Как я провожу анализ конкурентов в презентации

Как я провожу анализ конкурентов в презентации

⚪ Всем дизайн, коллеги!

Я продолжаю цикл статей о том, как разрабатывать структуры продающих презентаций. Сегодня в «тасках» - обзор конкурентного анализа. Это один (одни) из основных слайдов, обусловливающих решение, принимаемое инвестором по итогам презентации. Поэтому к их выстройке необходимо подходить осмысленно, делать их максимально актуальными задаче.

Обращайтесь ко мне со своими проектами и идеями. Мы найдем лучшее решение вашей задачи.

🗨 Обсудить проект или идею презентации

🔗 Всем дизайн - мой ТГ канал о визуальных решениях, инсайтах и вдохновении

Современная коммуникация становится всё более краткой, поэтому я снова пишу небольшую статью с максимальной пользой).

Многие дизайнеры в презентациях любят показывать графики, валить с ног цифрами и их сопоставлением). Знают, что бизнес живёт цифрами и пытаются задавить ими инвестора. Актуализировать ими свою работу, как дизайнера. Заказчики показывают таким образом свою осведомленность, знание рынка и ниши. Но на 2025 г. цифры стали широко доступны, мы имеем беспрецедентный набор баз данных, платформ и инструментов для добывания нужных метрик.

Более того: опытные инвесторы уже имеют фоновые представления о диапазонах важных цифр в той или иной нише. Само по себе знание цифр практически ничего не даёт. А вот РЕЗУЛЬТАТЫ анализа, показывающие, что необходимо делать со всеми этими критериями и показателями - это совсем другой результат работы дизайнера. Уже как маркетолога, как партнера, выстраивающего сторителлинг.

Анализ — это не данные. Это выводы

Когда я работал над кандидатской🤯 у экспертного совета была одна универсальная фраза:

"Покажи цифрами то, что тебя не устраивает в других работах или в том, что происходит в реальности. Они [цифры] тебе укажут на актуальность твоего предложения

доктора различных наук)

И я понял, что убеждать можно только через выводы (логичные, инстинктивные). Потому, что цифры динамичны, где-то завышены, где-то занижены - не всегда объективны. Поэтому показываем ВЫВОД + что он ПОЗВОЛЯЕТ сделать на практике. И так далее каждый вывод.

Теперь вы вспомнили ту презентацию, где, несмотря на креатвные визуалы и цифры, к вам не было должного, как вам казалось, внимания 😩. Скорее всего тогда не хватило главного — объяснения, почему именно сейчас предложение становится важным для рынка. Я помню такие презентации)

Анализ (это метод познания.... - шучу не буду душнить)) — это выявление закономерностей, причинно-следственных связей и трендов на основе данных. Он отвечает не на вопрос «что это?», а на вопросы «почему?» и «что это значит?».

Исследования показывают, что компании, регулярно переводящие конкурентные данные в «действенные инсайты» (конкретные, понятные выводы, на основе которых можно немедленно принимать стратегические решения), демонстрируют на 37% более высокую прибыльность по сравнению с теми, кто просто собирает информацию («The Age of Analytics: Competing in a data-driven world», McKinsey, 2016).

🍒 То есть, формат анализа рынка ниши (рынок - это конкурентный фон), должен выглядеть следующим образом (блоки):

1. Конъюнктура (явление, фактор, тренд).

2. Показатель (цифры, обусловливающие конъюнктуру).

3. Вывод (обоснованное заключение по этим числам).

4. Стратегия (что позволяет сделать такой вывод (вариант управленческого решения, финансовой модели, как и в чем будем обходить конкурентов)).

Примеры слайдов с результатами анализа ниши и заключением по нему

Конкуренция есть и она будет всегда

Возвращаемся к конкурентам. У любого бизнеса всегда есть целевая аудитория и конкуренция. Если конкуренции нет - нужно задуматься нужен ли такой бизнес потребителям?! Инвесторы знают это, и для них это становится серьёзным тревожным сигналом, когда они слышат, что у стартапа нет конкурентов. Обязательно на рынке есть тот, кто закрывает запросы клиента, лучше выбирать конкурента покрупнее. И информация о нём должна быть реалистичной. Поэтому слайд (слайды) с результатами конкурентного анализа, являются основными для принятия решения инвестором.

Какая наилучшая структура для отражения конкурентов на слайдах презентации? В каждом случае это индивидуально под решаемую задачу. В большинстве случаев это типичный SWOT-анализ и четкие выводы после его детализации.

1. Кто конкуренты и что они предлагают (продукты/услуги)

2. Целевая аудитория (пол, возраст, количество подписчиков)

3. Ценовая политика

4. Маркетинговая стратегия

5. Сильные стороны

6. Слабые стороны

7. Уникальное торговое предложение (отражает как конкурент работает с ЦА)

8. Отзывы потребителей о продукции

9. Вывод по конкурентам

Важно еще сегментировать конкурентов на прямых, непрямых и потенциальных. Каждая категория требует своего уровня внимания и детализации, в том числе - по долям участия на рынке. Если необходимы графики, матрицы - нужно подбирать наиболее наглядные для восприятия.

Слайды с конкурентным анализом в презентациях-инвестиционных предложениях. Минималистично поданы важные цифры и краткие выводы их осмысления в сочетании с заголовком слайда.

«RCTC»

В предыдущей статье я раскрывал промпт по структуре «RCTC» (Role-Context-Task-Constraints) для её применения в текстовых нейросетях. Адаптация этого промпта для выполнения конкурентного анализа позволяет получить достоверные результаты и понимать рынок в разы лучше, сократит аналитические треки, даст массу пищи для размышлений о предложении (и его УТП) в блоке «стратегии».

🔗 Промпт:

РОЛЬ Ты — маркетолог-аналитик с опытом в [сфера] 10 лет КОНТЕКСТ Мой бизнес: [описание] Конкуренты: [название/ссылки] ЗАДАЧА Проанализируй конкурентов по следующим критериям: 1. Что они предлагают (продукты/услуги) 2. Целевая аудитория 3. Ценовая политика 4. Маркетинговая стратегия 5. Сильные стороны 6. Слабые стороны 7. Уникальное торговое предложение 8. Отзывы потребителей о продукции 9. Что мы можем взять для себя (3-5 нарративов) КРИТЕРИЙ Структурированный отчёт Детальная конкретика, без воды. Покажи цепочку размышлений. Не торопись. Предоставь ссылки на источники.

Расшифрую:

РОЛЬ: кем должна быть нейросеть (эксперт какой ниши)

КОНТЕКСТ: для кого и зачем

ЗАДАЧА: что конкретно нужно сделать

ОГРАНИЧЕНИЯ: как должно выглядеть

🧨 3 совета по промпту

Предложить примеры ответа → AI скопирует стиль.

Попросить цепочку размышлений → AI покажет как шла к ответу.

Попросить не торопиться с результатом.

И еще один секретик) - пропустить результаты генераций последовательно через несколько нейронок с просьбой: проверить данные, предоставить свои варианты действий, решений, варианты УТП.

Структура промпта «RCTC» работает в ChatGPT, Claude, Gemini и других аишках. Лучше выбирать думающие (thinking) модели. Если нужна зарубежная социальная аналитика - используйте Grok. Он тесно завязан на ленту Х (ранее Twitter) /ресурс запрещен Роскомнадзором РФ/.

Нейронки - это обязательный атрибут работы дизайнера сейчас. Они - генератор свободного времени и свежести для творчества. Инвесторы не финансируют знание цифр. Они финансируют стратегическое мышление, способность видеть неочевидные возможности там, где другие видят только насыщенный рынок. И нейронки усилят вас на этом треке.

🤌 Ваш конкурентный анализ должен доказать, что вы не просто изучили конкурентов, а поняли, как их обыграть. Шутить над конкурентами не запрещено, уважать - обязательно)

Понравился пост? Поставь сердечко и напиши комментарий.

Всем дизайн - мой тг-канал о визуальных решениях, инсайтах и вдохновении. Заходите в гости и подписывайтесь!

⚪⚪⚪

Читайте другие мои посты:

Статья об особенностях разработки структур презентаций о компании

Статья, набравшая 5K+ открытий на VC: Как я использую Perplexity AI в своих проектах

Статья о применении AI-браузера Comet от разрабов Perplexity AI

1
Начать дискуссию