WOW design или скучные ux-исследования?
Самая грубая ошибка новичков в дизайне — думать, что задача каждого дизайнера быть супер-пупер креативным. Будто заказчики покупают только свистоперделки, фиолетовых летающих коров и такие шрифтовые решения, которые даже с прищуром не всегда можно разобрать.
Но увы и ах: более 60% рынка, обращающегося за услугами графических и веб-дизайнеров, — это малый и средний бизнес. Им, может, и хочется летающих коров, но ещё больше им хочется, чтобы фантик, в который они вложили деньги, работал и приносил прибыль.
Большая часть малого и среднего бизнеса ориентирована на «среднего обывателя» (чуть выше или чуть ниже среднего сегмента). Такой человек чаще всего не обладает невероятной насмотренностью, утончённым вкусом и уж точно не стремится получить «невероятный экспириенс», заходя на сайт в поисках решения своей проблемы. Ему нужно простое: зашёл на сайт по продаже кофе — купил кофе.
Анимации, сложные шрифтовые сочетания, изящные иллюстрации, которые раскрываются только на третьем уровне ассоциаций, — всё это прекрасно. Но если за всей этой красотой пользователь не может найти карточку товара или кнопку «Купить» — дизайн говно. Очень красивое, глубокое и тонкое, но всё равно говно, которое сливается в унитаз вместе с клиентами вашего заказчика.
Не подумайте, я не против креатива, тонкости и изящества. Я и сама обожаю залипать в Pinterest, Dribbble, Behance и других аналогичных платформ. Но есть проекты, где это уместно, а есть остальное большинство. И там задача одна и та же: создать максимально простой и быстрый путь пользователя к целевому действию.
Поэтому на старте я всегда советую пользоваться банальными и до безумия избитыми приёмами:
- делать кнопки привычной формы;
- располагать их там, где пользователи чаще всего их ждут.
Есть тонна исследований о том, как люди ведут себя на сайтах и в мобильных приложениях в разных ситуациях. Всё, что нужно новичку, — использовать готовые паттерны. Но не копировать их вслепую, а понимать, зачем вы делаете именно так. (Я об этом писала в своем тг-канале в посте про насмотренность)
Да, в этом случае первые кейсы у вас будут не с летающими кедами Nike, не с Tesla и не с банковскими приложениями. Скорее всего, это будут банальные проекты: сайт шиномонтажки, студии депиляции, ТЦ на окраине или батутного центра. И да — сайты будут простыми. Без розовых пони и фейерверков. Но зато они будут лёгкими для восприятия и понятными пользователям.
А ещё именно на таких проектах вы научитесь:
- лучше понимать пользователей;
- видеть, где можно отходить от заданного паттерна;
- делать путь пользователя не только простым и удобным, но и красивым.
Правила сначала нужно выучить и понять, зачем они появились. И только потом можно их нарушать — так, чтобы не убить главное в дизайне: удобство и практичность, которые помогают пользователю совершить нужное действие.
А в моем тг-канале Виктория про дизайн и маркетинг поделилась ресурсами, где собрана большая база UX-исследований, полезных при разработке интерфейсов