Высшее образование или курсы: где и как учиться дизайну

Высшее образование или курсы: где и как учиться дизайну

Преподаватели и арт-директора рассказали, какие навыки и знания нужны, чтобы войти в профессию, как привить себе дизайнерский взгляд на мир и стать специалистом, который предлагает прорывные дизайн-решения. Новички узнают, с чего начать свой путь, а опытные дизайнеры — как не останавливаться в профессиональном развитии.

Читайте другие наши статьи бесплатно на сайте «Журналуса». А чтобы получать их раньше других, подпишитесь на наш telegram-канал.

Миша Нозик
Арт-директор и преподаватель в Школе Бюро Горбунова

Мой путь в профессию

Я считаю своё образование профильным, потому что оно дало мне навыки, которые пригодились в работе. Мы изучали типографику и шрифты, рисунок, живопись, композицию и, самое важное, проектирование как способ смотреть на мир и задачи. Но я бы не сказал, что без всего этого не смог бы стать веб-дизайнером.

Ещё до универа я заинтересовался толкинистикой и интернетом. И так получилось, что толкинистический сайт, на котором я зависал, стал нуждаться в редизайне. Я начал рисовать что-то для этого сайта и общаться с девочкой, которой предстояло это сверстать. Она была крутым специалистом и много рассказывала о своей работе. Так я обратил внимание на веб, а позже периодически помогал папе-программисту с дизайном.

После института какое-то время работал по специальности, дизайнером интерьеров и среды. Мне нравилось, но по определённым причинам я отказался от этой работы. Потом нашёл бюро и откликнулся на одну из его вакансий. Я начал здесь работать, параллельно читал Раскина и Тафти, набивал шишки.

Мне кажется, что благодаря образованию я пришёл в бюро с адекватным взглядом на мир. Оставалось попрактиковаться с новыми инструментами и прокачать знания, связанные с интерфейсной, проектной, управленческой и переговорной гигиеной.

Недостатки высшего образования

В моё время художественные вузы выпускали «творцов», да и современные университеты продолжают это делать. Я помню ребят из института, считавших себя таковыми. На занятиях они делали офигенные проекты, которые оказывались формотворчеством: их невозможно было реализовать. Меня пронесло, потому что попался хороший преподаватель — он приучил смотреть на работу в практическом ключе.

Когда я вышел из института с пятёрками по основным дисциплинам, я не знал, что делать дальше. Как устраиваться на работу и проходить собеседование, какие пайплайны у моих потенциальных работодателей. Я знал ArchiCAD, эргономику, проектирование, композицию, но практики в институте было мало. Многие одногруппники столкнулись с этой проблемой. Мне помогло, что во время учёбы я ввязывался во всякие авантюры с реальными клиентскими проектами.

Дизайн — это образ мышления

Я рассматриваю дизайн не как специальность, а шире — как образ мышления. Поэтому для меня дизайн интерьера не сильно отличается от графического, веб-дизайна или дизайна интерфейсов. Это одного рода задачи, для которых используют разные инструменты. Наверное, кто-то рождается с дизайнерским образом мышления, но мне кажется, что это воспитывается во время учёбы у правильных людей и практики.

Я стараюсь относиться к происходящим ситуациям как к математическим задачам, которые нужно решить. Это относится к чему угодно, например, переезду в другую квартиру, перестановке мебели или устройству ребёнка в детский садик. Я спрашиваю себя: что и зачем должен получить, какие совершить действия и стоит ли это того.

Дизайнер — не творец, а тот, у кого всё вокруг становится объектом для работы и изучения. В этом смысле управление для меня тоже дизайн, только в роли кубиков выступают не пиксели или шрифты, а люди и процессы, и нужно всё это задизайнить. Как сделать так, чтобы люди делали то, что вы хотите, не было текучки в компании, выполнялись договорённости и достигались результаты? Нельзя махнуть волшебной палочкой или заставить других — придумайте, как добиться своих целей.

Мне нравится мысль Ильи Бирмана из заметки «Все люди — дизайнеры». Хотим мы того или нет, но каждый раз, когда делаем что-то — выбираем картину или тарелочки для дома — мы занимаемся дизайном.

Где и как учиться дизайну

Если говорить об интерфейсах, то обязательная школа — это проверенные временем книжки, например Раскина. Необходимый минимум литературы перечислен на сайте Школы бюро. Кто-то может заявить, что в них устаревшие примеры, но эту матчасть надо знать. К сожалению, сегодня многие дизайнеры, в том числе в больших и уважаемых компаниях, относятся к этим знаниям с пренебрежением и прикрывают незнание исследованиями и тестами. Нередко бывает, что очередное трёхмесячное исследование можно заменить простым размышлением с применением нужных знаний и решить проблему за 5 минут.

Нужное мышление не появится просто потому, что вы прочитали какую-то книжку. Это как катание на велосипеде, игра на пианино или разговор на незнакомом языке. Чтобы этому научиться, понадобится время, а курсы — это способ разложить знания по полочкам и бустануться в том или ином направлении. Не рассчитывайте, что после практического четырёхнедельного курса Бирмана по интерфейсам сразу станете дизайнером. Без практики ничего не получится.

Для старта с нуля, мне кажется, подходит Школа бюро. Здесь за 9 месяцев студенты получают минимально необходимые знания. Также классно, если есть хороший институт с хорошими преподавателями, правильными установками и практикой. Тогда через 4 или 6 лет вы выйдете с прокаченными мозгами.

Начинающим дизайнерам в первую очередь не помешает набраться терпения, потому что некоторые в погоне за заработком или славой теряют саму специальность. Когда главный двигатель — деньги, рано или поздно вас обгонят ребята, которые сегодня о них не думают. Деньги приложатся.

Хочется, чтобы новички думали не о быстром и большом заработке, а понимали, что впереди тяжёлая и опасная дорога. Потребуется много сил и времени, чтобы её пройти. На этом пути ждут испытания и лишения, но зато награда высока. Входить в профессию нужно так, чтобы встречать сопротивление, продираться и становиться круче с каждым шагом, а не плыть по волне. Это как с обучением языку. Если хотите выучить его, значит, нужно хреначить, заниматься, насильно погружаться в эту среду, перевести операционную систему на новый язык, смотреть на нём сериалы и фильмы. Да, можно ничего из этого не делать и пользоваться Google-переводчиком. Только где вы будете через 20 лет?

Евгений Лучинин
СЕО студии продуктового дизайна «Луч»

Я учился дизайну самостоятельно, в том числе по блогу Артемия Лебедева. Смотрел классные примеры, находил референсы, ориентировался на западные работы и стартапы. Тогда было мало информации, приходилось искать источники.

Думаю, что в структурировании дизайна мне помогает инженерное образование. Предметы в университете, например черчение, дают понимание, как переиспользовать элементы, по каким правилам. Высшее образование учит учиться и взаимодействовать с новой информацией. Когда самостоятельно изучаете дизайн, учиться приходится много.

Я не задумываюсь о высшем образовании дизайнера, потому что нет такой необходимости. Я управляю дизайн-студией, и в приоритете management skills, а не скиллы дизайна. Нет ощущения, что профильное образование улучшило бы качество моей работы: меня больше вдохновляла практика.

На дизайн-курсах много практики и живых кейсов, это более подвижное образование в отличие от университетского, которое долго подстраивается под современность. Курсы — это хороший старт для новых дизайнеров, а высшее образование сильно оттягивает начало работы. Я бы посоветовал с непрофильным высшим идти на дизайн-курсы, а дальше — в практику. Начинать с профильного образования, чтобы войти в профессию — это слишком долгий путь.

Профессионалом можно быть и без высшего образования. Но университет расширяет взгляды человека, а такой человек обычно лучше в профессии. Поэтому я считаю, что если возможно получить какое-то высшее образование, это нужно сделать.

Владимир Злыднев
Арт-директор Студии Артемия Лебедева, наставник в Кампусе Студии Лебедева

Я учился дизайну в процессе работы в смежных сферах, связанных с моим художественным образованием. Но ещё до его получения меня заинтересовало создание сайтов на HTML, а затем на Flash. Я увидел интересную возможность совмещения визуала с кодом, а чтобы реализовать свои идеи, пришлось осваивать дизайнерские инструменты. Цели научиться дизайну не было — это часть пути. Технологии и программы менялись и продолжают меняться, я их осваиваю и делаю свою работу. Постепенно к дизайну сайтов добавился и графический дизайн.

Пожалуй, единственное, что мне помогло в освоении дизайнерских инструментов и теории — это моя базовая потребность работать с контекстом в разных сферах. Она подтолкнула и сделала обучение постоянной необходимостью.

Учитывая многолетний опыт работы, сильно сомневаюсь, что высшее дизайнерское образование мне что-то даст, кроме диплома для галочки. Я осваивал эту сферу параллельно с её становлением и продолжаю осваивать. Но если формальная галочка о высшем профильном образовании станет необходимостью, то для большей пользы я выберу другое направление дизайна.

У высшего образования в сфере дизайна такое же будущее, как и у любого другого постоянно прогрессирующего направления.

С одной стороны, в университетах преподают интересную теорию, которую полезно знать: всё-таки база есть база. Но инструменты для создания дизайна меняются постоянно и быстрее, чем перестраивается неповоротливая система образования. Поэтому, с другой стороны, практическая часть в университете отстаёт.

Таким образом, высшее образование в подобных сферах — это затяжной путь в профессию. Здесь выигрывает даже среднее специальное образование — оно короче и по делу (конечно, речь о прикладных специальностях, а не о тонких знаниях). Сегодня лучший способ быстрее войти в дизайн — это курсы. Сейчас, кстати, проводим первый набор в дизайн-практикум от нашей студии, где я выступаю в роли наставника.

Начинающие дизайнеры должны сами для себя определить, как учиться. Хорошо, когда есть выбор: пойти в университет и получить диплом или быстро освоить базу и начать работать.

Илья Бирман
Арт-директор и преподаватель в Школе Бюро Горбунова

Никогда не задумывался об образовании в сфере дизайна

Я учился дизайну сам, читая Лебедева, Головача, Сапольского и Нильсена в интернете, а потом за меня взялся Артём Горбунов. Дизайн мне помогли освоить книги, работа в бюро и над собственными курсами и, видимо, какие-то личные качества, например любовь к порядку и системе во всём.

Я никогда не задумывался о получении высшего образования в сфере дизайна. Когда учился, такого понятия-то не было, а если и было, то, скорее всего, что-то нерелевантное.

Школа Бюро Горбунова

Я лицо заинтересованное, но искренне думаю, что лучше учиться дизайну в Школе Бюро Горбунова, по максимуму практикуясь.

Студентов Школы описать сложно: все люди разные. Кто-то приходит после обычной школы с нулевыми знаниями. Кто-то тоже после школы, но уже что-то умеет благодаря чутью и вкусу. Кто-то много лет работает, и у него уже есть убеждения и представления, но они могут не совпадать с тем, что мне кажется правильным. Также приходят и те, кто хочет обучиться не столько дизайну, сколько побочным штукам типа защиты проекта, работы с дедлайнами и клиентами.

Сегодняшние дизайнеры не умеют дизайнить

Моё общее наблюдение: сейчас в дизайн приходят люди, отравленные корпоративной культурой, которая связана с бесконечными исследованиями, цифрами, аналитикой и разными методами, чтобы только метрики не просели. Я понимаю, почему этого хотят компании. Но, к сожалению, с таким подходом неоткуда взяться хорошим дизайнерам. Так невозможно создать новый продукт. Его же надо придумать, а это сложнее, чем просто подвинуть кнопочку и посмотреть, на сколько процентов конверсия упала.

Сегодняшние дизайнеры много знают об исследованиях, прочитали кучу статей, жонглируют всякими терминами типа Customer Journey Map, разбираются в методологиях, говорят про качественники и количественники, и при этом ни хрена не умеют дизайнить. Они не в состоянии собрать макет, на который можно смотреть. Это печально. Дизайнер обучается практикам, принятым в конкретной корпорации (конечно, если ему не тошно работать в этой среде), но умения осмысленного проектирования у него не появляется.

Хотелось бы, чтобы дизайнеры больше учились собственно дизайну, а не изучали методологии исследований.

Дмитрий Карпов
Дизайнер, преподаватель креативного мышления и дизайна, автор и методист образовательных программ

Дизайн и педагогика — это хорошее сочетание

Я много рисовал и с детства интересовался проектированием. Но решение о поступлении принял вслед за другом Максимом — он сейчас успешный дизайнер интерьера.

Изучал дизайн и педагогику — это хорошее сочетание. Университетские знания помогают на практике формировать опыт. Обучение дисциплинирует, но только если вы ужасный душнила по отношению к самому себе.

Уровень преподавания дизайна в университетах России

У нас хороший уровень дизайна: в цифровых сервисах, банкинге и финтехе он на голову выше мирового. Интересно, что такая ситуация не сформировала университетскую структуру обучения дизайну для IT, которая бы отличалась качеством экспертизы и педагогики. В стране нормальных преподавателей дизайна не больше дюжины. Остальные тратят своё и чужое время напрасно.

Преподавание дизайна хорошо развилось в стране. Но это касается прикладных знаний и практик, а не умения оригинально мыслить и решать задачи сначала интеллектуально, а потом эстетически. Сегодня университеты готовят дизайнеров, которым надо объяснять, что делать. В них не воспитывают самостоятельность и ответственность — педагоги не учат тому, что сами не применяли в профессии. Эти навыки и знания — на пересечении дизайна с предпринимательством, технологий с гуманитарными науками. Дизайнера не учат мыслить автономно, системно и критически, чтобы создавать продукты, которые влияют на личность или общество. Дизайнер умеет лишь «выполнять условия технического задания». Это нужный навык, но не для создания передовых дизайн-решений.

Обучение дизайну должно быть креативным — неважно, это высшее образование или короткий онлайн-курс. В своё время я создал онлайн-курс «В точку» в школе BBE, где студенты университетов изучали креативное мышление, получали творческую практику и новый опыт. На этот курс попадали только по рекомендации педагога из университета.

Будущее высшего образования

В будущем произойдёт естественный симбиоз: онлайн-курсы сделают полезнее программы высшего и среднего образования, усилят их.

В учёбе помогут нейронные сети, которые кратко излагают большой объём информации и генерируют графику. Образование будет зависеть от искусственного интеллекта, предоставляющего сервис индивидуальной помощи. Но всё равно для таких человеческих областей, как дизайн, важны люди рядом, а не их аватары. Дизайн — это профессия интровертов, которые вынуждены работать в коллективах. Человек покажет, как сделать ошибку в дизайне новой концепции, а искусственный интеллект научится этому нескоро, хотя ошибается смешно и трогательно.

Читайте другие наши статьи бесплатно на сайте «Журналуса». А чтобы получать их раньше других, подпишитесь на наш telegram-канал.

2
Начать дискуссию