Роли продуктового дизайнера в корпорации
Всем привет! Меня зовут Максим, и я продуктовый веб-дизайнер в Т2 Digital. Большую часть рабочего дня занимаюсь созданием интерфейсов, но в процессе проектирования продукта мои задачи пересекаются с работой других специалистов. В этой статье расскажу, что еще может делать продуктовый дизайнер и почему это круто!
Дисклеймер: для описанных ниже ролей в Т2 выделены отдельные позиции, и у этих специалистов выше экспертиза в областях, но дизайнер в процессе проектирования продукта может решать смежные задачи на партнерских началах.
1. Исследователь
Проектирование любого продукта каждый дизайнер начинает с небольшого исследования, а иногда и большого, если продукт сложный, чтобы быть в контексте и лучше попасть в ожидания конечного пользователя. С этапом исследований также можно столкнуться при проверке гипотез, сборе обратной связи и аналитики по реализованному решению. Исследование может быть разным – от анализа конкурентов до глубинных интервью и модерируемых юзабилити-тестов.
Для юзабилити-тестирования дизайнер совместно с UX-исследователем и менеджером продукта формируют гипотезы на исследование. Затем создаются макеты для исследования. Потом они передаются UX-исследователю, он настраивает на специальных платформах (Pathway, fabuza) интерактивные тесты. После изучаются результаты.
Почему быть немного исследователем круто:
• Дизайнер, который активно исследует, лучше понимает своего пользователя, он уверен в своих решениях и может защищать их цифрами перед стейкхолдерами.
• Также это экономит деньги компании, потому что в прод идут только лучшие решения.
2. Аналитик
Какие изменения можно внести на разводящую сайта, чтобы увеличить конверсию в целевые разделы, исходя из знаний о трафике? Как повлияло добавление нового блока на существующую страницу? Какие потенциальные проблемы могут быть у пользователей?
На эти и многие другие вопросы дизайнерам помогает отвечать работа с аналитикой. В Т2 мы используем дашборды для анализа продукта, выдвижения гипотез, оценки и аргументации своих решений. Если показателей на дашборде не хватает, всегда можно обратиться к веб-аналитикам, которые помогут достать и интерпретировать нужные данные.
Почему круто ориентироваться на данные:
Благодаря этому растет осознание ответственности и влияния дизайна на пользователей, дизайнер видит на больших данных, как его решение ведет себя в жизни.
3. Заказчик
При проектировании новых интерфейсов или улучшении старых всегда возникает потребность написать понятный текст и часто нужно добавить графику для новых разделов, поэтому продуктовый дизайнер идет за помощью к своим коллегам: коммуникационным дизайнерам и UX-редакторам.
Создавая задачу на копирайт или графику, ты являешься заказчиком, который формулирует требования для корректного выполнения и достижения цели, описывает возможные ограничения и сценарии использования. А еще ты помогаешь в процессе работы над задачей – отвечаешь на вопросы, следишь за сроками, предлагаешь возможные решения.
Почему круто быть немного заказчиком:
Ты развиваешь в себе умение доносить свои мысли, договариваться, а главное – учишься ценить работу своих коллег.
4. UX-редактор
Текст – важная часть интерфейса, которая влияет на восприятие контента на странице. Иногда продуктовые задачи решаются просто через хороший копирайт!
В Т2 при проектировании пользовательских сценариев дизайнеры не пишут рыбу-текст, а пишут со смыслом. Потом все тексты в макетах проверяет и пишет наш замечательный UX-редактор. И так приятно, когда текст, который ты написал, не меняется после ревью, а ему просто ставят «+», это означает, что доработка не нужна. Но если он и меняется, то во благо продукта.
Почему быть немного UX-редактором круто:
Ты учишься решать продуктовые задачи через диалог с пользователем, понимаешь, как должен выглядеть хороший копирайт и следишь, чтобы до конечного пользователя дошли тексты, проверенные и написанные ux-редактором.
5. Менеджер
Работа продуктового дизайнера не заканчивается на подготовленных макетах, после их нужно представить согласовать. Поэтому одной из ключевых задач дизайнера является умение эффективно доносить свои идеи и защищать принятые решения в ходе обсуждений.
При согласовании макетов с лидом, менеджером продукта или стейкхолдерами важно не только показать готовые решения, но и аргументировать логику их создания, что помогает избежать недопонимания и ускоряет процесс утверждения. На любом этапе разработки продукта могут быть вопросы к дизайну, который ты делал.
Важно не бояться и спокойно, уверенно доносить свои мысли – иногда идея может быть крутой, но просто непонятной, а иногда свежий взгляд со стороны помогает найти более удачную реализацию. В дополнение к этому я хочу призвать вас и внимательно слушать других участников переговоров, ведь в обсуждении рождается истина!
Почему обсуждать и защищать решения круто:
Ты учишься отстаивать свою точку зрения и одновременно быть открытым к чужой – именно так и рождаются крутые продукты!
6. Пользователь и респондент
В Т2 мы активно применяем подход человеко-ориентированного дизайна, то есть, создавая интерфейс, задумываемся о людях, которые будут взаимодействовать с ним. Для этого мы сами становимся активными пользователями своих же продуктов. Проводим ряд тестирований до выхода в продакшн и балансируем для защиты интересов людей перед бизнес-требованиями!
Кроме того, для анализа рынка приходится быть пользователем многих приложений – вся галерея моего телефона забита скриншотами разных продуктов. Также для других дизайнеров ты можешь выступать респондентом в коридорном тестировании. Потом, конечно, решения тестируются на более релевантной выборке, которая непрофдеформирована)
Почему круто быть пользователем:
Дизайнер несет ответственность за свои решения в продукте и как они могут влиять на людей. Этот пункт учит осознавать это и ставить себя на место пользователя, развивать эмпатию и быть человеком, который улучшает этот мир через цифровые интерфейсы.
7. Стратег
Хорошие продукты не появляются за один день, а развиваются итеративно. Поэтому при проектировании нужно выстраивать стратегию, как продукт будет развиваться с появлением нового функционала и фич, а также предусматривать место для следующих итераций, если они не мешают работе существующей.Т
акже при проектировании продукта у дизайнера всегда есть возможность предложить инициативу развития продукта. Это, наверное, и есть самое крутое в продуктовом дизайне. Да, не все идеи одобрят: где-то может быть не такая высокая ценность для бизнеса или высокая стоимость разработки, но даже 1 из 10 вышедших в прод идей – это очень круто.
Почему мыслить стратегически круто:
Стратегическое мышление позволяет дизайнеру перейти от создания просто красивых интерфейсов к проектированию решений, оказывающих прямое влияние на бизнес-метрики. Это навык, который делает макеты не только pixel-perfect, но и business-smart.
Заключение
Для каждой из описанных ролей в Т2 существуют узкие специалисты с более глубокой экспертизой, чем у продуктового дизайнера. Так что он может не быть лучшим исследователем, аналитиком или редактором, но его способность понимать и применять принципы из разных областей делает дизайн по-настоящему целостным. Также хочу призвать вас постоянно советоваться с коллегами и учиться у них, чтобы создавать продукты, которые работают.