Будущее дизайна: как подружиться с ИИ и сделать работу эффективнее
Искусственный интеллект быстро становится частью профессии дизайнера. Нейросети умеют генерировать изображения, тексты, а иногда и целые сайты. Поэтому нередко возникает вопрос: будет ли дизайнер востребован через пять лет или его заменят программы?
Александр Зерин, руководитель FINIK Design Lab (входит в Лигу Цифровой Экономики), и его команда рассказывают, как интегрировать нейросети в дизайн-процесс, чтобы освободить время для творчества и стратегического планирования, а также остаться востребованным экспертом в эпоху перемен.
ИИ в дизайне: главные трансформации начала 2020-х
Последние два года ежедневно появлялись новости о растущих возможностях нейросетей для создания графики, видео, рекламы. Сервисы вроде Midjourney, DALL-E и Stable Diffusion с каждой следующей версией генерируют все более качественные изображения и точнее понимают контекст. Некоторые сервисы способны за минуту создать полноценный макет сайта по текстовому описанию и референсам.
Впрочем, применение нейросетей в дизайне не ограничивается генерациями графики и видео. Например, платформа Google Optimize AI значительно упрощает A/B-тестирование и может помочь выбрать оптимальный прототип из десятков сгенерированных вариантов. Инструменты с ИИ встраиваются в новые версии Figma, Pixso, программ Adobe и другие сервисы, которые уже стали неотъемлемой частью работы дизайнера.
Исследования показывают:
- более 60 % людей не отличают ИИ-изображения от настоящих фото;
- 88 % специалистов в креативной сфере положительно относятся к использованию нейросетей в дизайне.
В таких условиях роль дизайнеров постепенно преображается. Опрос 2023 года показывал, что 45 % из них использовали нейросети в своей работе, и можно с уверенностью заключить, что за два года это число только выросло. Однако называть дизайнеров «операторами» нейросети все же поспешно — их роль по-прежнему более значительна. Екатерина Боброва, дизайнер FINIK Design Lab, комментирует:
«Хотя ИИ генерирует идеи и контент с беспрецедентной скоростью, этапы глубокой проработки и валидации с пользователем остаются критически важными, требуют времени и оценки живого дизайнера. В масштабных проектах скорость редко выступает ключевым критерием — зачастую важнее оказывается критическое мышление, эмпатия и способность находить перспективные идеи. В то же время, если дизайнер умеет составлять промпты и разбирается в нейросетях, понимает, что можно ускорить или упростить с помощью ИИ, это всегда будет преимуществом. Есть смысл как минимум следить за развитием нейросетей, экспериментировать и находить способы применять их в своей работе».
Интегрируем ИИ: выбор инструментов и алгоритм внедрения
ИИ-инструменты появляются почти каждый месяц: для генерации изображений и видео, создания текстов, аналитики и прочих задач. Отследить и тем более попробовать абсолютно все новые сервисы — невозможно, да и не нужно. Логичнее выбрать одну-две платформы для каждой своей типовой задачи и постараться добиться от них максимальной эффективности при помощи обучения на собственных промптах и моделях.
К интеграции нейросетей в рабочий процесс следует подходить вдумчиво. По сути, нужно стать экспериментатором, который постоянно пробует что-то новое, или рационализатором, исследующим узкие места и находящим способы избавиться от них. Ваш собственный рабочий процесс уникален, поэтому универсального плана интеграции ИИ не существует.
Попробуйте следующий алгоритм:
1. Составьте список задач. Выделите то, что отнимает много времени: подбор референсов, написание текстов, генерация вариантов.
2. Выберите простую задачу и протестируйте ИИ. Например, попросите ChatGPT сделать саммари брифа.
а) Ищите информацию в интернете, люди охотно делятся наработками. Избегайте простых запросов вроде «Как дизайнеру использовать ИИ». Лучше конкретнее: «Промпты для генерации иконок в Midjourney» или «Как с помощью ChatGPT структурировать заметки по результатам UX-исследований».
б) Обсудите решение задачи непосредственно с ИИ. Например, так: «Мне необходимо составить саммари трех брифов. Напиши промпт, который потом поможет поставить задачу тебе или другой нейросети».
3. Проанализируйте полученный эффект. Удалось ли сэкономить время или найти интересное решение.
4. Повторите эксперимент. Если нейросеть не помогла в одной задаче — возможно, сработает в другой.
Такой подход поможет постепенно внедрить нейросети в ту часть работы, где они действительно будут полезны.
Навыки успеха: чему учиться дизайнеру в эру ИИ
Составление промптов. Все, кто хотя бы немного экспериментировал с нейросетями, знают, насколько сильно качество генерации зависит от запроса. Недостаточно сказать: «Нарисуй красивый логотип». Нужно объяснить контекст, цели, добавить ограничения, а еще лучше — показать референсы. Добавляйте подробности в запросы и анализируйте, как ИИ реагирует на них. Так вы постепенно поймете, что эффективно, а что — нет. Кроме того, уже сейчас в Сети легко найти подборки промптов для самых разных задач.
Насмотренность. Представьте, нейросеть сгенерировала 50 иллюстраций для статьи. Дизайнер должен быстро отсеять лишние (не учитывающие фирменного стиля, с ошибочной анатомией и т. д.), чтобы доработать лучшие. Научиться отсеивать лишнее можно только одним способом — постоянной практикой.
Ретушь. Этот навык напрямую связан с предыдущим: необходимо уметь быстро довести результат генерации до профессионального уровня: удалить лишние пальцы, переместить объект или изменить цветовую палитру. Особенно это важно для графических дизайнеров. А ретушировать вручную или с помощью тех же нейросетей — личный выбор.
Юридическая грамотность. Если нейросеть скопирует чужой стиль, у компании могут быть юридические и репутационные проблемы. Поэтому дизайнеру стоит разобраться, как легально использовать результаты работы ИИ. Вопрос авторских прав на ИИ-контент пока открыт, поэтому важно следить за новостями и ситуацией на рынке в целом. Рекомендуется всегда вручную дорабатывать ИИ-генерации и использовать инструменты с понятной политикой прав на сгенерированный контент.
Екатерина Боброва, дизайнер FINIK Design Lab, рассказывает:
«Что касается навыков, не связанных с нейросетями, дизайнерам всегда будут необходимы креативность, критическое мышление, эмпатия и умение вести переговоры. Вряд ли искусственный интеллект когда-то будет способен сначала внимательно выслушать заказчика, а затем помочь разобраться, что ему действительно нужно».
Технологии меняются и совершенствуются. Вряд ли есть смысл спорить, что будущее дизайна теперь так или иначе связано с искусственным интеллектом. Тем, кто хочет работать в этой сфере, нужно осваивать нейроинструменты для большей эффективности. Однако важно помнить: главная ценность дизайнера — в способности критически мыслить, сопереживать, договариваться и находить новые идеи.