«Копчёный» поднос Жостово. Переосмысление техники на ткани

Традиционный художественный промысел — не всегда про прошлое. В этой статье рассказываю, как воссоздаю забытую технологию «копчёного» подноса Жостово и переношу её на ткань, чтобы сделать частью одежды.
Традиционный художественный промысел — не всегда про прошлое. В этой статье рассказываю, как воссоздаю забытую технологию «копчёного» подноса Жостово и переношу её на ткань, чтобы сделать частью одежды.

Немного истории

Культурный код

Истоки Жостовского промысла уходят в начало XIX века, когда в деревнях бывшей Троицкой волости — таких как Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое (сегодня это территория Мытищинского района) — начали появляться ремесленные мастерские. Здесь занимались производством расписных предметов из папье-маше, которые покрывали лаком, превращая в яркие декоративные изделия.

Именно это послужило отправной точкой для традиции художественной росписи металлических подносов — направления, которое впоследствии стало визитной карточкой Жостово. Её появление связывают с артелью братьев Вишняковых, чьё мастерство заложило стилистические и технологические принципы промысла. Они перенесли принципы лаковой миниатюры на утилитарный предмет и тем самым объединили народное ремесло с декоративно-прикладным искусством нового типа.

Визуальный код

В центре жостовской росписи — цветочный букет, всегда яркий и выразительный. Это не просто декоративный мотив, а узнаваемый художественный приём, в котором сочетаются реалистичность форм и обобщённость силуэта.

Жостовская палитра — насыщенная, сочная: художники работают с глубокими оттенками красного, синего, зелёного, оживляя композиции на фоне чёрного лакированного металла. Хотя чёрный фон считается классикой, встречаются и альтернативные варианты — синие, бордовые, изумрудные. По краю подноса обычно проходит тонкий ажурный орнамент — растительный, легкий, почти кружевной — создающий рамку для основного изображения.

Жостовские подносы
Жостовские подносы

Одним из самых выразительных приёмов в Жостовской росписи считался так называемый «копчёный» фон. Его эффект создавался вручную — мастера обрабатывали металлическую поверхность подноса открытым пламенем свечи, добиваясь мягкого затемнения, словно дымка окутывала центр композиции. Такой приём придавал букету глубину и визуальную «воздушность»: цветы как будто всплывали из полумрака, эффектно контрастируя с бархатным фоном.

«Копчёные» жостовские подносы
«Копчёные» жостовские подносы

Сегодня такие подносы редкость. Если заглянуть на официальный сайт фабрики, можно заметить, что преобладают классические чёрные фоны, иногда — синие или бордовые, а «копчёные» исчезли почти полностью.

Процесс «копчения» подноса

Идея

Мне стало интересно: можно ли не просто восстановить этот забытый эффект, но и переосмыслить его в новой среде? Например — перенести на текстиль. Не ради декоративности, а как способ дать ремеслу современное продолжение.

Эксперимент

Чтобы перенести эффект «копчёного» фона на текстиль, мне пришлось решить главную проблему — ткань, в отличие от металла, легко воспламеняется. Прямое воздействие огня попросту её уничтожает. Поэтому первым шагом стало изучение огнеупорных пропиток: специальных составов, которые позволяют ткани выдерживать кратковременный контакт с пламенем, не загораясь и не обугливаясь.

Процесс «копчения» ткани

После обработки пропиткой материал приобретает особые свойства: он не горит, а лишь слегка темнеет под действием огня, позволяя создавать нужные градиенты.

Результат «копчения» ткани
Результат «копчения» ткани
1
Начать дискуссию