Как тестировать user flow: четыре метода и лайфхак для бесплатного UI тестирования

Работа над User flow, пользовательским сценарием — важный этап создания интерфейса. User flow принимает различные формы в зависимости от этапа развития продукта. Расскажу, как тестировать сценарии в разных ситуациях и как это можно делать бесплатно. Пригодится людям, задействованным в создании интерфейсов: UI дизайнерам, менеджерам продуктов, UX исследователям.

Что такое User flow и почему сценарий важнее всего

User Flow — пользовательский сценарий иллюстрирует порядок действий, который пользователь выполняет для решения задачи. Сценарий — это скелет интерфейса, состоит из шагов — отдельных экранов. Удобный для пользователя интерфейс начинается именно с проработки user flow, структуры.

Запрос в Google
Запрос в Google

В оригинале пользовательский сценарий представляет собой блок-схему с логическими связями и пересечениями. Но тестировать сценарий в таком виде затруднительно и бессмысленно.

Интерфейс — это подход к решению задачи. Для проверки логики смотрим, насколько интерфейс выполняет свою функцию.

Для теста User Flow достаточно последовательных экранов или даже нарисованных от руки черновиков. Большинство дизайнеров, продактов и исследователей имеют дело уже с работающим цифровым продуктом, поэтому начнем именно с этой ситуации.

Задаем вопросы: общая оценка user flow готового продукта

Тестировании User Flow продукта — это гигиеническая норма. Для оценки общего уровня удобства важны количественные метрики. Подход к сбору данных зависит от исследовательской культуры и возможностей.

Для проверки сценариев достаточно провести онлайн опрос. Даем респондентам ссылку на продукт и задание. По итогу прохождения задаем вопросы из стандартной анкеты по оценке юзабилити (SUS). Полезно наравне с собственным продуктом тестировать прямых и косвенных конкурентов. В разнице оценок и содержится наиболее полезная информация.

Пример: летом 2019 года провели сравнительное исследование трех онлайн супермаркетов. За несколько часов получили общие метрики по удобству интерфейса, а из открытых ответов почерпнули информацию о разрывах в пользовательском сценарии.

<p>Fastuna Task Flow Click (UX Benchmark) <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffastuna.ru%2Freport%2FXUbPGq3Z03&postId=200804" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ссылка</a> на отчет </p>

Fastuna Task Flow Click (UX Benchmark) Ссылка на отчет 

Я не смогла добавить все товары в корзину. При добавлении только 1 товара мне сразу предлагают оформить доставку, а я хотела добавить другие товары.

Женщина, 42

Опрос дает количественные оценки и прямую речь. Фиксируем показатели, которые отклоняются от нормы или результатов конкурентов. Изучаем упомянутые в открытых ответах проблемы. Полученных данных бывает достаточно для принятия бизнес решения. Если вопросы остались, то обращаемся к более глубоким методам исследований.

Наблюдаем за действиями: поиск проблемы в User Flow готового продукта

Предположим ситуацию: продукт функционирует без багов, но люди не доходят до выполнения целевого действия. Точного понимания причин нет. Поиск проблемы — это качественная, а не количественная задача, предполагает погружение в опыт отдельных людей. Здесь подходят два метода: модерируемые и немодерируемые юзабилити тесты. Первый метод быстр, доступен почти всем. Модерируемый тест способен дать более глубокие данные, но требует времени и специальных навыков.

Удаленное немодерируемое юзабилити тестирование

Немодерируемые тестирования занимают от одного до нескольких дней. Люди под запись экрана делают попытку выполнения задания, а потом дают обратную связь. Изучаем видеозаписи и пониманием, в чем заключена проблема: в логике user flow, в функциональных элементах или в оформлении интерфейса.

Решения Fastuna Problem Discovery (UX test). Фрагмент отчета по тесту пользовательского сценрария по поиску квартиры.

В статье “Смотрим видео и страдаем. Как я анализировал записи UX-исследования” рассказываю о том, как выглядит анализ немодерируемого юзабилити теста и с какими неожиданными трудностями сталкиваются люди при использовании привычных элементов.

Модерируемое юзабилити тестирование

Применимо, когда есть потребность в большей детализации и погружении. Респондент получает задание, а интервьюер очно или онлайн наблюдает за человеком в режиме реального времени, задает уточняющие вопросы. Личные интервью с людьми — более трудоемкий и времязатратный метод, требует особых компетенций, но при правильном проведении дает ценную информацию. Модерируемые юзабилити интервью рекомендуем по возможности проводить с привлечением штатных сотрудников, погруженных в продукт.

При тестировании User Flow путем модерируемых и немодерируемых юзабилити тестирований важно помнить, что эти методы относятся к качественной методологии, служат для формулировки предположений, а не для проверки гипотез. На нескольких интервью вы найдете проблему, но не ее распространенность.

Фиксируем клики: тест User Flow на этапе разработки

Предположим, мы нашли проблему в пользовательском сценарии и работаем над улучшением User Flow. Новый пользовательский сценарий обретает плоть. Сначала в виде последовательных макетов. Мы не палим ресурсы разработки впустую, поэтому удостоверяемся, что новый вариант работает, люди понимают, куда нажимать на каждом шаге для выполнения задания, дойдут до конца маршрута.

Даже рукописные черновики доступны для тестирования. Особенно, после перевода в цифровые изображения. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fblog.prototypr.io%2Frapid-prototyping-for-mobile-app-ab394c9086e2&postId=200804" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">How to make a rapid prototype for mobile apps</a>
Даже рукописные черновики доступны для тестирования. Особенно, после перевода в цифровые изображения. How to make a rapid prototype for mobile apps

Для количественной проверки гипотез, при оценке сценария на интуитивность подходит тест первого клика

Более подробно про тест первого клика рассказывал в статье “Да куда ты кликаешь? Какие задачи дизайна интерфейса решает метод First Click“

Как это работает: даем 100-400 людям задание и последовательно показываем экраны интерфейса. На каждом экране человек делает только один клик, который приблизит к выполнению задания. По итогу получаем тепловую карту кликов на каждом шаге. Видим, на каком этапе пользовательского сценария возникает больше всего затруднений.

Пример: я тестировал пользовательский сценарий по поиску дверной ручки на сайте строительного гипермаркета. На втором шаге сценария, при попадании в каталог 71% ищут дверные ручки в разделе двери и окна. И лишь 6% в скобяных изделиях, где они и находятся. Вывод: интерфейс не решает задачу для сценария по поиску этого товара.

Выводы

Если задача — общая оценка то из исследований наиболее релевантен опрос с применением классической шкалы SUS или ее разновидностей.

Если на этапе готового продукта ищем проблему в User Flow, то в зависимости от требуемой детализации и ресурсов используем немодерируемое или модерируемое юзабилити тестирование.

На этапе разработки, когда user flow представлен в виде последовательных экранов рекомендую тест первого клика — он покажет, на каком шаге люди теряются, поможет при размещении кнопок.

Обещанный лайфхак: перечисленные решения доступны бесплатно. Fastuna специализируется на готовых решениях на базе онлайн панели. Но при использовании собственной базы все решения можно использовать бесплатно. Каждой компании доступно 500 интервью в месяц. Да, это касается даже немодерируемых юзабилити тестирований с записью экрана.

3434
5 комментариев

28 января (четверг) в 18:00 по Мск проведу бесплатный вебинар по тестированию пользовательских сценариев. Чуть подробнее разберем методы, упомянутые кейсы, поучаствуем в тестировании User Flow в качестве респондентов.

Будет бодро. Заходите https://tiburon-research.ru/webinar/ui-research-2

1

Комментарий недоступен

1

Да, это рабочие схемы. Но у подобных советов есть минус: они исключают понимание процесса. В итоге приходим к карго культу, повторению одних и тех же действий в надежде на иной результат.

1 вариант предполагает обязательное включение UX исследователей на каждом этапе, проведение довольно трудоемких интервью. При вдумчивом подборе методов можно достичь того же результата меньшими затратами.

2 вариант не предполагает выход на новую аудиторию. варимся только в текущих пользователях.

Тут больше про тестирование, а не про использование user-flow в тестировании, имхо тема не раскрыта как использовать user-flow при тестировании.

А расскройте, пожалуйста, свою мысль. Что вы имеете в виду под использованием user flow в тестировании? Можно просто пример. Если есть макеты для публичного теста, то еще лучше :)