Публичные выступления. Практический конструктор от команды дизайна.

Публичные выступления. Практический конструктор от команды дизайна.

Статья от команды дизайна Магнита

За последние годы дизайн-команда Магнита подготовила сотни презентаций — от внутренних питчей до больших конференций. И часто мы видим одну и ту же преграду: отличные специалисты не выходят на сцену из-за сложностей с выбором темы. Включается внутренний критик: «Это и так все знают», «Я не эксперт», «Кому это интересно?»

Мы напоминаем: вы ежедневно решаете задачи, которые кому-то ещё только предстоят. То, что очевидно вам, для другого — находка или хотя бы поддержка в рутине. Не пытайтесь угадать «идеальный» кейс — расскажите, что у вас реально работает.

В этой статье я, Марго Микаилова, коммуникационный дизайнер в команде PR, хочу поделиться подходом к публичным выступлениям, который будет полезен спикерам из любых областей и направлений.

Начните не с Figma, а с боли

Гениальную тему искать не нужно. Лучше возьмите реальный опыт «с полей».

Вспомните, что за последний год заставило вас удивиться, пересобрать процесс или дало заметный эффект. Затем спросите себя: «Если бы мне рассказали это год назад — стало бы легче?» Если да, это тема.

На практике лучше «заходят» выступления не про идеальные дизайн-процессы, а про то, как вы, например, спасали релиз, когда назрел конфликт между исследованием и разработкой. Конкретные шаги: где ошиблись и как чинили — именно это аудитория запомнит лучше всего, ведь трудные времена создают сильных котят ✊🏻

Дедлайн запускает мысль

Когда у вас есть цель, вокруг неё выстраивается всё: тема, подача, материалы.

  1. Выбирайте митап, хакатон или конференцию
  2. Подавайте заявку и уточняйте тему уже вместе с организаторами. Часто они помогают определиться с темой или сузить её
  3. Объявляйте коллегам, где и когда выступаете. Это добавит ответственности и поддержки)
  4. Дорабатывайте выступление и готовьтесь блистать!
Публичные выступления. Практический конструктор от команды дизайна.

Выступление — это не лекция, а история

Частая ошибка — пытаться впихнуть в 20 минут весь свой карьерный путь. Один мощный тезис с примерами запомнится лучше, чем 50 пунктов о том, какой вы вообще-то молодец.

Вот два вопроса, которые помогут отсечь лишее:

  1. Зачем я это рассказываю?
  2. Если через 5 минут после выступления у слушателя спросят, о чём был ваш доклад, что он должен ответить? Это и есть главная мысль. Всё остальное работает на неё.

Мыслить как режиссёр: сюжет и тайминг

Люди не запоминают списки и термины, но запоминают историю. Снижайте когнитивную нагрузку, ведите слушателя за руку.

Базовая драматургия:

  • Завязка — проблема и контекст: где и что пошло не так.
  • Развитие — боль, поиски решений, ошибки.
  • Кульминация — инсайт, поворот, решение.
  • Развязка — результат и почему это важно.

Сначала набросайте «скелет» из 8–10 тезисов и проверьте логику без визуала. И только потом открывайте Figma/Keynote. Это экономит время и не позволяет спрятать слабую мысль за красивыми картинками.

Публичные выступления. Практический конструктор от команды дизайна.

Аудиторию нужно понимать

Кто вообще эти люди? Что они уже знают? Что их триггерит, а что для них «жиза»?

Полезный приём: изучите темы прошлого года. По сетке можно понять баланс ЦА — джуны, мидлы, синьоры — и подстроить глубину рассказа.

Дизайнеры ценят детали процесса, приёмы и «кухню» за кадром. Менеджеры ждут пользы для бизнеса, связки «решение → результат → вывод». Смешанная аудитория и джуны просто рады быть здесь могут быть не в теме, но скорее всего хотят понять, почему это круто. Для них упрощайте язык, давайте больше мотивации и понятных примеров.

Прогон — это не формальность

Прогон подсвечивает слабые места и добавляет уверенности в новой среде.

Где прогонять. В своей команде — поймают неточности. В соседней команде — увидят слепые зоны и усложнения в подаче.

Что отследить. Где теряется мысль? Где возможны каверзные вопросы или риски NDA? Где падает внимание? (Слишком длинное перечисление? Слайд без оформленной мысли? Термин без примера?)

Шаблон структуры на 20 минут

  • Тезис в одном предложении — о чём выступление
  • Контекст — кто мы, в какой среде работаем (1 слайд)
  • Проблема — боль, ситуация (1–2 слайда)
  • Поиск — что пробовали, где ошиблись (2–3 слайда)
  • Решение — что сработало и почему (3–4 слайда)
  • Результат — метрика/эффект/экономия времени (1–2 слайда)
  • Как повторить — чеклист, шаги, грабли (2–3 слайда)
  • Финал — одно простое действие для слушателя + контакты

Мини-чеклист для подготовки к выступлению

  • Тема из собственной боли, а не из абстракции.
  • Один главный тезис, который проходит «тест пятиминутного пересказа».
  • Аудитория понятна, глубина подстроена.
  • Сюжет «проблема → поиск → инсайт → результат».
  • Слайды поддерживают мысль, а не прячут её.
  • Прогон в двух составах, пометки по рискам и «ямам внимания».
  • В финале — один понятный призыв к действию.

У нашей команды дизайна есть канал «Галя, у нас макет!», в котором мы рассказываем о нашей жизни в Магните. Делимся тем, что у нас действительно работает, и открыто говорим о том, что не работает. Давайте примагнитимся!

4
Начать дискуссию