От пикселей к бизнесу
Когда начинаешь заниматься UX/UI, то пишешь интерфейсы как художник картину. Твоя главная метрика — «Вау, красиво!». А как начинаешь работать в айтишке, то твоими задачами становятся повышение конверсий в регистрацию, улучшение NPS за счет юзабилити и т. д. 😳 И сначала от этого хочется кричать – ведь тебя не учили этому в Figma-туториалах!
Эволюция профессии
Мы достигли того этапа развития нашей профессии, что уже нельзя быть просто верстальщиком интерфейсов. Добро пожаловать в эволюцию!
Ты не просто рисуешь экраны, твои решения напрямую влияют на деньги компании. Да, это может быть стрессово, но именно здесь начинается настоящая сила дизайнера.
Почему это волнительно
🔥 «Я не экономист!» → Страх не понять бизнес-термины, метрики, финмодели.
🔥 «А вдруг ошибусь?» → Давление: твой дизайн может стоить компании тысяч (или миллионов).
🔥 «Где мои пиксели?» → Ностальгия по времени, когда главным был визуал, а не воронки.
🔥 «Меня не слушают!» → Стресс, когда твои UX-аргументы проигрывают «быстрым гипотезам».Далее поглядим как со всем этим справиться, какие шаги нам помогут.
Меняем фокус
Переходим от «Красиво» к «Какой бизнес-эффект».
Вопросы-помощники:
- Как этот экран заставит пользователя совершить целевое действие (купить, подписаться, остаться)?
- Какая ключевая метрика завязана на этот экран? Как я могу на нее повлиять?
- Какой бизнес-цели служит эта задача? Как мы будем измерять успех?
☝ Важно подчеркнуть, что о красоте тоже нужно всегда помнить и стараться делать интерфейсы гармоничными и привлекательными.
Учим язык
📊 Минимум, который нужно знать: Конверсия (CR), Кликабельность (CTR), Average Revenue Per User (ARPU), Lifetime Value (LTV), Retention, Churn, NPS, DAU и MAU.
Как учиться: Слушай презентации аналитиков, проси разжевать метрики на планировании, читай отчеты, не стесняйся спрашивать.
Фишка: Начинай обосновывать свои решения не только «пользователю будет удобно», но и «это повысит LTV, потому что...».
UX + Бизнес = ❤
Связывай UX-гипотезы с бизнес-результатами.
Проблема пользователя: [Что болит у юзера?] → Наше решение: [Твой дизайн] → Ожидаемый UX-эффект: [Как улучшится опыт?] → Ожидаемый Бизнес-эффект: [Какая метрика вырастет/упадет? На сколько?]
Пример: Убираем 3 шага из онбординга (Решение) → Пользователи быстрее добираются до ценности (UX-эффект) → Конверсия в первую покупку вырастет на ~7% (Бизнес-эффект), так как данные показывают, что каждый лишний шаг теряет 15% юзеров.
На территории бизнеса
Заглядывая в компетенцию бизнеса, привлекай данные, отходи от языка дизайнеров.
🤝 Вместо: «Мне кажется, так красивее» → «A/B тест показал, что вариант Б дает +10% к конверсии, потому что...»
🤝 Вместо: «Это плохой UX» → Говори: «Этот темный паттерн может дать +2% к оплатам в короткой перспективе, но увеличит отток (churn) на 5% в квартал, снизив LTV».
Что в итоге?
Эволюция дизайнера — это не предательство креативности, а ее усиление, это возможность:
💪 Влиять по-настоящему: Твои решения двигают бизнес.
💪 Заработать авторитет: Тебя слушают на другом уровне.
💪 Снизить стресс: Когда ты понимаешь «зачем» и видишь результат, тревожность «а вдруг я не туда копаю?» уходит.
💪 Быть незаменимым: Художников много, а дизайнеров, которые говорят на языке бизнеса и пользователя – единицы.
Мы проектируем бизнес и его развитие. И это – круто!
Рефлексия (на проработку)
🤔 Подумайте и ответьте себе:
— Как часто я спрашиваю о бизнес-целях моей задачи?
— Какая ключевая метрика завязана на мой текущий проект?
— Что из списка выше я могу применить уже сейчас/на следующей неделе?