. Даже если речь идет о продвинутом курсе для людей с опытом в сфере. Такие выпускники быстрее дорастут до старших специалистов, но нужно понимать, что на это уйдет время.

Когда я начинала учиться чему-то похожему на графический дизайн, никаких школ еще не было, либо они только зарождались. Интернета тоже не было, узнать о хороших местах, где можно было бы подтянуть свои знания, не представлялось возможным. Приходилось по крупицам собирать информацию и постепенно двигаться сквозь тернии.

Я работала дизайнером и в пиаре, и в рекламе, но поняла, что интереснее всего для меня брендинг. Осознание это пришло ко мне во время учебы на двухгодичном курсе «Визуальные коммуникации» в Британке у Леонида Славина. Там было заложено правильное видение профессии и умение строить дизайн-концепции на смыслах и идеях. Это были архисложные по нагрузке и на тот момент самые продуктивные годы моей дизайнерской жизни.

Несмотря на то, что это был курс по подготовке арт-директоров, артами мы не стали, но были близки к уровню миддл. С трудоустройством никаких проблем не возникло, потому что после Британки охотно берут в лучшие студии. Мы выросли до арт-директоров и креативных директоров довольно быстро, а некоторые даже основали собственные агентства.

Сейчас молодые дизайнеры, получив образование, хотят сразу быть руководителями и много зарабатывать. Но надо прожить много проектов, съесть много пудов соли, пережить кучу правок и при этом не разлюбить свою профессию, чтобы действительно начать разбираться в дизайн-процессах и управлении командой.

А еще управление — такая вещь, которой нигде не учат

Более того, этому учиться приходится всю жизнь: люди разные, команда постоянно обновляется. Не секрет, что в креативной индустрии довольно сильная текучка. Управление творческой командой — дело вдвойне непростое.И еще в дизайн-среде существует распространенное убеждение, что любой дизайнер обязательно должен стать старшим, потом арт-директором, потом креативным или дизайн-директором, иначе нет развития. Это не совсем так.

Встречаются дизайнеры высочайшего уровня, которые совершенно не любят управленческую деятельность, но при этом делают очень сильные проекты. И это не зазорно — называться просто дизайнером, без приставок, когда ты крутой профессионал.

Можно предположить, что на рынке мало настоящих миддлов, потому что все хотят сразу становиться арт-директорами, а в итоге большое количество начинающих специалистов остаются на стартовой позиции, потому что не готовы набраться терпения и вырасти постепенно — до миддла и потом до старшего дизайнера

Вывод хочется сделать такой: если пытаться сразу прыгнуть выше своей головы и обмануть время, работодателя, клиента, а главное — себя, развитие будет медленным и с большими пробелами в базовых навыках, а значит, и проекты будут недостаточно профессионально сделаны. Если же признать сразу, что ты пока новичок в индустрии, то будет больше пространства для роста и желание учиться, впитывать и со временем вырасти в грейде.

66
4 комментария

Я всегда выступаю за офлайн-образование, где есть живое общение с преподавателем и коммуникация с одногруппниками. А еще, что немаловажно, конкуренция, которая является сильным катализатором роста.- учится онлайн можно параллельно работая и в удобное время и если тебе не 18 у тебя не всегда есть вариант учиться офлайн

Ответить

Всё так, каждый выбирает комфортный для себя вариант. Но по моему личному опыту как студента и как преподавателя, если есть возможность учиться офлайн, лучше выбирать такой формат.

1
Ответить

@Ксения Александрова А что по рынку UI/UX дизайнеров?

Ответить

Дмитрий, я не специализируюсь на UI/UX, но думаю, что в этой сфере аналогичная ситуация, так как порог вхождения в профессию достаточно низкий.

1
Ответить