{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Дизайн-джем #26: от «Ёжика в тумане» до «Рассеянного Джованни» — особенности мультипликации советского периода

В анимационно-ностальгическом дайджесте от Futura by Redmadrobot.

«Ну, погоди!», — жужжат роботы вслед убегающей зиме. Последние две недели мы откапывали из под снега самые интересные дизайн-находки и публиковали их в Design Jam. Подписывайся, чтобы было что обсудить с друзьями за распитием горячего топлива (кофе).

В прошлый раз мы заглянули в гайдлайны от Apple и Google и зарядились силой современного искусства. Сегодня вернёмся в прошлое на несколько десятков лет и поговорим о яркой, но недооценённой странице искусства — мультипликации советского периода. Расскажет о ней железный дизайнер Настя Нечкина, передаём ей слово.

Настя Нечкина
железный дизайнер Redmadrobot

Привет! Сегодня я расскажу тебе о советской мультипликации. Мы обратим внимание на «Крота» и «Ёжика в тумане», прогуляемся по «Горе динозавров», заглянем на «Почту» и познакомимся с «Человеком в котелке».

Куклы, пластилин и проволока

Начнём с «Ёжика в тумане» (1975) Юрия Норштейна. Он выполнен в стиле кукольной анимации, а персонажи оживают благодаря технике перекладки. Кукольная анимация — один из столпов мультипликационного искусства.

«Ёжик в тумане» (1975) Юрий Норштейн

Стиль кукольной анимации используется и в мультфильме «Рука» (1959) чешского режиссёра Иржи Трнка. В нём рассказана горькая история об отношениях художника и государства — проблематика, знакомая многим артистам того периода.

«Рука» (1959) Иржи Трнка

Инструментарий мастеров объёмной мультипликации включал в себя не только кукол, но и разнообразные подручные средства: например, Гарри Бардин в своей работе «Выкрутасы» (1987) представил целую маленькую жизнь из одного мотка проволоки с очень неожиданной развязкой.

«Выкрутасы» (1987) Гарри Бардин

И куда же без «пластилиновых» мультиков! Один из таких «Падал прошлогодний снег» (1983) — замечательная предновогодняя работа режиссёра Александра Татарского.

«Падал прошлогодний снег» (1983) Александр Татарский

Океан авангарда

В первые декады советской власти мультипликация развивалась особенно круто — это было связано с тем, что цензурные ограничения практически не распространялись на искусство для детей и уникальность аниматорского стиля только поощрялась. Русский авангард по-настоящему вдохновлял художников и режиссёров: их занимал поиск новых форм и изобразительных ритмов.

Обрати внимание на конструктивистскую рисованную анимацию, ярким образцом которой является «Почта» (1929) Михаила Цехановского. Уютный шум старой кинопленки приятно дополняет множество лаконичных графических решений художника.

«Почта» (1929) Михаил Цехановский

«25-е, первый день» (1968) Юрия Норштейна и Аркадия Тюрина — это фильм-плакат, созданный под сильным влиянием авангарда 1910–1920-х годов. Наслоение советских плакатных архетипов и лозунгов на симфоническую музыку Шостаковича — поистине знаменательная работа.

«25-е, первый день» (1968) Юрий Норштейн и Аркадий Тюрин

Контраст стилей

Советский художник и мультипликатор Иван Аксенчук обладал выразительным художественным стилем. Яркий пример — его работа «Русалочка» (1968). Это мультфильм в мультфильме, где на контрасте разных стилей рисования сказка отделяется от реальности.

«Русалочка» (1968) Иван Аксенчук

Также авторский почерк Ивана Аксенчука узнаётся и в «Молодильных яблоках» (1974). В работе сохраняется богатство и глубина оттенков, но фигуры приобретают уже более неестественные очертания, а декорации всё больше отсылают к футуризму.

«Молодильные яблоки» (1974) Иван Аксенчук

Если хочешь погрузиться в конфликт свободного искусства и несвободного государства, то изучи творчество режиссёра Андрея Хржановского. Работа «Жил-был Козявин» (1966) — это гротескная картина о государственной машине, бессмысленной и беспощадной.

«Жил-был Козявин» (1966) Андрей Хржановский

Другой мультфильм Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968) больше про метафизическое: на контрасте прекрасных и уродливых лиц художник показывает, как очеловечивает искусство и душит цензура. Центральная фигура — «Человек в котелке» художника-сюрреалиста Рене Магритта.

