Liquid Glass или новый визуальный язык
Liquid Glass, «ликвид гласс» или «жидкое стекло» — обновленный визуальный язык и система дизайна, о которой рассказали представители компании Apple на конференции WWDC 2025. На базе «жидкого стекла» разрабатывают интерфейсы для iOS 26, iPadOS 26, macOS Tahoe и других платформ бренда. В этой статье разберем особенности этого визуального языка, варианты применения для бизнеса и типичные ошибки при его использовании в дизайне.
По-простому: что это
Компания Apple разработала интерфейс, напоминающий полупрозрачное стеклянное покрытие. Панели в нем не статичны — они реагируют на изменение освещенности, движение, окружающий контент, а также на блики и преломления света. Корпорации было важно отстроиться от пестрого визуального языка Android, удержать внимание аудитории и простимулировать ее к обновлению гаджетов, ведь красивая анимация подразумевает высокую производительность устройств.
Liquid Glass обладает рядом характерных особенностей. Он имитирует прозрачность: фоновые элементы размываются, а свет, проходящий сквозь интерфейс, преломляется. Графические элементы динамически откликаются на жесты пользователя и изменения условий освещенности или интенсивности подсветки экрана. Цветовые оттенки адаптируются к окружению — палитра подстраивается под то, что находится вокруг элементов.
Интерфейс Liquid Glass строится из слоев: элементы располагаются не на плоском фоне, а на стеклянных панелях разной яркости. Некоторые слои при этом более яркие, другие — приглушенные, что создает ощущение глубины. Дизайн также автоматически подстраивается под темную или светлую тему операционной системы и текущие условия среды. Наконец, новый язык объединяет визуальный стиль всех продуктов Apple: интерфейсы iPhone, iPad, Mac, Apple Watch и других устройств выглядят как единая экосистема.
При этом «жидкое стекло» — не просто фильтр поверх старых элементов интерфейса. Дизайнеры Apple разработали визуальный язык с нуля, используя новые API и обеспечив ему системную поддержку.
Зачем это бизнесу
Liquid Glass кажется инструментом для дизайнеров и айтишников, однако у этой визуальной системы есть понятные варианты применения и для бизнеса. На протяжении многих лет эксперименты Apple с интерфейсами моментально выходят за рамки гаджетов и превращаются в тренды. Например, новые подходы начинают использовать при разработке мобильных приложений, презентаций и лендингов.
Привлечение внимания к контенту. Эффект полупрозрачности делает дизайн ненавязчивым, поэтому пользователи уделяют больше внимания содержимому. Легкие полупрозрачные панели, едва заметные блики и приглушенные слои создают фон, на котором удобно демонстрировать основной материал. Если у компании есть красивые фото, видео или иллюстрации, они ярко выделяются на таком фоне.
Подчеркнутое соответствие трендам. Apple — трендсеттер в сфере дизайна. Когда компания предлагает новые приемы визуального повествования, многие дизайнеры и бренды перенимают эти нововведения. Тренд на «жидкое стекло» имеет все шансы стать основным визуальным направлением на годы вперед. Если бизнес воспользуется ситуацией и внедрит приемы Liquid Glass — например, прозрачность, мягкие переходы и слоистость — он будет выглядеть следящим за модой, успешным и технологичным.
Связь с операционными системами Apple. Если мобильное приложение или устройство должно взаимодействовать с iOS на iPhone, macOS или Apple Watch, имеет смысл подстроиться к их интерфейсу. Пользователям обычно нравится единое визуальное пространство, в котором нет «расхождения» между разными интерфейсами.
Отстройка от конкурентов. В мире визуальной пестроты готовность внедрить утонченный «люксовый» дизайн может стать признаком внимательного отношения к трендам. Это особенно важно для компаний, предлагающих продукты премиального сегмента. Если конкуренты продолжают использовать плоский дизайн и пестроту, можно выделиться с помощью «жидкого стекла».
Совершенствование дизайнерского мышления. Liquid Glass предлагает дизайнерам экспериментировать с прозрачностью, глубиной и анимацией. Попытки использования нового визуального языка помогают развивать и другие визуальные материалы — например, презентации или рекламные макеты.
Следует отметить, что бизнесу важна не только красота и эффектность, а решение конкретных задач с помощью дизайна. Интересное исполнение интерфейсов не должно мешать работе. И в этом есть подводные камни, о которых расскажем далее.
Где применить прямо сейчас
Компания Apple уже использует «жидкое стекло» в своих продуктах, и бизнес тоже может перенять этот визуальный язык. Рассмотрим несколько направлений, где Liquid Glass уместен уже сегодня.
Мобильные приложения и UI/UX-дизайн. При разработке мобильных и кроссплатформенных приложений под iOS и Android имеет смысл использовать отдельные элементы Liquid Glass. Например, полупрозрачные панели, эффект «морозного стекла», слоистость, подсвеченность и динамичные переходы. Пользователи быстрее всего замечают такие новшества в меню, всплывающих окнах и на панелях управления.
