Как найти работу дизайнеру-джуниору в 2024 году
Найти первую работу в ИТ сегодня — настоящий квест, который удаётся пройти далеко не всем. Разбираем шаги, которые помогут успешно начать карьеру.
Онлайн-школы выпускают примерно в 7 раз больше джуниоров, чем рынок способен трудоустроить. В условиях мирового экономического кризиса новые вакансии для новичков — редкость, и в ближайшее время их едва ли станет больше.
При этом выпускникам дизайн-курсов часто не хватает навыков для трудоустройства, а этап адаптации, как ординатура в медицине, в дизайне отсутствует. Разработчикам чуть проще — у них большее количество стажировок и есть формат буткемпов, хотя с вакансиями для начинающих тоже сложно. В целом, проблема первой работы актуальна для всех специальностей и стран в IT (исследования: раз, два, три, четыре). Поэтому в 2024 году карьера в IT уже не выглядит такой же стабильной и притягательной, как это было несколько лет назад.
С жесткой конкуренцией новички сталкиваются, ещё не успев толком войти в профессию. Чтобы их заметили эйчары, нужно как-то выделиться на фоне сотен кандидатов, но на курсах по дизайну ребят обучают по одним и тем же лекалам, из-за чего портфолио, резюме и сопроводительные письма у всех начинающих выглядят похоже. Реальным же опытом мало кто поможет похвастаться. В итоге, за счёт хард-скилов обратить на себя внимание эйчара сложно, а как выгодно упаковывать имеющийся опыт, на курсах почти не рассказывают. О том, как подсветить свои сильные стороны, я расскажу далее.
Сопроводительное письмо
Это ваша первая точка соприкосновения с потенциальным работодателем и единственный шанс создать первое впечатление. Письмо стоит персонализировать для каждой вакансии, поэтому прежде чем отправлять отклик, ответьте себе на два важных вопроса.
Первый — какие навыки, которыми вы обладаете, могут пригодиться для этой работы?
- Подумайте о своем прошлом опыте из других сфер и покажите, чем ваши умения могут быть полезны для новой роли. Например, работа юристом развивает внимательность к деталям, ответственность и умение работать с объёмными документами. Эти качества важны и в дизайне продукта: вы сможете тщательно проработать требования из ТЗ и гарантировать, что ни одна деталь не останется без внимания.
- Если у вас есть опыт работы в смежной области, например, в копирайтинге или разработке — это ваша «суперсила». Обязательно расскажите об этом в письме.
Второй — почему вам интересна именно эта вакансия? Ответ «потому что больше нет вакансий» не покажет вашей мотивации, и добавить это в сопроводительное письмо будет сложно. Внимательно вчитайтесь в описание вакансии и информацию о компании:
- изучите работу дизайн-команды — посмотрите на их продукт или портфолио. Что вам нравится в этих работах? Есть ли что-то, что вдохновляет и мотивирует работать с этой командой? Если да — не стесняйтесь отметить это в сопроводительном письме.
- посмотрите, как компания представляет себя в интернете. Возможно, дизайн-команда выступала на конференциях или участвовала в подкастах — послушайте и подумайте, хочется ли работать и учиться у этих людей? Если да — значит вас что-то зацепило. Напишите и об этом в сопроводительном!
- используйте в письме те слова и фразы, которые встречаются в описании вакансии. Рассмотрим пример:
- В письме отметьте релевантные для вас пункты. Например, укажите, что работали над мобильными и веб-интерфейсами. Если не работали над мобильными — напишите, что хотели бы (если это правда). Если не работали и не хотели бы, то эта вакансия — не для вас и лучше найти другую.
- Определите подходящий тон для сопроводительного письма: текст не должен быть чрезмерно формальным или, наоборот, излишне непринуждённым. Вам помогут корпоративные телеграм-каналы или блог — изучите их, чтобы почувствовать стилистику и манеру общения компании. Применив этот стиль в сопроводительном письме, вы создадите впечатление, что уже на одной волне с командой и понимаете её культуру.
- Доведите текст письма до идеала: проверьте орфографию и пунктуацию, прочтите вслух, чтобы выявить сложные фразы и логические несостыковки. В конце можно пропустить текст через инструменты проверки текста, чтобы устранить мелкие ошибки.
Резюме
Резюме — это обзор вашего опыта и навыков. Работодатели его быстро сканируют, чтобы понять, соответствуете ли вы их требованиям. Давайте рассмотрим привычную структуру.
Интро
Короткий рассказ о вас и ваших навыках на 2-3 предложения. Похоже на то, о чём мы говорили в контексте сопроводительного письма.
Опыт работы
В вашем случае — опыт из учебных проектов в дизайне. Не стесняйтесь говорить о том, что проекты учебные — они тоже отлично иллюстрируют ваши навыки и подход к задачам. Я бы предложил следующий формат:
- Цель проекта. Опишите, какую ценность ваше решение принесло бы пользователям или бизнесу. Вариант «Сделать дизайн приложения для напоминаний о приёме лекарств» звучит менее убедительно и понятно, чем «Разработать дизайн приложения, в котором учитывается расписание и время приема пищи, чтобы снизить число пропущенных приёмов лекарства».
