Феномен «Разделения»: как сериал возродил интерес к ретрофутуризму

Завершился второй сезон «Разделения», одного из главных сериалов этого года — и, кажется, прямо сейчас его смотрят и обсуждают все. Вместе с куратором программы «Промышленный дизайн» Владимиром Шипиловым решили разобраться: почему интерьер корпорации Lumon наполнен ретрофутуристическими деталями, как это влияет на зрителя и вызовет ли успех проекта новую волну интереса к промдизайну. Бонус: собрали несколько знаковых предметов мебели и декора из последних эпизодов.

<i>© Apple TV+ </i>
© Apple TV+ 

Коротко по сюжету: что такое Lumon, при чем здесь разделение и что вообще происходит

В центре сюжета «Разделения» — корпорация Lumon, которая создала чип, разделяющий память надвое. Вместо одной цельной личности возникают две — внешняя и внутренняя. Попадая на «разделенные» этажи офисов Lumon, сотрудники забывают все о внешнем мире, личной жизни и пережитом опыте. А по возвращении чип перекрывает доступ к воспоминаниям о работе.

Сериал погружает нас в территорию неопределенности времени и пространства: мы не можем определить место и время повествования, соотнести события прошлого или будущего. Проект фокусирует наше внимание на текущем моменте и заставляет переживать именно его. Мы видим несколько несвязанных между собой локаций — при этом они безлюдны и безжизненны, а основное действие происходит в офисе Lumon, который демонстрирует концентрированный суррогат офисного ада с его оторванностью от мира.

<i>© Apple TV+ </i>
© Apple TV+ 

Как ретрофутуризм усиливает ощущение сюрреализма

Каждый кадр «Разделения» имеет ограниченную цветовую палитру, в которой присутствует только несколько основных цветов. Режиссер Бен Стиллер использует стиль брутализма для построения кадра, что позволяет ему контролируемо фокусировать наше внимание. Поэтому на первый план выходят именно предметы обстановки, которые погружают в этот альтернативный мир и делают его настолько правдоподобным. И именно использование ретрофутуристических предметов создает ощущение сюрреализма происходящего. Нас визуально сталкивают между двумя реальностями: в одной существуют смартфоны, LCD телевизоры и другая современная электроника в неразделенной жизни героев, в другой — набор ретрофутуристических предметов прошлой эпохи.

Образы в деталях, или как предметы отражают характеры героев

Транспорт

Феномен «Разделения»: как сериал возродил интерес к ретрофутуризму
Феномен «Разделения»: как сериал возродил интерес к ретрофутуризму
<i>© Apple TV+ </i>
© Apple TV+ 

В сериале использовано большое количество предметов разных эпох, каждый из которых погружает зрителя в нарратив и характер персонажа. Например, транспорт, выбранный для персонажей, четко ассоциируются с их характерами: Марк использует Volvo S90 1997 года выпуска, демонстрирующий спокойный и безопасный нрав, Хармони не может остановиться, поэтому ее автомобилем стал Volkswagen Rabbit, Хелен перемещается на Linkoln Continental 1968 года, который отражает наследие семьи Иган, а Мистер Милчик — на английском байке Royal Enfield Continental GT, который дополняет кастомный шлем черного цвета Bell Custom 500 Matt Black.

<i>Байк Royal Enfield Continental GT и шлем Bell Custom 500 Matt Black </i>
Байк Royal Enfield Continental GT и шлем Bell Custom 500 Matt Black 

Электроника

Помимо транспорта, в фильме много предметов, разработанных Дитером Рамсом и Джо Коломбо, а также электроника различных производителей 60–70-х годов. Например, записывающий аудиоплеер Phillips LFH 0085.

<i>Аудиоплеер  из сериала «Разделение» и его прототип Phillips LFH 0085 </i>
Аудиоплеер из сериала «Разделение» и его прототип Phillips LFH 0085 

Наушники Sennheiser HD414 — первые динамические наушники, разработанные в 1968 году, являются культовой моделью и по сей день.

<i>Наушники из сериала «Разделение» и их прототип Sennheiser HD414 </i>
Наушники из сериала «Разделение» и их прототип Sennheiser HD414 

Тостер американской компании Balmuda удачно дополнил образ кухонной зоны.

<i>Тостер из сериала «Разделение» и его прототип от бренда Balmuda </i>
Тостер из сериала «Разделение» и его прототип от бренда Balmuda 

А для часов комнаты отдыха, которые служили метафорой мучительного течения времени, прообразом стали перелистывающиеся часы Brick Flip Clock от LEFF Amsterdam.

<i>Часы из сериала «Разделение» и их прототип Brick Flip Clock от LEFF Amsterdam </i>
Часы из сериала «Разделение» и их прототип Brick Flip Clock от LEFF Amsterdam 

Один из акцентных предметов, с которым взаимодействуют сотрудники разделенного этажа — персональный компьютер сотрудника отдела обработки данных. Его прототипом стал терминал Data General Dasher. Но для компьютера была разработана кастомная клавиатура, на которой намеренно нет клавиши Escape, потому что люди там, на разделенном этаже, никогда не смогут выбраться.

