Проектирование современной школы: нормы, дизайн и практические советы
Цели проектирования школьных пространств: как учесть нормы и креатив
Кейс: совместный проект студентов Школы Дизайна НИУ ВШЭ с федеральным застройщиком «Самолет» + чеклист по материалам в конце
Основной целью нашей работы над проектом стало разобраться в нормах проектирования школы, так как это очень объемная тема и в образовательных пространствах нормы играют большую роль. Если говорить о креативном процессе, то целью было подумать, какой может быть современная школа. Мы хотели представить интересные и в то же время реализуемые решения. Также думаю, для каждого из нас этот проект стал рефлексией на тему нашего личного опыта обучения в школе: у каждого из группы этот опыт был совершенно разный — кто-то сменил много школ, кто-то учился в одной школе всю жизнь. Плюс мы совсем недавно выпустились, и благодаря проекту удалось помечтать о том, чего недоставало школе каждому из нас. Получилось воплотить то, что казалось невозможным раньше. Очень терапевтичный проект-обращение к себе в школьном возрасте.
Этапы проектирования школы: от анализа норм до реализации идей
Было очень здорово поработать над реальным брифом, это помогло быть более приземлёнными в наших идеях и постоянно обращаться к реальному объекту на предмет понимания, возможно ли реализовать ту или иную нашу задумку.
Получив большую документацию чертежей от команды Самолёта, мы приступили к анализу объекта. Нашей задачей было разобраться, какие категории помещений присутствуют в этой школе, и понять, как распределены потоки людей различных групп: учеников младшей школы, учеников средней и старшей школы, администрации.
Также важно было, как я уже сказала выше, изучить нормы проектирования школ — этому мы посвятили большой блок модуля, около месяца. Для того чтобы разобраться, мы сходили в гости к Ed Education, бюро, которое занимается проектированием школ и детских садов. Это признанный эксперт в области проектирования образовательных пространств, чьи рекомендации помогают создавать современные и функциональные школы. Затем наш преподаватель Юлия Шереметова провела нам очень подробную лекцию по материалам школьных пространств, благодаря чему мы лучше поняли, каким образом можно реализовать наши смелые идеи. Юлия Шереметова — признанный эксперт с сфере проектирования интерьеров, ее мнение ценится в профессиональном сообществе. Такой теоретический блок завершился встречей с командой Самолёта, где они очень подробно рассказали про само здание школы, про её архитектуру, показали примеры реализованных объектов, рассказали, чем руководствуются при проектировании этих школ, поделились подходом и опытом относительно того, что возможно делать в школах, а что затруднительно.
Параллельно с этим мы прорабатывали наши концепции и аналитическую часть проекта. Нам предстояло понять, как при помощи дизайна можно положительно влиять на психику школьника и как благоприятная среда формирует сознание и помогает развитию. Каждая из команд выбрала свой метод анализа. Кто-то провёл опрос среди школьников, чтобы выявить их боли и потребности, кто-то опирался на исследования более старших коллег-дизайнеров, а кто-то рассматривал документы, в которых описаны цели современного образовательного процесса.
Этот большой теоретический блок был очень важен, так как нам объяснили: работая со школьным пространством, каждая идея должна быть обоснована и оправдана пользой, которую она принесёт школе. То есть каждое визуально привлекательное решение должно быть целесообразно. Сделать просто красиво в этом проекте было недостаточно — важно было отталкиваться от потребностей и нужд участников образовательного процесса.
Работа с куратором: как улучшить дизайн школьных помещений
Дальше мы активно стали разрабатывать свои дизайн-решения на каждое помещение. Работая с куратором, мы очень подробно разбирали каждую нашу идею и как она находила своё место в пространстве. Далее доводили её до ума так, чтобы это было удобно, практично и, конечно же, красиво. В общем-то занимались тем, что и называют дизайном. Обсуждая каждую идею с куратором, мы думали о том, почему это нужно школьникам и нужно ли вообще. Это был очень интересный процесс со своими рамками и «ограничениями», которые на самом деле таковыми не являлись. Напротив, всё это помогало сделать проект более качественным и продуманным.
Взаимодействие с профессионалами: опыт Ed Education и Самолёта
Взаимодействие с Самолётом было очень классным, а главное — продуктивным. Команда Самолёта — это практические эксперты с богатым опытом реализации проектов, их кейсы служат отличным примером для нас и других проектировщиков. Благодаря коллегам мы узнали многое о проектировании школ. Эту информацию не так просто найти в свободном доступе, потому что это опыт, накопленный в практике. Было очень радостно увидеть коллег из Самолёта на нашем финальном просмотре и получить от них профессиональные комментарии и рекомендации о том, как улучшить то или иное решение, чтобы его точно возможно было реализовать. Здорово, что наш новый взгляд на то, какой может быть современная школа, нашёл отклик у профессионалов в этой сфере. Это был очень серьёзный и тяжёлый проект, но в то же время очень увлекательный. Мы узнали большое количество информации относительно проектирования школ, которую сможем применить в будущем. Теперь мы понимаем, как креативная и нестандартная идея может быть реализована в образовательной среде.
ЧЕК-ЛИСТ: как выбрать материалы для школьного интерьера
Выбор материалов для школьных пространств — один из ключевых этапов проектирования. Следует обращать внимание на следующие критерии:
- Безопасность: материалы должны быть негорючими (НГ – КМ0), соответствовать ГОСТ и санитарным нормам.
- Износостойкость: учитывайте интенсивную эксплуатацию — полы, стены, мебель должны выдерживать высокие нагрузки.
- Лёгкость ухода: предпочтение материалам, которые легко мыть и дезинфицировать.
- Акустические свойства: для снижения шума используйте звукопоглощающие покрытия.
- Эстетика и цвет: цвета влияют на настроение и работоспособность детей, поэтому важно сочетать функциональность с визуальной привлекательностью.
Пошаговое руководство: как учесть возрастные особенности школьников в проектировании:
1. Анализируйте потоки и сценарии использования: младшие школьники нуждаются в большем контроле и безопасности, старшие — в зонах для самостоятельной работы и общения.
2. Масштабируйте мебель и пространства: для младших классов — эргономичные парты и игровые зоны, для старших — гибкие пространства для групповой работы.
3. Включайте зоны отдыха и релаксации: важно предусмотреть места для восстановления энергии у всех возрастных групп.
4. Интегрируйте современные технологии: интерактивные панели, адаптивное освещение, мобильная мебель.
Интеграция современных образовательных технологий в дизайн школы
Современная школа невозможна без EdTech-решений. Интеграция технологий позволяет сделать образовательный процесс гибким и эффективным:
- Интерактивные панели и доски для групповой работы.
- Мобильная мебель для трансформации пространства под разные сценарии.
- Системы управления светом и климатом для комфорта.
- Пространства для проектной деятельности и STEAM-лаборатории.
Пример: в проектах архитектурного бюро Ed Education активно используются гибкие пространства и цифровые решения, что отмечается в отраслевых рейтингах.
Переходите в мое портфолио: подробнее об этом и других проектах