Куда развиваться UX-исследователю?

Мало для кого остался незамеченным рост запросов цифрового бизнеса на UX-исследования за последние, наверное, лет 10. В связи с этим вполне логично выглядит и запрос рынка на UX-исследователей — специалистов, умеющих применять исследовательский инструментарий для проектирования и развития цифровых продуктов. За этим ростом количества UX-исследователей на рынке труда, на мой взгляд, должна последовать внутренняя дифференциация, вернее сказать специализация UX-исследователей. Для того, чтобы UX-исследователю в ближайшем будущем соответствовать потребностям рынка, ему нужно будет освоить одну или несколько внутренних специализаций, о которых я расскажу в статье.

Чтобы не быть голословным по поводу роста числа UX-исследователей, приведу небольшую статистику от Nielsen Norman Group. Так, с 1983 по 2017 год количество UX-специалистов увеличилось с 1000 до 1 миллиона. По их же прогнозам с 2017 по 2050 год количество специалистов возрастет до 100 миллионов человек. Согласно отчёту User Interviews существует около 50 исследовательских инструментов, при этом 64% из них не существовало 10 лет назад. А количество поисковых запросов по теме «исследования пользователей» возросли в 4,25 раза.

График настоящих и прогнозных значений по количеству UX-специалистов в мире NNgroup
График настоящих и прогнозных значений по количеству UX-специалистов в мире NNgroup

Безусловно, рост заметный, однако в большинстве случаев набор используемых методик и инструментов UX-исследователей сводится к проведению глубинных интервью и юзабилити-тестирований с небольшими вкраплениями количественных опросов. На мой взгляд, в ближайшие 5 лет индустрию пользовательских исследований ждет переворот, на который повлияют:

1) Жесткая продуктовая конкуренция, которая наблюдается уже сейчас, когда побеждают продукты с продуманным UX.

2) Увеличение количества интерфейсов отличных от графического интерфейса: голосовых интерфейсов и интерфейсов умного дома.

3) Развитие психофизиологии и ориентир UX-исследований на изучение эмоций.

UX-исследователь — программист

Уже сейчас преимущества за компаниями, которые строят UX, опираясь на Data Driven Design — подход к проектированию продукта на основе данных. Такой подход позволяет вписать исследования в Agile, требующего ускорения процесса разработки, в отличие от качественных методов: глубинных интервью или юзабилити-тестирований, которые требуют значительного времени на подготовку, проведение и анализ результатов.

Кроме того, с глубинными интервью все не так однозначно с точки зрения полученных результатов:

1) Людям в коммуникации свойственно врать, искажать информацию и проявлять свою социальную желательность, и это нормально, при этом исследователь должен интерпретировать полученную информацию через призму своей субъективности, что опять же искажает результаты исследований.

2) Интервью не способно охватить весь перечень инсайтов вокруг предмета исследования.

Выход из этой ситуации вполне предсказуемый — изучать и строить User Experience, основываясь на анализе больших данных. Из этого решения вытекают будущие навыки UX-исследователя — знание программирования и умение обращаться с базами данных. Уже сейчас иностранные компании ищут кандидатов со знанием Python и SQL, например Binance и GameDuell. Полагаю, что в скором времени эта тенденция доберется и до российского рынка, уже сейчас встречаются вакансии UX-аналитиков, но пока без особых требований к знанию программирования.

UX-исследователь — этнограф

Перейдем к второму аспекту изменений, а именно появлению и развитию новых способов взаимодействия между человеком и компьютером: голосовые интерфейсы и интерфейсы умного дома. Согласно исследованию Juniper Research пользоваться голосовыми интерфейсами будут миллиарды людей с помощью:

  • Смартфонов и носимых устройств.
  • Колонок.
  • Умных телевизоров.

Такие интерфейсы — это всегда история про контекст. UX-специалисты предпочитают изучать контекст с помощью этнографических методов, однако большинство исследователей старается избегать их из-за сложности, трудоемкости, большого времени на подготовку, проведение и интерпретацию результатов.