- Задачи и результаты. Перечисляйте достижения как завершённые действия с конкретными результатами и цифрами, если это возможно. Вместо «проводил исследования аудитории» напишите: «Провёл 5 интервью с пользователями». Ещё лучше — добавить, чему вы научились. Например: «Провёл 5 интервью с пользователями. Проанализировав отзывы пользователей, научился выявлять проблемы интерфейса» или «Создала 3 анимированных прототипа — изучила возможности Figma в анимации». Конкретика помогает намного лучше понять ценность, проделанной вами работы.
Образование, языки, список навыков
Не стесняйтесь упоминать, но помните, что это второстепенная информация — не выделяйте под неё слишком много места в резюме и не ставьте на первое место.
Контакты
Выбирайте способы, которые удобны работодателю. Минимальный набор для российских реалий — telegram и почта. Также не забудьте ссылку на портфолио.
Портфолио
Обычно созданию портфолио на курсах уделяют много внимания, поэтому подробно этот пункт описывать не буду. Упомяну лишь пару моментов:
- Чтобы продемонстрировать ваши навыки, достаточно 2-3 кейсов. Для поиска первой работы больше не нужно — у работодателей нет ожиданий, что у джуниора будет много кейсов.
- Как создать кейс, если нет реального заказчика? Подавайтесь на вакансии и выполняйте тестовые задания ответственно, даже если шанс получить оффер минимален. Ваша цель — добавить ещё один кейс в портфолио и получить обратную связь, а оффер будет приятным бонусом. Кстати, тестовое задание можно попросить у HR или арт-директора, даже если не планируете откликаться на вакансию. Главное — найти контакт, но в этом помогут соцсети.
Вы можете попробовать улучшить портфолио самостоятельно, но без фидбека от более опытных коллег вы будете двигаться крайне медленно. Моя рекомендация — всеми силами искать наставников, которые проанализируют ваше портфолио и время от времени смогут давать обратную связь. Это вряд ли будет бесплатно, но вложения в себя точно окупятся. К тому же, когда вы заплатили за чужое время, собеседник чувствует ответственность и с большей вероятностью захочет поддерживать вас и вести к офферу. Главное, правильно выбрать человека. Попробуйте написать дизайнеру, за которым следите, и либо взять консультацию у него, либо спросить, кого он может посоветовать. Ещё один вариант — искать ментора по знакомству. Также бесплатная менторская программа есть у комьюнити Women in Tech, но, как можно понять из названия, стать менти в ней могут только женщины.
Отказы
Во-первых, вам нужно научиться принимать отказы — они неизбежны, так как на рынке переизбыток кадров.
Во-вторых, не забывайте запрашивать фидбэк: если вы не спросите, про него могут забыть.
В-третьих, отказ — не повод для отчаяния. Проведите работу над ошибками, попросите ещё одно тестовое или придумайте его самостоятельно и отправьте нанимающему менеджеру. Именно так пять лет назад я попал в Яндекс.Музыку: после первого тестового я решил, что справился не идеально, и сам придумал задачу, решил её, отправил презентацию, а затем ещё одну. Через пару недель я работал с макетами приложения, которым каждый день пользуются миллионы. Гарантий, что такая тактика точно сработает нет, но это ещё один способ выделиться, показать ваш интерес и инициативность. Кстати, про то, как инициатива помогает выстраивать карьерный трек, я рассказывал на вебинаре.
Q&A
В одной статье не охватить весь процесс подготовки к собеседованию, поэтому здесь я отвечу лишь на несколько популярных вопросов.
Студия, продукт или фриланс?
Я бы выбирал людей, а не тип компании. В первую очередь, вам нужна качественная обратная связь, за счёт которой будете расти. А где вы её получите — в студии или продукте — неважно. Правда, на фрилансе получить фидбек будет сложно — это ситуация, когда вы один на один с клиентом, у которого нет цели научить вас.
Как вообще найти работу при такой конкуренции?
Вакансий для новичков и стажировок, действительно, не хватает. Один из альтернативных вариантов — пойти в подмастерье к опытному арт-директору или тим-лиду на несколько месяцев без оплаты труда. Такой опыт поможет вам намного быстрее прокачать свои навыки, чем работа в средненькой студии. Найдите контакт опытного дизайнера в соцсети — и напишите с предложением. Шансы на положительный ответ и здесь небольшие, но они есть. Чем больше способов вы попробуете — тем быстрее найдёте работу.
А приврать в резюме можно?
Один из ключевых навыков — подать свой реальный опыт так, чтобы он выглядел убедительно и соответствовал вашей роли. Этот навык важен для дизайнера, чтобы уверенно защищать свои решения. Обман вас этому не научит.
Работа над портфолио кажется бесконечной. Что делать?
Она и правда бесконечная. Поэтому нет смысла делать портфолио идеальным с первого раза — это займет слишком много времени и может привести к выгоранию. Работайте итерациями: создайте первую версию, откликайтесь на вакансии с тем, что уже есть, и постепенно дорабатывайте портфолио.