«Стеклянная гармоника» 1968 Андрей Хржановский

Чёрно-белые люди и цветной крот

Анимация советского периода включает в себя не только русскоязычные мультфильмы, но и мультипликацию Восточного блока. Её отличает большая концептуальность: там свобода мысли и открытый доступ к европейскому искусству способствовали разнообразию сюжетов и художественных стилей.

Мультфильм венгерского режиссёра Петра Собослая «Эй, ты!» (1976) — это чёрно-белый мультфильм про чёрно-белого героя. Фантасмагоричность сюжета, сочетание разных графических приёмов, замкнутость пространства и преодоление четвёртой стены делают анимационный фильм сплошным арт-объектом.

«Эй, ты!» (1976) Пётр Собослай

«Стены» (1987) польского режиссера Петра Думалы — это монохромный фильм с гармонично дополняющим безрадостную картинку эмбиентом на фоне. Светотень словно выцарапана на чёрной поверхности: этот эффект достигается за счёт авторской техники деструктивной анимации. Режиссёр анимирует скульптуры поверх предыдущего рисунка, создавая интересный эффект наслоения.

«Стены» (1987) Пётр Думала

В своей работе «Миметизм» (1966) румынский режиссёр Джордже Сибиану собрал механики, применимые и в интерфейсной анимации — например, как интересно «оквадратить» спираль.

«Миметизм» (1966) Джордже Сибиану

«Крот» (1957–2002) Зденека Миллера. Из всего сериала выбор пал на серию про крота и робота — история про то, какими полезными и жестокими могут быть механические друзья.

«Крот» (1957–2002) Зденек Миллер

Шарнирная блочность и живые картины

Мультфильм — это не всегда про доброе. Иногда это про непонятное. «Путешествие» (1970) режиссёра Даниэля Щехуры — это антифильм, фильм-несобытие: исследование ничего не происходящего и абсурдности жизни. Досмотри «Путешествие» до конца: всё-таки про «несобытие» я немного слукавила.

«Путешествие» (1970) Даниэль Щехура

«Рассеянный Джованни» (1969) режиссёра Анатолия Петрова интересен с точки зрения работы с колористикой — цветовые акценты и шарнирная блочность тела Джованни отсылают зрителя к абстракционизму и работам Малевича и Мондриана, хотя сам режиссёр говорил, что считает основным стилем работы поп-арт.

«Рассеянный Джованни» (1969) Анатолий Петров

«Маска красной смерти» (1970) — это удивительная работа режиссёров Павао Штальтера и Бранко Ранитовича, которые сумели оживить масляные полотна художников эпохи Возрождения через призму авангарда. Художественный стиль вобрал в себя и ренессансные лица, и технику кьяроскуро (светотени), и футуристические мотивы — отдельно обрати внимание на сочетание объёма и плоскости, которое делает картинку одновременно живой и безжизненной.

«Маска красной смерти» (1970) Павао Штальтер и Бранко Ранитович

Редкий советский мультфильм способен так сильно задеть современного зрителя за живое, как «Гора динозавров» (1967) талантливой Расы Страутмане. Слова излишни — обещаю, эта притча не оставит тебя равнодушным.

«Гора динозавров» (1967) Раса Страутмане

Когда решишь вернуться из ностальгического путешествия, загляни на обновлённый сайт студии «Союзмультфильм». Романтика фирменного шрифта и очарование ярких цветов на месте.

Спасибо, что посетил вместе со мной забытые уголки мультипликации. Делись в комментариях своими любимыми мультфильмами, будем ностальгировать вместе. Хороших выходных!

Заглядывай к нам в Design Jam, там мы публикуем море полезностей. Например, на этой неделе у нас крутые подборки подкастов для дизайнеров. А мы убежали собирать дайджест №27. Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Дарья Садыкова

Спасибо, очень познавательно и полезно)) Мультипликация - тоже изобразительное искусство! Кстати, встречала на Ноже несколько классных публикаций на тему советских мультиков:

1) «Союзквирфильм» - там очень интересный взгляд на главных героев, и 100%-ное попадание суть образов (мой молодой человек даже назвал свой телеграм-канал в честь образа «Угнетенный эстет», который упомянут в этой статьеXD);

2) про сюжетные «иносказания» в советских мультиках (отражение проблемных социальных тем). Возможно, часть теорий рождена сознанием толерантных зумеров, но от этого не менее интересно))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Likhunchay

Спасибо за статью👏, мне мультфильм "Контакт" Тарасова сразу вспомнился

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ольга Сартакова

Да, отличный мультик! Я уже довольно взрослой его первый раз увидела. И первая мысль — что курил автор?)

Ответить
Развернуть ветку
D. R.

Огонь🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Epihin

Красота какая! 

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Bolshakov

Пасибо)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда