Как я провожу анализ конкурентов в презентации
⚪ Всем дизайн, коллеги!
Я продолжаю цикл статей о том, как разрабатывать структуры продающих презентаций. Сегодня в «тасках» - обзор конкурентного анализа. Это один (одни) из основных слайдов, обусловливающих решение, принимаемое инвестором по итогам презентации. Поэтому к их выстройке необходимо подходить осмысленно, делать их максимально актуальными задаче.
Обращайтесь ко мне со своими проектами и идеями. Мы найдем лучшее решение вашей задачи.
🗨 Обсудить проект или идею презентации
🔗 Всем дизайн - мой ТГ канал о визуальных решениях, инсайтах и вдохновении
Современная коммуникация становится всё более краткой, поэтому я снова пишу небольшую статью с максимальной пользой).
Многие дизайнеры в презентациях любят показывать графики, валить с ног цифрами и их сопоставлением). Знают, что бизнес живёт цифрами и пытаются задавить ими инвестора. Актуализировать ими свою работу, как дизайнера. Заказчики показывают таким образом свою осведомленность, знание рынка и ниши. Но на 2025 г. цифры стали широко доступны, мы имеем беспрецедентный набор баз данных, платформ и инструментов для добывания нужных метрик.
Более того: опытные инвесторы уже имеют фоновые представления о диапазонах важных цифр в той или иной нише. Само по себе знание цифр практически ничего не даёт. А вот РЕЗУЛЬТАТЫ анализа, показывающие, что необходимо делать со всеми этими критериями и показателями - это совсем другой результат работы дизайнера. Уже как маркетолога, как партнера, выстраивающего сторителлинг.
Анализ — это не данные. Это выводы
Когда я работал над кандидатской🤯 у экспертного совета была одна универсальная фраза:
"Покажи цифрами то, что тебя не устраивает в других работах или в том, что происходит в реальности. Они [цифры] тебе укажут на актуальность твоего предложения
И я понял, что убеждать можно только через выводы (логичные, инстинктивные). Потому, что цифры динамичны, где-то завышены, где-то занижены - не всегда объективны. Поэтому показываем ВЫВОД + что он ПОЗВОЛЯЕТ сделать на практике. И так далее каждый вывод.
Теперь вы вспомнили ту презентацию, где, несмотря на креатвные визуалы и цифры, к вам не было должного, как вам казалось, внимания 😩. Скорее всего тогда не хватило главного — объяснения, почему именно сейчас предложение становится важным для рынка. Я помню такие презентации)
Анализ (это метод познания.... - шучу не буду душнить)) — это выявление закономерностей, причинно-следственных связей и трендов на основе данных. Он отвечает не на вопрос «что это?», а на вопросы «почему?» и «что это значит?».
Исследования показывают, что компании, регулярно переводящие конкурентные данные в «действенные инсайты» (конкретные, понятные выводы, на основе которых можно немедленно принимать стратегические решения), демонстрируют на 37% более высокую прибыльность по сравнению с теми, кто просто собирает информацию («The Age of Analytics: Competing in a data-driven world», McKinsey, 2016).
🍒 То есть, формат анализа рынка ниши (рынок - это конкурентный фон), должен выглядеть следующим образом (блоки):
1. Конъюнктура (явление, фактор, тренд).
2. Показатель (цифры, обусловливающие конъюнктуру).
3. Вывод (обоснованное заключение по этим числам).
4. Стратегия (что позволяет сделать такой вывод (вариант управленческого решения, финансовой модели, как и в чем будем обходить конкурентов)).
Примеры слайдов с результатами анализа ниши и заключением по нему
Конкуренция есть и она будет всегда
Возвращаемся к конкурентам. У любого бизнеса всегда есть целевая аудитория и конкуренция. Если конкуренции нет - нужно задуматься нужен ли такой бизнес потребителям?! Инвесторы знают это, и для них это становится серьёзным тревожным сигналом, когда они слышат, что у стартапа нет конкурентов. Обязательно на рынке есть тот, кто закрывает запросы клиента, лучше выбирать конкурента покрупнее. И информация о нём должна быть реалистичной. Поэтому слайд (слайды) с результатами конкурентного анализа, являются основными для принятия решения инвестором.
Какая наилучшая структура для отражения конкурентов на слайдах презентации? В каждом случае это индивидуально под решаемую задачу. В большинстве случаев это типичный SWOT-анализ и четкие выводы после его детализации.
1. Кто конкуренты и что они предлагают (продукты/услуги)
2. Целевая аудитория (пол, возраст, количество подписчиков)
3. Ценовая политика
4. Маркетинговая стратегия
5. Сильные стороны
6. Слабые стороны
7. Уникальное торговое предложение (отражает как конкурент работает с ЦА)
8. Отзывы потребителей о продукции
9. Вывод по конкурентам
Важно еще сегментировать конкурентов на прямых, непрямых и потенциальных. Каждая категория требует своего уровня внимания и детализации, в том числе - по долям участия на рынке. Если необходимы графики, матрицы - нужно подбирать наиболее наглядные для восприятия.
Слайды с конкурентным анализом в презентациях-инвестиционных предложениях. Минималистично поданы важные цифры и краткие выводы их осмысления в сочетании с заголовком слайда.
«RCTC»
В предыдущей статье я раскрывал промпт по структуре «RCTC» (Role-Context-Task-Constraints) для её применения в текстовых нейросетях. Адаптация этого промпта для выполнения конкурентного анализа позволяет получить достоверные результаты и понимать рынок в разы лучше, сократит аналитические треки, даст массу пищи для размышлений о предложении (и его УТП) в блоке «стратегии».
🔗 Промпт:
Расшифрую:
РОЛЬ: кем должна быть нейросеть (эксперт какой ниши)
КОНТЕКСТ: для кого и зачем
ЗАДАЧА: что конкретно нужно сделать
ОГРАНИЧЕНИЯ: как должно выглядеть
🧨 3 совета по промпту
Предложить примеры ответа → AI скопирует стиль.
Попросить цепочку размышлений → AI покажет как шла к ответу.
Попросить не торопиться с результатом.
И еще один секретик) - пропустить результаты генераций последовательно через несколько нейронок с просьбой: проверить данные, предоставить свои варианты действий, решений, варианты УТП.
Структура промпта «RCTC» работает в ChatGPT, Claude, Gemini и других аишках. Лучше выбирать думающие (thinking) модели. Если нужна зарубежная социальная аналитика - используйте Grok. Он тесно завязан на ленту Х (ранее Twitter) /ресурс запрещен Роскомнадзором РФ/.
Нейронки - это обязательный атрибут работы дизайнера сейчас. Они - генератор свободного времени и свежести для творчества. Инвесторы не финансируют знание цифр. Они финансируют стратегическое мышление, способность видеть неочевидные возможности там, где другие видят только насыщенный рынок. И нейронки усилят вас на этом треке.
🤌 Ваш конкурентный анализ должен доказать, что вы не просто изучили конкурентов, а поняли, как их обыграть. Шутить над конкурентами не запрещено, уважать - обязательно)
Понравился пост? Поставь сердечко и напиши комментарий.
Всем дизайн - мой тг-канал о визуальных решениях, инсайтах и вдохновении. Заходите в гости и подписывайтесь!
⚪⚪⚪
Читайте другие мои посты:
↘ Статья об особенностях разработки структур презентаций о компании
↘ Статья, набравшая 5K+ открытий на VC: Как я использую Perplexity AI в своих проектах
↘ Статья о применении AI-браузера Comet от разрабов Perplexity AI