Дизайн
Дмитрий Панфилов

История 18+ про дизайн для алкоголя

Меня зовут Дмитрий Панфилов. Начнем с того, что я дизайнер. И… алкоголик. Мне кажется, сложно делать что-то и не углубляться в сам продукт, не пробовать его и не ценить.

Небольшая история про то, чем интересен мир упаковки для алкоголя, как пагубное «увлечение» стало началом для работы в этом сегменте и почему мы продолжаем этим заниматься.

Этикетка вина для Chateau Tamagne, PNFLV

Запоев у меня не случается (хотя пьяных историй хоть отбавляй), но выпить вина, хорошего пива или кальвадоса, виски – это да. И конечно, употреблять – это одно удовольствие, но другое, не менее значимое, – выбирать напиток на полке.

Порой я могу потратить целый час, просто чтобы поизучать ассортимент в магазине, покрутить в руках и посмотреть на форму бутылки, на этикетку. И ничего не купить. Частенько хожу в алкомаркеты как в музей.

Сейчас дизайн для алкоголя — одно из важных направлений в брендинге агентства. Но все начиналось именно из «пристрастия». Мне понятен сам продукт, я вижу красоту и возможности упаковки. Для меня дизайн алкоголя это эстетство и еще интересно наблюдать за рамками категорий и где-то стараться расширить их. В определенный момент я решил — почему бы не делать то, что нравится и поставил себе целью найти заказчиков, которым было бы интересно тоже, что и мне.

Очень нравится, когда находится что-то выбивающееся из стандартного образа напитка. Нравится угадывать замысел дизайнера. Но еще большее удовольствие – сравнивать ощущение от бутылки и от содержимого.

Иногда происходят несостыковки – хороший напиток, а упаковка не очень. Но чаще, наоборот, если этикетка красивая, и видно, что над ней потрудились, значит, и продукт будет неплохой

Так происходит потому, я убежден, что если уж производитель заморочился с этикеткой, то и самому напитку наверняка уделил не меньше внимания.

Некоторые предпочитают модное Vivino, но я больше склонен выбирать именно по этикетке. Обычно этот принцип меня не подводит. Кроме того, приятно держать в руках красивую бутылку и при этом пить вкусное вино – двойное удовольствие.

Я, как и многие, наверное, «надрачиваю» на дизайн от Stranger & Stranger – это такие мастодонты в области алкогольной красоты и эстетики. Раз в несколько дней захожу к ним на сайт (чтобы поплакать!) и просто полюбоваться красотой, которую они делают. Не преувеличу, если скажу: каждая их упаковка – произведение искусства. Детали, идеи, проработка и подача – все это вместе очень мотивирует.

Поэтому когда вижу что-то, к чему они приложили руку, обязательно покупаю. К сожалению, в наших краях не так часто встретишь их проекты.

Один из заметных 19 Crimes – вино для австралийской винодельни. Концепция бренда и этикетки выделяют их продукцию на полке. Брутальные лица, на одной этикетке вовсе исцарапанное лицо. Некоторым такое может быть не по душе, но мне зашло. Тем более что концепция очень глубокая – в ней отражены боль и становление Австралии.

19 преступлений, за которые ссылали в Австралию, по большей части были политическими. Так вот, каждая этикетка – это история жизни изображенного на ней героя, которого сослали по одному из таких обвинений. Плюсом идет дополненная реальность, когда герои на этикетках оживают и рассказывают свою историю.

В России тоже есть студии, специализирующиеся на дизайне алкоголя (но их не так много), например, студия Uniqa. Сильная команда, за их работой приятно наблюдать. Всё делают очень профессионально, многие упаковки есть в моей коллекции. Кажется они сделали дизайн для доброй половины алкогольной полки.

