Шизофрения в IT

Хочу поделиться с вами одним соображением, которое некоторым может показаться интересным, в то время как другие увидят в нем только необычные факты, но, тем не менее, оно заслуживает внимания.

Интересно, что многие важные открытия в психологии сначала делались в искусстве, а затем, как бы, переоткрывались в науке. В качестве примера, хочу упомянуть, сложное художественное произведение, написанное ирландцем по рождению. Написанное оно было в начале прошлого века на английском языке. Современниками было встречено достаточно холодно, сегодня же, это произведение считается классикой мирового авангарда и вершиной литературы модернизма.

Шизофрения в IT

Я имею ввиду роман "Улисс" Джеймса Джойса, удивительный тем, что он представляет собой попытку записать внутреннюю речь человека, а точнее нескольких людей, в течение одного дня. Человек занимается своими повседневными делами, выполняет обязанности, встречается с друзьями и так далее. Он постоянно описывает свои переживания, но это не интроспекция, а скорее субъективный отчёт.

У меня был дядя, чье мышление отличалось конкретностью и предметностью. Однажды он остановил меня на улице и спросил: «Ты знаешь, как дьявол мучает людей в Аду?» Когда я ответил «нет», дядя сказал: «Он заставляет их ждать». После чего развернулся и пошел дальше. Это замечание вспомнилось мне, когда я продирался через «Улисса» в первый раз.
К. Юнг

Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и психиатр, философ и культуролог, педагог, основоположник аналитической психологии, близкий соратник Зигмунда Фрейда, по просьбе друзей-литераторов прочитал роман Джойса, который был опубликован в 1922 году. Юнг дочитал его в начале 30-х и испытал следующие чувства: он нашёл роман настолько скучным и эмоционально задевающим, что подумал, будто автор ставил целью его разозлить. Юнг подробно описывает свои душевные терзания во время прочтения романа, и как он заснул, и на каком моменте, и какие чувства испытал проснувшись.

Семьсот тридцать пять страниц, ничего не содержащих, без сомнения представляют собой чистую бумагу, и тем не менее, она плотно покрыта текстом. Вы читаете, читаете, читаете, и притворяетесь, что понимаете прочитанное.
К. Юнг

Это уже детали, но важно, что, он как психиатр стал было сравнивать все происходящее в романе с шизофреническим бредом, но что-то удержало его, и он сказал себе: "А вдруг этот роман, мне непонятный, вдруг... это произведение искусства?"

Оскар Уайлд когда-то утверждал, что произведение искусства представляет собой нечто абсолютно бесполезное. Сегодня даже филистер не стал бы с этим спорить, хотя в глубине души надеялся бы на то, что в художественном произведении все же скрыта некая «суть» Где она у Джойса?
К. Юнг

Юнг утверждает, что нельзя ставить психиатрический диагноз произведению искусства. Вместо этого, важно задать другой вопрос: не Кто написал "Улисс", а Кто станет его читателем. Современникам Юнга роман "не зашел", за редким исключением. И тогда Юнг уже проводит совершенно другой профессиональный разбор, на котором я не буду останавливаться, и делает неожиданный вывод: Улисс в начале прошлого века описал человека его конца.

В каком-то смысле нас с вами или кого-то из нас. Пропуская детали, скажу так: Джойса понимает тот, кто может объединить в своем сознании перспективы главного героя, его жены и сына. Главный герой "Улисса" - это незначительный служащий в Дублине, он своего рода Одиссей. Ведь если есть Одиссей, то есть и Телемах, сын Улисса. Значит, есть и Пенелопа, жена Одиссея. И все они выражены в романе через свою внутреннюю речь. Итак, Юнг говорит, что тот, кто сможет объединить в своем разуме все эти разные миры, найдет роман Джойса выдающимся.

Психоаналитик как бы предсказал: читатель Джойса появится лишь в конце/начале века следующего. Еще раз, что сделал Юнг: он рассмотрел роман как произведение искусства и понял что его автор совершил психологическое открытие - предсказал облик, если хотите менталитет, характер, темперамент, индивидуальность и так далее человека завтрашнего дня.

Шизофрения в IT
Мы видим отточенное мастерство наблюдателя, фотографическую память на испытанные ощущения, чувственное любопытство, направленное как вовне, так и внутрь, превалирование воспоминаний и затаенных обид, галлюцинаторное смешение субъективного и психического с объективно-реальным, метод представления, основанный не на восприятии читателя, а на неологизмах, фрагментарном цитировании, звуко-речевых ассоциациях, внезапных отсылках и мыслительных провалах.
К. Юнг

Сегодня можно легко представить этих людей, Джойс, вероятно, описывал современных дизайнеров/программистов и других работников IT сферы. С психологической точки зрения, это люди, способные в одном сознании совмещать различные позиции и виртуальные реальности, разные возможности развития вариантов всевозможных сценариев. На языке начала прошлого века - это больные шизофренией. На языке начала этого века, это люди с новым Сознанием, новым для Юнга и таким же интересным примером изменения реальности для нас с вами.

То, что кажется психическим нарушением, может оказаться разновидностью психического здоровья, неподдающейся обычному пониманию; это может также оказаться маскировкой более высокой степени развития мышления.

11
11
реклама
разместить
2 комментария

На фоне вызывающих скуку и хроническое ДеЖавю крикливых коммерческих текстов, данный материал производит шедевральное впечатление.

Не знал, что существует направление дизайна текстов. Или у вас тоже лёгкая шиза?

Боюсь, что у меня тяжелая 🙃

1