Результаты исследования применения исследовательских методологий NNgroup
Результаты исследования применения исследовательских методологий NNgroup

Следующий навык — умение применять этнографические методы в исследованиях для изучения контекста ваших пользователей. UX-исследователям важно научиться наблюдать за людьми и подмечать особенности их поведения в той или иной ситуации, описывать окружение и его влияние на поведение пользователей. В российской HR-практике найма UX-исследователей принято рассматривать кандидатов преимущественно с психологическим или социологических бэкграундом, западные компании, например, BlaBlaCar рассматривают и этнографов.

UX-исследователь — психофизиолог

Мы уже отмечали проблемы интервью как исследовательского метода. Теперь обратимся ко второму классическому методу из инструментария UX-специалиста — юзабилити-тестированию. Оно не даст вам ничего, кроме проверки жизнеспособности пользовательского сценария и никогда не ответит на вопрос об эмоциях и чувствах от использования вашего интерфейса, что несомненно является исследовательской мечтой. Стандартизированные опросники вроде SUS или SUM, дают искаженную информацию, так как ответы строятся на субъективной интерпретации ваших респондентов и их стремлению к проявлению социальной желательности.

Однако правда есть и она скрыта в психофизиологических реакциях. Для того, чтобы уменьшить шанс ошибиться и научиться выявлять реальные эмоции людей, нужно уметь применять психофизиологические методы и подходы при проведении пользовательских исследований. UX-исследователи уже достаточно давно начали использовать eye-трекеры для изучения движения глаз и переключения внимания человека при работе с интерфейсом. Однако за последнее время в UX начали проникать и другие психофизиологические методы:

  • Измерение кожно-гальванической реакции для фиксации физиологического возбуждения.
  • Анализ выражений лица. Один из автоматизированных психофизиологических способов изучения эмоций человека, не требующий фиксации дополнительного оборудования на респонденте.
  • ЭЭГ или электроэнцефалография. Считывание электрическую активности в головном мозге.

Пока психофизиологические подходы применяются исследователями очень редко и точечно. Так, про опыт использования психофизиологических методов для исследования пользователей в Mail.ru рассказывали Наталия Спрогис и Ксения Стернина еще в 2015 году. Не будем подробно останавливаться и углубляться в конкретные минусы психофизиологических исследований на сегодняшний день, только подчеркнем, что для них требуется дорогостоящее оборудование, соответствующее образование или приобретенные другим образам навыки в проведении подобного рода исследований и интерпретации результатов.

Однако стоит отметить и постепенное упрощение технического оборудования, например, ЭЭГ от Emotiv которое просто одевается на респондента с использованием небольшого количества солевого раствора, в отличие от других аппаратов ЭЭГ, которые требуют продолжительного времени для обмундирования респондента, да еще и с использованием специальных гелей, что, естественно, доставляет неудобство человеку.

Думаю, со временем и с упрощением и удешевлением техники, необходимой для проведения психофизиологических исследований в UX, мы сможем заметить такой запрос к специалистам, как умение использовать специализированное оборудование и анализировать результаты психофизиологических показателей.

Возможно, в скором времени мы увидим с вами специализацию внутри UX-исследователей на UX-аналитиков больших данных, UX-этнографов и UX-исследователей с уклоном в психофизиологические методы исследования.

Безусловно, классический инструментарий UX-исследователя — глубинные интервью, юзабилити-тестирования и опросы никуда не денутся и, скорее всего, будут и дальше составлять методологическую базу для любого специалиста. Однако, на мой взгляд, выход исследований и самого исследователя на другой уровень возможен только с профилизацией исследователя на вышеперечисленные позиции. Не знаю, как это будет выглядеть — будут ли они существовать как отдельные специалисты с чётким разделением, либо сочетать в себе сразу несколько профилей. Но то, что сферу UX-исследований ждут изменения — это вопрос времени.

66
3 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

наймите студию, для которой это профиль)

Ответить