Интерфейсы сайтов и веб-приложений. В веб-дизайне тоже применимы приемы «жидкого стекла». Аналогичные эффекты реализуются средствами CSS (например, свойством backdrop-filter для создания полупрозрачности) и с помощью ненавязчивых анимаций. Важно, чтобы ни один из этих визуальных эффектов не замедлял загрузку и не ухудшал читаемость контента. Стеклянные элементы уместны в навигационных блоках, всплывающих панелях, фоновых элементах, карточках товаров и услуг — достаточно легкой тени или размытия, чтобы добавить глубины.
Рекламные материалы, электронные брошюры, лендинги, презентации. Во всех подобных продуктах уместно применять эстетику «жидкого стекла». Полупрозрачные слои, прозрачные рамки, блики и мягкие переходы между элементами сделают такие материалы современнее.
Встроенные системы, дашборды, панели администрирования. Использование приемов Liquid Glass помогает сделать эти интерфейсы более легкими и современными. Слоистость, например, позволяет взгляду быстрее выхватывать главное на экране.
Обновление дизайна существующих продуктов. Если у компании есть приложение или сайт, который давно «просится» на редизайн, имеет смысл поэкспериментировать со «стеклянными» эффектами. Полупрозрачные фоновые панели, легкое размытие элементов, добавление плавных анимированных переходов и разделение интерфейса на слои способны освежить устаревший дизайн.
Перенятые у Apple принципы прозрачности, глубины, адаптивности и анимированности желательно закрепить в гайдлайнах, чтобы новые интерфейсы собирались в едином визуальном стиле.
Обратите внимание! Далеко не все эффекты «жидкого стекла» сейчас можно воспроизвести вне экосистемы Apple. Для взаимопонимания между заказчиком и дизайнером эти ограничения стоит обсудить в начале проекта и выбрать решения, которые удастся реализовать.
Ошибки, из-за которых все портится
Даже с эффектами легкости, прозрачности и ненавязчивости можно переборщить. В таком случае интерфейсы получаются как бы перекошенными и раздражают пользователей. Вот что творится в приложениях и сервисах, когда дизайнеры ошибаются в применении принципов Liquid Glass:
- Падение контрастности и невозможность прочитать текст. Если текст оказывается на полупрозрачной подложке (например, поверх обоев или изображения), его сложно прочесть. Многие пользователи жалуются, что текст «сливается» с фоном, и для чтения приходится напрягать зрение.
- Перебор с прозрачностью и размытостью. Панели бывают чересчур прозрачными, даже если это звучит странно. Такие элементы интерфейса бессмысленны: сквозь них просвечивают другие компоненты, и структура экрана распадается. Люди путаются и перестают пользоваться продуктом с таким дизайном.
- Избыток слоев и чрезмерная «стеклянность». Если все на экране имитирует стекло (включая кнопки и иконки), то дизайн, вопреки задумке автора, воспринимается не легким, а тяжелым. Чтобы такого не происходило, надо оставлять достаточные плотные участки интерфейса.
- Снижение производительности. Появление большого количества слоев и анимации нагружает устройство. Если гаджет не самый новый, «стеклянный» интерфейс теряет плавность и лагает, а аккумулятор быстро разряжается.
- Сомнительная адаптация к экранам разного размера и разных разрешений. То, что восхитительно смотрится на большом экране, может «ползти» в разные стороны на вытянутых или маленьких дисплеях. Проблему подсвечивают тесты дизайна на разных устройствах.
- Неудобство для слабовидящих людей. Люди с выраженной близорукостью или дальнозоркостью могут не оценить прозрачность, светлые фоны и текст, набранный тонким шрифтом. Лучше пожертвовать эстетикой, чем оттолкнуть таких пользователей.
- Бессмысленное копирование приемов Apple. Эффекты Liquid Glass в iOS завораживают, но если они противоречат логике или мешают выделять главное на экране, то лучше оставить старый дизайн. Дизайнерские приемы должны подчиняться UX-решениям, а не только радовать глаз.
Довольно часто начинающие дизайнеры вдохновляются модными разработками Apple и применяют их без адаптации к бренду или фирменному стилю. Если фирменный стиль компании контрастный и плотный, появление прозрачности, нежности и невесомости способно испортить восприятие бренда. В итоге компания потеряет узнаваемость и часть потенциальных клиентов.
Подводя итоги
Liquid Glass — интересная визуальная система, придуманная знаменитой корпорацией для объединения интерфейсов и уменьшения цветового «мусора». «Жидкое стекло» подкреплено API и аппаратной интеграцией.
Бизнесу Liquid Glass полезен с точки зрения следования тренду, подчеркивания премиальности продукта и заботы о его восприятии. Аккуратное применение этих элементов возможно в мобильных приложениях, на сайтах, в маркетинговых материалах. Полупрозрачный дизайн коварен, поэтому эксперименты с ним должны быть продуманными.
Появление нового тренда — не повод заниматься украшательством сайта или сервиса только из вдохновения или желания показаться более современными. Читаемость, скорость загрузки и плавность работы интерфейса важнее визуальной составляющей. Чтобы не злоупотреблять эффектами, надо тестировать обновленный дизайн и подчинять его логике использования продукта.