Beluga Haunting - настойки, дизайн этикеток для которых разработала Uniqa

Еще KingBee, которые недавно выпустили клевый дизайн для водки Orthodox и для винодельни «Узунов»… Нижегородские unblvbl – чего только стоит литая латунная этикетка для дистилята из портера и еловых лап — «Уёлки». Да и сам напиток тоже экстраординарный. Слежу за ребятам из 43 OZ - студия из Кишенева, делают много хорошего и качественного дизайна. Есть еще интересные студии, которые умеют в дизайн алкоголя…

Так же очень импонируют работы азиатских дизайнеров, которые в корне могут быть не похожи на то, что делается в России, Европе или Америке.

Утонченное и элегантное решение для упаковки саке https://www.behance.net/nosigner

Дизайн алкоголя отдельная и обширная тема, в которой сочетаются история, технологии. Он может быть очень захватывающим и не похожим. Некоторые образцы напоминают скульптуры, другие радуют искусной типографикой, иные сумасбродны. Это мир, в который можно погружаться и погружаться.

Пожалуй можно будет сделать отдельную обзорную статью, в которой посмотреть на то, чем мы вдохновляемся в студии. И к чему стремимся.

Нам тоже нравится заниматься упаковкой для алкоголя и на то есть несколько причин.

Во-первых, в дизайне алкоголя предполагается большая работа со смыслами. Лучшие образцы дизайна это увлекательная концептуальная работа, умный визуальный сторителлинг, все это может раскрыть бренд и сам продукт с необычной стороны.

Во-вторых, в этой сфере востребованы различные способы печати и нанесения, которые могут больше нигде не применяться и не сочетаться. Плюс это работа с формой. Что уже интересно само по себе! Окунуться в эту историю, придумать, как будет выглядеть в реальности тот или иной прием на этикетке…

В-третьих — для того, чтобы создать хорошую упаковку надо работать с очень разными специалистами — иллюстраторами, препрессерами, технологами, копирайтерами. Больше понимать и чувствовать шрифты. Уложить много всего в небольшом формате этикетки. В процессе работы над каждым дизайном мы все время узнаем и понимаем, что-то новое. Порой это заставляет оглядываться на прошлые работы и думать, что вот там-то точно можно было бы лучше…

В-четвертых, именно здесь очень важна сама упаковка, потому что именно она и продает! Запрет на рекламу алкоголя делает этикетку ключевым способом обратить внимание покупателя на продукт.

Есть еще пятый и немаловажный пункт. В этой сфере не так много студий, кто делает качественный и интересный продукт, а алкоголя (увы наверное) в нашей стране производится и продается порядком. Это значит, что есть шанс найти себя в этой нише.

Конечно, в дизайне для этого сегмента есть и моральная составляющая. Мы много пьем — в основном дешевого и не очень качественного алкоголя. И тут дизайнер, как бы поощряет, помогает продать. Люди вряд ли перестанут пить, но пусть они хотя бы выбирают более качественные продукты, которым мы помогаем стать приятней и заметней. Мы видим свою миссию в том, чтобы сделать этот рынок более эстетичным.

Игристое вино Muscat - первая этикетка для вина в нашей студии PNFLV | Дмитрий Панфилов

В начале, когда мы презентовали один из первых проектов — упаковку для игристого вина Muscat, одно из изданий рецензировавших нашу работу заключило, что мы «Флагман сомнительного свойства». Все потому, что упаковка взяла за основу цвет одного из лидеров сегмента — Veuve Clicquot. Мы расстраивались, потому что отчасти это была правда, но и еще потому, что хотели сделать и что-то свое. Придумали для этикетки форму многогранника. Тем не менее — продукт в этой упаковке до сих пор продается, а мы решили добиваться большей оригинальности в своей работе. Но, конечно ставя во главу угла коммерческие задачи клиента.

У нас есть несколько проектов, за которые мне не стыдно. Один из них – это The Blue Dog. Крафтовый кальвадос, выпущенный ултралимитированным тиражом в 53 бутылки. С ним мы основательно заморочились!

Крафтовый кальвадос The Blue Dog, одна из визитных карточек студии PNFLV | Дмитрий Панфилов

Родили название, которое, уверен, каждому скажет о чем-то своем. Придумали и нарисовали четырехглазую собаку, написали стихотворение. Сделали этикетку, которая сильно отличается от традиционной для кальвадосов. Напечатали её высокой печатью на хлопковой бумаге. Крышку украсили отлитой из латуни головой нашей собачки. Ну и в завершение сделали металлический кейс для бутылки.

