Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны

Всем привет! Меня зовут Саша, я — глава дизайна «Манго Офис» (aka «Манго Телеком»).

Сегодня я увидел редизайн логотипа Яндекса и решил порассуждать на эту тему. Кто-то его хвалит, кто-то хейтит — так происходит всегда со всеми увесистыми калорийными и нажористыми редизайнами. Тут же мы постараемся представить, что знаем детали задачи, которые ставили дизайнеры, и предложим свои варианты.

Я в статье, а вы в комментариях. Погнали.

Дисклеймер. С трепетной любовью отношусь к работам Ильи Рудермана и дизайнеров Яндекса. Разумеется они знали, что делают.

Итак основная задача устами главдизайнера:

Новая айдентика отражает суть современного «Яндекса» и хорошо выглядит на самых разных поверхностях, от экрана смартфона до пакета с продуктами из «Лавки». В то же время она напоминает, что у сервисов «Яндекса» общие технологии и общее начало — поиск.

Геннадий Лохтин, дизайн-директор «Поиска»

Также Геннадий объяснил необходимость перемен тем, что 13 лет назад, когда разрабатывался предыдущий логотип «Яндекса», никто даже не думал, что интернет-компания может заниматься доставкой продуктов, обрабатывать платежи и делать беспилотные автомобили.

Расшифровывается так: «Мы хотим выглядеть современнее, хорошо смотреться в оффлайне и сохранить преемственность».

Вот, что у них получилось
Вот, что у них получилось

Современнее

Логотип ≠ бренд. Часто IT компании сильно упрощают свои лого, чтобы те не мешали визуальной коммуникации какими-то своими дополнительными смыслами. В таких случаях логотип — просто надпись (именно так и переводится слово «логотип»). Это иногда приводит к тому, что логотипы компаний начинают смотреться довольно шаблонно. Чего точно Яндекс не хочет: выглядеть шаблонной IT компанией.

Яндекс показывает, как будет работать его зонтичный бренд. Хоть слова и по одной базовой линии, но круглая иконка в середине относится к строчной букве слева и прописной справа по-разному. Появляется ощущение, что сервисы написаны неровно:

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны
Крупные IT компании фокусируются на названии больше, чем на оформлении шрифта
Крупные IT компании фокусируются на названии больше, чем на оформлении шрифта

По редизайну Яндекса видно, что они очень хотели этого избежать, и у них классно получилось. Плюс зонтичный бренд стал консистентным и непротиворечивым. Вот фантазия на тему:

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны
9/10
Актуальность. Где 10 — не «лучшесть», а шкала в «настройках» задачи.

Оффлайн-френдли

Одним из самых важных параметров оффлайн логотипа является читаемость в плохих условиях. Буквы Н и Д — если расфокусироваться сливаются в прямоугольник. «Я» получилась классной, очень характерной. На неё сделали самый большой упор, это клево — она стала более пропорциональной и универсальной, красиво вписывается в круг.

Старый логотип Яндекса выдерживает тряску и туман
Старый логотип Яндекса выдерживает тряску и туман
Новый логотип превращается в кирпич везде, кроме ретины
Новый логотип превращается в кирпич везде, кроме ретины

Есть гипотеза, почему «ндекс» уделили так мало внимания. Вероятно, «ндекс» планируется совсем убрать — тогда «Я» в кружочке заменит весь логотип в ближайшем будущем. Будет только (Я)+(иконка сервиса)+(название сервиса). И сокращённый вариант в таком случае будет состоять из двух иконок: (Я)+(иконка сервиса). Изящно, а для названий сервисов текущий насыщенный шрифт не помеха. В моих фантазиях всё будет выглядеть так:

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны
5/10
Читаемость в оффлайн. Где 10 — не «лучшесть», а шкала в «настройках» задачи.

Преемственность

Старый логотип Яндекса довольно аутентичен. В нём очень хорошо реализован потенциал кириллицы. Его можно напечатать на открытке, поместить на сайте или футболке, обложке старинной или современной книги и он будет смотреться гармонично.

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны

К сожалению, я совсем не могу сказать того же самого про новый логотип. Видится, что это было очень важно — сделать логотип менее «разговорчивым» и более стерильным, чтобы он уступил первенство сервисам. Буква «Я» при этом всё ещё очень говорящая и хорошо акцентирует внимание.

5/10
Преемственность. Где 10 — не «лучшесть», а шкала в «настройках» задачи.

Мой вариант

Для начала пришлось заниматься обратным инжинирингом пиксельной сетки нового лого. Причём так, чтобы избежать субпиксельного рендеринга. Это когда вектор идёт поперёк пикселя и получаются лишние полутона. Если забить, получится грязно. Заодно уж, раз на главной яндекса иконки 44 px, то пусть шильдик тоже будет 44.

Реконструирую пиксельную сетку по джипегам и SVG с главной Яндекса
Реконструирую пиксельную сетку по джипегам и SVG с главной Яндекса

Я не поклонник заваливать задачу мешками денег, как это обычно делают техногиганты. Скорее предпочитаю обходиться меньшим. Недостижимый идеал: изящные насыщенные смыслами решения, совсем без ресурсов. Если верна гипотеза о том, что «ндекс» скоро всё, то его можно меньше вылизывать и чуть больше заточить под оффлайн.

Поэтому будем делать на коленке за пять минут)

Опираясь на собственные предпочтения, верну логотипу «разговорчивости», оставив чуть больше «кирилличности» и «оффлайности». От этого закономерно пострадает его современность и стерильность. Для достижения таких свойств можно взять что-то обкатанное, выжженое в сетчатке русского глаза. И чтобы хорошо читалось в сложных условиях зимних грязевых туманов Москвы. Да, я в курсе, что это практически неважно, но мы фантазируем в условиях ограниченных ресурсов.

Похожие решения уже существуют. Например, есть целая куча шрифтов, предназначенных для навигации и дорожных указателей. Чтобы далеко не гуглить (прости Яндекс, ха-ха), взял у Татьяныча шрифт для знаков Директ.

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны

С первого подхода Шрифт не лёг от слова совсем. Насыщенность не совпадает, знаки слишком грубые и просторные. Для указателей хорошо, для логотипа — слишком. Пришлось немножко допилить.

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны

Получилось кириллично, немного грубо, но зато суперчитаемо. Двое из Яндекса против брутального шрифта для указателей. Now fight!

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны
Звучит музыка битвы ♬

Краш-тесты

Просто на белом фоне логотип редко когда существует, но я не откажу себе в удовольствии сделать ему больно в таких «лабораторных» условиях.

ALS Direct чуть получше читается
ALS Direct чуть получше читается

Давайте теперь посмотрим на машинки, размазанные неправдоподобным блёром фотошопа. Только открыл и сразу вспомнил, за что же я его так ненавижу.

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны
Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны
Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны

На бегу легче прочитать шрифт с указателей благодаря ножкам «Д», более широкой «Н», и большему пространству между «Н» и «Д».

Заключение

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Вы супер. Если вам кажется, что я считаю себя невероятно остроумным — вам не кажется) Приглашаю в комментариях покритиковать или похвалить статью, а также поделиться своими соображениями. Это будет приятно. Ещё приятнее, если отправите ссылочку друзьям ❤

Кому понравилась идея со стикером «Мы», вот вам ПДФ очка:

И приглашаю всех добавляться во френды в фейсбуке и писать мне по любым вопросам. Всем Казимир!

180180
192 комментария

Весело было читать, лайк за анализ!

Новый лого сам по себе не очень нравится, буква Я из другой вселенной как будто
В твоей версии ножки Д все же покушаются на соседнюю Н, но не смотря на это читабельность и правда лучше

Пеши еще!

42

Раз "пеши" - значит, и "исчо" тогда ))

20

Логотип просто немного растолстел за время карантина

14

Простите?

50

Что-то в этом есть. Но в целом карантин пошёл на пользу, смотрится серьёзнее, кряжистее)

1

Мне кажется зря «Я» так сильно покорёжили, для меня это наоборот самый неприятный элемент всей айдентики.

Да, она более характерная, но характер этот какой-то не такой. У буквы и так очень много харизмы, просто из-за начертания: очень русская буква, очень узнаваемая, и строгость была ей к лицу, даже без учёта вытянутости в высоту всё мелочи формы очень точные, будто высеченные — получался очень удачный баланс. Мне всегда казалось, что её потенциал (в старом начертании) как у новой разноцветной G Гугла — тоже баланс между дружелюбностью-веселостью и строгостью геометрического начертания.

От нового же начертания очень странные ощущения. Просто общая композиция воспринимается очень странно, вся буква как будто «течёт» куда-то вниз, в основном из-за очень странной, направленной вниз контраформы основного овала. Вдобавок все углы получились просто невыразительными — нигде нет чётких прямых углов, чётких острых, четкого касания. Всё подвижно, неустойчиво, неточно, едет куда-то вниз и вправо, и совсем не создаёт ощущения хайтека или даже просто чего-то серьезного. Не зря люди сравнивают его с соком — моё сравнение тоже почему-то было сразу с ним, видимо как раз из-за этой «текучести», которую никак не получается описать строже.

В результате ощущение просто, что на что-то точное, изящное, лаконичное навесили ненужных и неудачных обвесов. Старая «Я» на красном фоне работала бы так же, но особенности формы не отвлекали бы, и мне кажется так было бы лучше.

22