<i>Компьютер из сериала «Разделение». © Apple TV+ </i>
Компьютер из сериала «Разделение». © Apple TV+ 
<i>Data General Dasher </i>
Data General Dasher 

Woe Meter — устройство для определения эмоционального состояния. Он был разработан специально для сериала, а его прототипом стал швейцарский аналоговый аудиодекодер Nagra 4.2.

<i>Woe Meter. © Apple TV+ </i>
Woe Meter. © Apple TV+ 
<i>Аудиорекордер Nagra 4.2 </i>
Аудиорекордер Nagra 4.2 

Атмосферу ретрофутуризма в сериале создают технологии производства и обработки, использующиеся в профессиональном оборудовании — стрелочные индикаторы, рычажные переключатели и круглые головки потенциометров для регулировки параметров, применение локальной подсветки, металлизированная окраска или покрытие, имитирующее порошковую окраску с шагренью, нанесение надписей методом трафаретной печати. Если обратить внимание на форму устройств, можно отметить желание дизайнеров реализовать более криволинейную поверхность устройств в пластиковых деталях, когда технологии литья еще были сильно ограничены. Либо использование абсолютно ровных поверхностей и их сопряжений с деталями из алюминия — конструкционного материала, набирающего популярность в то время. Отверстия в устройствах собираются паттернами, всегда имеющих форму круга или линии, так как в массовом производстве преимущественно использовались операции сверления и фрезерования.

«Стерильность» Дитера Рамса как основа визуального стиля сериала

Дитер Рамс — легенда промышленного дизайна и останется ей, пока будет существовать сам промышленный дизайн. Каждый промдизайнер хоть раз читал 10 правил хорошего дизайна от Дитера Рамса. Конечно, мы не используем их как строгое указание, но эти принципы позволяют фокусироваться, задавать правильные вопросы и ставить корректные цели. После успеха Braun и угасания фигуры Дитера Рамса, компания Apple во главе с Джони Айвом, используя стилевые решения и подход к проектированию Дитера, смогла возродить интерес к немецкому дизайнеру и повлиять глобально на стиль выпускаемой электроники — став своего рода стандартом. Поэтому можно сказать, что Дитер Рамс незримо присутствует в большинстве современных продуктов.

<i>© Apple TV+ </i>
© Apple TV+ 

Использование в сериале предметов, разработанных Дитером, — отличный прием для перемещения в точку зарождения прогрессивного стиля. При этом нужно отметить, что подход Рамса был продиктован ранней философией Баухаус и Ульмской школой.

«Анализируя творчество Рамса еще до выхода проекта, я пришел к выводу, что если собрать интерьер из его творений, мы получим абсолютно функциональное и “стерильное” пространство, в котором сможет жить только сам Дитер Рамс», — Владимир Шипилов, куратор программы «Промышленный дизайн».

<i>Кресло 620 Chair Programme, спроектированное Дитером Рамсом  </i>
Кресло 620 Chair Programme, спроектированное Дитером Рамсом  
<i>Стереосистема Braun, созданная Дитером Рамсом  </i>
Стереосистема Braun, созданная Дитером Рамсом  

Возникнет ли новая волна моды на ретрофутуризм в промдизайне

«Интерес к ретрофутуризму, как и к другим проявлениям альтернативной реальности, существует постоянно — вопрос скорее в интенсивности этого интереса. Поэтому я не ожидаю волны, которая накроет рынок новинками в этой стилистике. Скорее это будет всплеск, который обязательно сменится новым трендом. Альтернативное развитие цивилизации — это один из творческих приемов сфер креативной индустрии: кино, рекламы, современного искусства, музыки и дизайна для создания нового образа будущего, при этом основываясь на предыдущих достижениях человечества. Одно из ярких проявлений — стимпанк, интерес к которому не утихает и соседствует с ретрофутуризмом 50–60-х годов. Просто уровень технологий в момент “перехода” к другой ветке возможной реальности в нем более ранний и фантазийный, он не ассоциируется с реалистичным», — Владимир Шипилов, куратор программы «Промышленный дизайн».

<i>© Apple TV+ </i>
© Apple TV+ 

Сейчас интенсивность интереса к ретрофутуризму выросла, сериал добавил определенного вайба этому стилевому направлению. При этом в промышленном дизайне всегда были и есть успешные компании, которые используют ретрофутуризм как основу стиля в своих продуктах. Например, компания Teenage Engineering, выпускающая технику для диджеев и музыкантов. А в России — бренд Сyclone, который создает продукты в ретрофутуристическом стиле.

<i>Настольный цифровой синтезатор EP-133 KO II от бренда Teenage Engineering и усилитель «Прибой 40» от бренда Cyclone </i>
Настольный цифровой синтезатор EP-133 KO II от бренда Teenage Engineering и усилитель «Прибой 40» от бренда Cyclone 

Такие яркие творческие эксперименты с использованием дизайна как важной части повествования — прекрасный способ обратить внимание на окружающий предметный мир, задуматься о природе и истории предметов, которые ежедневно нас формируют.

На программе Владимира Шипилова и Родиона Усаева «Промышленный дизайн» можно научиться находить прорывные идеи, создавать современные предметы, устройства и комплексные продукты, а еще создать портфолио практических кейсов. Новый поток стартует в октябре 2025 года — присоединяйтесь!

7
2
1
1 комментарий