Получился отличный увесистый и брутальный подарочный набор для коллекционера или для того, у кого уже есть всё.

Загмайстеру кажется понравился наш дизайн, но как справедливо заметили в комментариях к его посту -  бутылка темная и вина там толком не видно. На белом вине эта история выглядит более оправданной PNFLV | Дмитрий Панфилов

Еще, не так давно, создали концепцию и этикетку для вина от Chateau Tamagne, интерпретирующую идеи супрематизма. Мы решили, что самое лучшее украшение для вина – это само вино, поэтому оставили в этикетке пространство, в котором виден напиток. Этикетка всего лишь обрамляет.

Мы постарались обойтись в оформлении минимальными средствами, чтобы как можно меньше отвлекать от самого содержимого. Да, как-то об этой работе написал товарищ Загмайстер в своем инстаграме…

Внутри каждой бутылки лежит ягода или например корень женьшеня. Выглядит очень красиво PNFLV | Дмитрий Панфилов

Ну и, конечно, несколько этикеток для ставропольского завода «Стрижамент». Это знаковый производитель для края, чьи настойки и бальзамы уже давно являются символами региона. Политика производителя тоже очень импонирует — они производят только качественные напитки и им важна эстетическая составляющая. Серия настоек «Старый доктор», которую мы сделали для «Стрижамента» была в 2017 году в топе Forbes.

Stizh образован от Strizhament. Этикетка печаталась на бумаге, а другая часть наносилась прямо на бутылку. PNFLV | Дмитрий Панфилов

Strizh Black – реинкарнация знаменитого бальзама «Стрижамент». Это тот случай, когда получилось лучше, чем предполагали. Я имею в виду и сам напиток, который (прямо скажем) мало, кого оставляет равнодушным, и про бумажную этикетку, которую мы дополнили печатью по стеклу.

Эти два напитка уже несколько лет пользуются заслуженной популярностью, особенно в качестве сувениров из Ставрополя. Для «Стрижамента» ещё делали много чего, но, пожалуй, для обзорной экскурсии достаточно.

Много работали и над дизайном для пива, но это так же требует отдельного рассказа. Там свои категории, веяния и традиции. Пивная история кажется сейчас хорошо развивается и появляется много интересных образцов от локальных брендов.

В общем, дизайн алкоголя – это наше студийное.

Все эти штучки, шрифты и детальки, тонкости препресса, тактильные ощущения от этикетки и бутылки – вот это вот все, что заводит и от чего глаза горят. Есть к чему стремиться, много чего хочется. Периодически ощущаем себя маленькими детьми играющими в любимые игрушки. Перед тобой огромный мир, полный новых и интересных вещей, которые еще надо понять и изучить.

Приходя очередной раз в музей/алкомаркет, я вижу как все больше этикеток российских производителей становятся эстетичней, изощренней и концептуальней. Это значит, что качественный дизайн все больше востребован у покупателей, а следовательно и у производителей. Рынок образовывается, улучшается. Это приятно. В этом есть общая заслуга всех студий, дизайнеров и агентств, тех кто хочет что-то в нем изменить. И приятно осознавать, что в этом кажется есть пусть небольшая, но и наша заслуга.

Всем чин-чин.

Дмитрий Панфилов

Брендинговое агентство PNFLV

{ "author_name": "Дмитрий Панфилов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 24, "likes": 32, "favorites": 68, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 212228, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 24 Feb 2021 09:34:27 +0300", "is_special": false }
0
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Ну вообще про вино, чем сдержанней этикетка, тем больше шансов на качество! 

Ответить
2

Кажется. Но есть момент - много дешевого экспорта эксплуатирует стилистику "классической" этикетки. Все эти гравюрные винодельни, шрифты с засечками и монограммы. У наших примерно тоже самое, но более коряво выходит - дешевая заграница выглядит лучше. А по качеству вопрос. Поэтому - для глубокого изучения темы - надо разбираться в вине, сортах и годах. А для не глубокого пока хватает того, есть ли там какая-то мысль.

Ответить
1

Ну и как вам Chateau Tamagne? 

Ответить
0

за свою цену вполне, на мой взгляд)

Ответить
0

М-да... 

Ответить
0

Да, увы, на этикетку нельзя полагаться во многих случаях- привлекают внимание, но не больше. Хотя задачу выделиться на полке и выполняют 

Ответить
1

Полагаться нельзя, но я предпочту выбрать по этикетке. Давно ясно, что покупатель оценивает продукт по совокупности и если ему нравится упаковка, переносит ощущения от нее и на продукт. 

Ответить
2

Статья- мое почтение!
Дим, работаю сам в ретейле алкоголя, в основном вино. Так вот есть отдельная категория покупателей, которые ходят исключительно за Mucho Mas. Испанец из верхней грани ежедневных вин.
Очень часто слышу и самому импонирует этикетка, что скажешь? После статьи, теперь думаю, что ребята хотели как и ты с Шато Тамань.

Ответить
0

Да возможно. Но этикетки подобного плана встречаются все таки чаще. Покупал как то в Испании евровое вино в супермаркете - так вот там вся этикетка состояла из названия напечатанного напечатанного на клочке бумаги. как дуд-то талон из троллейбуса. К этой идее можно подходить с разных сторон. Все таки какой-то намек на супрематистскую концепцию у нас присутствует и это, как кажется отличает проект для Шато Тамань. И спасибо за отзыв)

Ответить
1

Всё очень интересно. Смутило только про алкоголизм :) Для того, чтобы быть сомелье или виноделом - необязательно становиться алкоголиком, а для того, чтобы быть дизайнером - и подавно :)) Берегите себя, ребят :)

Ответить
2

Конечно, вы правы. Про алкоголизм - все весьма относительно. Сейчас с употреблением больше издалека. Просто как основа для начала - лично для меня что есть то есть. Стадии алкоголизма бывают разные - у меня была та, что выпиваю раз в неделю. А раз в месяц просыпаюсь с похмельем) Тем не менее - я очень против любых пристрастий. Меня оно навело на мысль о том, куда направить энергию)

Ответить
1

Приятная легко читаемая статья. За Стрижамент отдельное спасибо 🙂

Ответить
1

Главное в этикетке это нацеленность на аудиторию. Что за напиток и какого качество пойло совершенно неважно. Главное дизайн. Вкус привязывается к бутылке и если сменить этикетку, тогда и сменится вкус. 

Ответить
0

Да. Есть такое устоявшееся и даже подтвержденное мнение. Читал о мошеннике, который обманул сомелье и коллекционеров вина - лил дешевое вино, присыпал пылью и рассказывал, что купил недавно замок с нетронутыми винными подвалами. Но думаю, не все так просто... 

Ответить
1

Разделяю вашу страсть к алкоупаковке. Ничего красивее не встречал на полках магазинов, тоже всегда засматриваюсь. Мне довелось поработать с Bacardi и сейчас работаю с William Grants & Sons, но по части презентаций. Там же еще и BVI космические. И всегда есть красивая идея, а ее воплощение подкрепляется магией стекла, света и жидкости. Когда мечтаю сменить специализацию, то в первую очередь думаю о дизайне бытылок.

Ответить
1

Ваши работы заслуживают уважения, но Незнакомцы - лучшие в мире для меня.  

Ответить
0

Спасибо. И для меня)

Ответить
0

Идея с дополненной реальностью хороша

Ответить
0

Вначале, это вам эффект. Но и хорошо работает как яркое донесение расширенной информации. Правда механика пока не очень. 

Ответить
0

Научите как выговорить название вашего агенства?

Ответить
0

Тяжелая история. Думаю, что ПЭЭНФЭЛВЭ. Чем я думал своей головой не ясно, но уж больно домен короткий в зоне .com хотелось)

Ответить
0

Хорошие работы у тебя

Ответить

Комментарии

null