UI/UX: три подхода к тесту отдельных страниц интерфейса. Что есть помимо A/B-теста?

Меня зовут Кирилл. Я социолог. Развиваю платформу Fastuna, веду серию бесплатных вебинаров про тестирование интерфейсов. Статья — выжимка рассказа про тестирование отдельных страниц / экранов. Расскажу про парное сравнение, монадический тест и тест первого клика.

Тест отдельных страниц интерфейса нужен тем, кто наводит красоту и делает навигацию в цифровых продуктах, готовит лендинги. В продуктовой разработке в любой непонятной ситуации принято использовать AB тесты, но для этого нужен многотысячный трафик, специальные знания, выстроенные процессы и время.

АB тестирования — это прекрасно. Но абетестить каждый чих это как палить из пушки по воробьям. Важнее, чтобы метод соответствовал задаче и ресурсам.

Далее расскажу, как использовать парное сравнение, монадический тест и тест первого клика при проверке отдельных страниц или экранов. Но сначала небольшая вводная: что за отдельные страницы такие и когда имеет смысл с ними возиться.

Когда нужно тестировать отдельные страницы

Интерфейс это всегда путь из нескольких шагов, у него есть пользовательский сценарий. Каждый шаг сценария — это экран или страница. Если пользовательский сценарий (user flow) — это скелет интерфейса, то страницы/экраны — его плоть. Начинать работу над интерфейсом всегда лучше со структуры. Про тест сценариев рассказывал в прошлой статье.

Тестирование отдельных экранов имеет смысл, когда работаем над самодостаточной страницей или с короткими пользовательскими сценариями на 1-2 клика

Ситуации и исследовательские подходы

Парное сравнение 👯

Предположим, имеем несколько вариантов оформления одной и той же страницы, ищем вариант, наиболее привлекательный для аудитории. Подход парного сравнения: попарно сравниваем между собой все варианты и выбираем тот, что понравился большему проценту людей. Подход работает, когда потребность в диагностике отсутствует, а отличия вариантов лежат в эстетический плоскости.

Сравнение парами проще, чем ранжирование множества вариантов. Подходит для похожих изображений.
В результате получаем рейтинг экранов. Для примера провел шуточное сравнение  интерфейса Windows разных годов. 

Тонкости парного сравнения. Попарное сравнение всех экранов между собой легко реализовать при небольшом количестве вариантов. При выборе между 4 экранами необходимо 6 сравнений, для 5 вариантов — 10, для 6 — 15 сравнений и т.д.

По опыту люди теряют интерес спустя несколько однообразных вопросов. Поэтому при создании решения Side by side мы избрали подход перебора и отсечения невыбранных вариантов.

Как это работает: случайно отбираем первую пару для сравнения, сравниваем. Следующим шагом сравниваем выбранный вариант и случайный экран из оставшихся. Невыбранный материал больше не показываем. Побеждает вариант, который доходит до самого конца. Сравнение перебором быстрее, подходит для соотнесения множества однотипных экранов.

Два подхода к парному сравнению вариантов A, B, C, D.

Монадический тест 🧪

Прямое сравнение помогает при выборе наиболее привлекательного экрана или страницы. Но не факт, что победивший вариант будет наиболее понятен, сподвигнет к целевому действию. Причины выбора для нас также остаются неизвестны. Когда нужна детальная диагностика, на помощь приходит монадический тест.

Суть монадического теста: один человек оценивает одну страницу. По итогу сравниваем оценки, полученные на независимых выборках, а не варианты между друг другом.

В монадическом тесте мы не ставим людей в непривычную ситуацию выбора, не превращаем в эксперта, а лишь фиксируем восприятие 100-400 людей и сравниваем с оценками идентичной по соотношению пола/возраста группы.

Вот пример теста нескольких лендингов. Первый вариант набрал больше баллов. В основе анкеты – шкала AISAS
Во втором случае просели параметры актуальности, желание узнать больше и готовность купить.

Что делать, когда вариант страницы только один. Мы создали универсальные анкеты и накопили на сотнях проектов изрядное количество наблюдений. Данные в открытом доступе. Если у вас одна страница, используйте готовые анкеты и сравнивайте оценки с накопленными нормами. Грех не использовать готовые инструменты. Тем более, что проекты по своей базе бесплатны.

Монадический тест как дополнение к AB тесту. Монадический тест доступен уже на стадии макетов, не требует специальных навыков. Помогает в диагностике, расстановке приоритетов, поиске ответов на вопрос “Почему?”. При тесте на ранних этапах есть время, чтобы внести изменения в страницы до начала масштабного AB тестирования на живой аудитории.

Тест первого клика 🐁

Экран цифрового продукта имеет функциональное значение. Зачастую не значимо, насколько он нравится. Важно, чтобы на экране было легко разобраться. Самый дешевый и сердитый способ проверки экрана — тест первого клика. Более подробно про тест первого клика рассказывал в статье “Да куда ты кликаешь? Какие задачи дизайна интерфейса решает метод First Click“

Даем людям задание, показываем интерфейс и фиксируем на тепловой карте первые клики по экрану

На тепловой карте видно, насколько легко ориентироваться в интерфейсе. Быстро. Наглядно. Красота.

Фонд “Нужна помощь” провели 2 серии тестов интерфейса личного кабинета: на онлайн панели Tiburon research (100 человек) и на своей базе (457 человек). О разнице результатов я еще как нибудь расскажу.

Тест первого клика помогает в выстраивании и проверки навигации. Даже если раздела еще нет, то люди подскажут, где разместить его было бы логичнее.

А где бы вы искали дверную ручку? В разделе окна и двери или в скобяных изделиях?

Заключение

Существуют простые методы тестирования отдельных страниц. Они доступны неспециалистам. Описанные подходы имеют самостоятельную ценность, но также дополняют более дорогой и сложный метод AB тестирования.

Прямое сравнение задействуем при выборе наиболее привлекательного варианта, когда не нуждаемся в детальной оценке, а отличия минимальны. Монадический тест используем, когда нужна диагностика, подробный разбор по параметрам. Для оценки функционала экрана, при построении навигации используем тест первого клика.

Мы создали более двух десятков готовых исследовательских решений для маркетинговых и продуктовых задач: от проверки баннеров до тестирования интерфейсов. Платите только при обращении к нашей онлайн панели из 500 000 человек. Если делаете проект по своей базе, то 500 интервью в месяц бесплатно.

0
4 комментария
Alex Ayer

Спасибо за текст! Не первый раз вижу годноту от этого автора. Подписался 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Sherstobitov
Автор

Спасибо на добром слове. Всегда есть подозрение, что пишу что-то всем известное. Радует, что есть польза.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крамарь

Спасибо, очень актуально для меня.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда