«Мы не занимаемся искусством — мы решаем проблемы»: почему стул-ракушка Fiberglass Chair популярен уже 60 лет

«Самый революционный вклад в домашний интерьер» по мнению The New York Times и один из лучших продуктов современности по версии Fortune создала супружеская пара дизайнеров в послевоенное время.

В 1959 году журнал Fortune опубликовал список 100 лучших продуктов современности. Через 60 лет, в 2020 году, этот рейтинг выпустили вновь — пластиковый стул Fiberglass Chair попал в оба списка, поднявшись с 32 места на четвёртое.

Дизайнер Рэй Имз и стулья Fiberglass Chair с различными основаниями <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.vitra.com%2Fen-us%2Fmagazine%2Fdetails%2Fthe-story-of-an-icon&postId=232900" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Vitra</a>
Дизайнер Рэй Имз и стулья Fiberglass Chair с различными основаниями Vitra

Конкурс Музея современного искусства

В 40-х на американском рынке почти не было хорошо продуманной мебели, которой можно обставить малометражный дом или небольшую квартиру. Старая мебель была тяжёлой и громоздкой, её сложно было брать с собой при переезде, и она не вписывалась в маленькие помещения.

Чтобы решить эту проблему, президент MoMA Нельсон Рокфеллер в 1947 году объявил Международный конкурс дизайна недорогой мебели — кресел, диванов, кушеток и мест для хранения. Участники конкурса должны были создать предмет интерьера, используя новые материалы, инструменты и методы производства.

В качестве награды победителям предлагали участие в выставке в MoMA и приз в $5000 за первое место, $2500 — за второе, $1250 — за третье. Музей обещал помочь призёрам с продажей мебели на территории США.

5 января 1948 года конкурс официально стартовал. Участники анонимно представили свои проекты — план изделия и одну рабочую модель в натуральную величину. В конкурсе участвовали почти 3000 работ.

Чарльз и Рэй Имзы: супружеский дуэт дизайнеров

В январе 1949 года на основании решения жюри Рокфеллер наградил победителей конкурса. Одним из призеров стал американский дизайнер Чарльз Имз (Charles Eames), он участвовал в конкурсе в составе команды университета Калифорнии.

Чарльз представил на конкурс стул, дизайн которого разрабатывал вместе с женой — Рэй Имз (Ray Eames).

Имзы работали в паре: занимались скульптурой, архитектурой и проектировали мебель. Во время Второй мировой войны супруги разработали дизайн медицинской шины для раненых солдат, чтобы помочь армии США. После они открыли студию в Калифорнии и вернулись к проектированию мебели.

Супруги любили работать над проектами, которые решают бытовые задачи. Чарльз Имз говорил: «Мы не занимаемся искусством — мы решаем проблемы».

На конкурс Рокфеллера дизайнеры представили стул Fiberglass Chair с сиденьем в форме ракушки и сменными «ножками». Он отвечал всем требованиям конкурса: предназначался для массового послевоенного производства, был удобным, прочным и красивым.

Дизайн Fiberglass Chair: поиск материала и цветов для массового производства

Стул, представленный на конкурс, был изготовлен из металла. Образец обошёлся в $15 за каркас и $12 за основание с ножками, что оказалось слишком дорогим для массового производства. Кроме того, стальные стулья были холодными и со временем ржавели.

Поэтому Имзы нашли альтернативный материал — армированную стекловолокном полиэфирную смолу. До этого она использовалась в основном для военных целей, например, для изготовления обтекателей самолётов и крышек кабины пилотов.

Дизайнеры задумали сделать стул практичным, простым в уходе, легким и прочным — это стало возможным благодаря стекловолокну. Первый образец стула из этого материала обошёлся в $25.

Супруги разработали серию отдельных оснований, которые можно комбинировать с корпусом: среди них было основание из четырёх металлических ножек, основание в виде Эйфелевой башни из сварной стальной проволоки, ножки, как у кресла-качалки, и основание с колёсами.

Дизайнеры решили покрасить стекловолокно, хотя раньше оно использовалось только в неокрашенном виде. Пара провела долгие дни на фабрике, смешивая разные оттенки и тестируя их на прототипах стульев.

Супруги придавали большое значение цветам. «Я никогда не отказывалась от живописи. Я просто сменила палитру», — говорила Рэй Имз, бывшая художница.

Поиск цвета для стульев <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.vitra.com%2Fen-mx%2Fmagazine%2Fdetails%2Fthe-story-of-an-icon&postId=232900" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Vitra</a></p>
Поиск цвета для стульев

Vitra

Первыми цветами, разработанными Имзами для стульев, были серо-бежевый, тёмно-серый и полупрозрачный белый. Вскоре появились другие цвета: тёмно-синий, жёлтый, охра, красный.

Цвет добавляли в стекловолокно на начальных этапах производства: цветные чернила наносились на поверхность, а затем глубоко погружались в структуру стекловолокна под воздействием давления.

Массовое производство

4 ноября 1949 года супруги договорились с производителем пластика Zenith Plastics и мебельным производством Herman Miller об изготовлении первой партии стульев.

Этикетка, которая клеилась на стул <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.thespruce.com%2Fhow-to-identify-a-genuine-eames-molded-side-chair-4136891&postId=232900" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Thespruce</a>
Этикетка, которая клеилась на стул Thespruce

По договору производитель обещал сделать 2000 стульев в течение 60 дней. Контракт занимал одну страницу — Чарльз Имз считал, что «если он не помещается на одной странице, это не дружеский контракт».

В 1950 году Zenith Plastics и Herman Miller начали производство. В этом же году стул выставили в Нью-Йоркском музее современного искусства — он стал иконой дизайна в последующие десятилетия. В 1955 году газета The New York Times признала стул супругов Имз «самым революционным вкладом в предметы интерьера для дома».

Выставка в музее современного искусства <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.moma.org%2Fcollection%2Fworks%2F122126%3Finstallation_image_index%3D0&postId=232900" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MoMA</a>
Выставка в музее современного искусства MoMA

Стулья производила Zenith Plastics, а Herman Miller занималась рекламой, маркетингом и продавала изделия через сеть магазинов по всей стране.

Но в 1955 году Herman Miller приобрела права на производство у Zenith Plastics. Компания стала изготавливать стулья на заводах в США: Чикаго, Лос-Анджелесе, Цинциннати и Мичигане. Объёмы производства выросли, компания выпускала стулья в новых цветах и из новых материалов.

В 1957 году швейцарская компания Vitra подписала лицензионное соглашение с Herman Miller и начала производство Fiberglass Chair для Европы и Ближнего Востока.

Стулья из стекловолокна постепенно стали популярны в общественных местах: больницах, школах, на предприятиях. Благодаря жёсткости корпуса, кресла из стекловолокна также использовались на спортивных стадионах. Успех длился более четырёх десятилетий.

Реклама Fiberglass Chair, 1970 год <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.eamesoffice.com%2Fthe-work%2Ffiberglass-arm-chairs%2F%23&postId=232900" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Eamesoffice</a>
Реклама Fiberglass Chair, 1970 год Eamesoffice

Снижение интереса и новая волна успеха

В начале 1990-х годов Vitra и Herman Miller временно перестали выпускать Fiberglass Chair. Стулья вышли из моды, к тому же в это время компании стали выбирать дешёвые материалы и экологичные методы производства.

В 1998 году Vitra вновь стала производить Fiberglass Chair: вместо стекловолокна компания использовала экологичный и подлежащий вторичной обработке полипропилен. В серии появились шесть новых оттенков, а высота классической модели увеличилась на 20 мм.

Herman Miller тоже возобновила производство стульев: в 2001 году выпустила модель из полипропилена, а в 2013 году — из формованного дерева и стекловолокна нового поколения.

В сотрудничестве с семьей Имз — наследниками Чарльза и Рэй — в 2019 году Vitra выпустила стулья в 14 новых цветах. Эта цветовая палитра была вдохновлена оригинальными тонами, выбранными дизайнерами при запуске стула в производство.

В 2021 году обе компании — Vitra и Herman Miller — продолжают выпускать стулья Fiberglass Chair.

4949
17 комментариев

Очень хочу купить себе реплику их lounge chair, но коты кожу подерут за пол года  

12
Ответить

Закажи это реплику из кошачьей кожи.

32
Ответить

Вот откуда это гавно появилось. Самый дибильный стул на планете, который установили во всех коворкингах, закупив в икее за копейки, и теперь сидеть нигде невозможно, из за тупого углубления (впалости) под задницей спина уже через 30 минут начинает сильно уставать

21
Ответить

А я всегда тащился от формы, мега удобная, ничего лишнего, конечно с эргономичным креслом не сравнится, но оно и не для этого. Хотя на кухне у меня стулья от Имзов уже 5 лет стоят, всем нравятся...

8
Ответить

Я использую этот стул для работы из дома и могу сказать, что он суперудобный, мне на нем комфортнее, чем на крутящемся Herman Miller в офисе (правда там не аероны, а попроще). Возможно вы сравниваете совсем разные стулья – стул от Икеи не имеет к стульям от Eames никого отношения, как и сотни других фейков. 
Учитывая цену стула, скорее всего вы не найдете его ни в одном коворкинге в мире, да и вообще он достаточно большая редкость.

3
Ответить

Эти стулья не предназначены  для использования в качестве рабочих/ компьютерных кресел.
Имхо, это ваша личная проблема, что вы такие Дешевые коворкинги посещаете, а стул для своих задач очень классный, особенно если оригинальный, а не реплика (там более мягкий материал)

1
Ответить