{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}

Анонимные вопросы про дизайн. Часть 3

Надо признаться, дорогой аноним, мы кайфуем от ваших вопросов и стараемся более-менее соответствовать совсем неанонимными ответами. Скоро надоест — и вам, и нам. Но пока еще есть о чем поговорить.

Если на ваш вопрос пока нет ответа, дождитесь следующей подборки, уже скоро.

В этом выпуске

  • Разработчикам — документацию
  • Дизайнерам — аналитику
  • Бухгалтерам — Excel
  • Малому бизнесу — толкового человечка
  • Работодателю — CJM

Разработчикам — документацию

Привет! Расскажите про документацию, которую вы отдаете в разработку? А лучше покажите пример.

В 90% случаев разработчикам нужны картинки (неинтерактивные) и возможность буквами через чат задать вопрос в процессе разработки. Вопросов, как правило, мало.

Самый надежный вариант — познакомиться с разработчиками и спросить их, а что им нужно. Потому что бывают исключения, конечно.

Бывают случаи, когда разработка требует документацию по своему стандарту. Ладно, пишем. Это довольно рутинная работа. Показать по понятным причинам не можем (да и не очень хотим — ну документ, ну буковки, люди все равно работают не по нему в итоге).

В портфолио у нас посмотрите. Мы, если заказчик не возражает, выкладываем финальные результаты.

Вот, например, кейс про дизайн мобильного приложения.

Дизайнерам — аналитику

Как передавать аналитику дизайнерам и продактам, чтобы они ее взяли в работу и поняли так, как надо?

Аналитику нужно не передавать, а продавать. Причем это такая серьезная нормальная продажа, не оголтелое впаривание. Проще говоря, разобраться, что нужно людям, показать им, что мы в принципе можем предложить, и вместе — итеративно — прийти к такому формату, который будет понятен и удобен всем участникам.

В одиночку придумать структуру большого отчета сложно, поэтому зовем коллег на брейншторм.

Ах, мечты-мечты. Мы, конечно, ходили по этим граблям. Аналитика от бизнес-аналитика оказывалась очень удобной в использовании, но оторванной от людей. Аналитика от социолога близка к людям, но не очень понятно, как ее переформатировать в более-менее понятную постановку задачи на дизайн.

Вообще хочется спросить — а продакт чем занят? Он по идее и должен в проактивном режиме «закупать» аналитику и трансформировать ее в форму, понятную дизайнерам. А еще лучше фасилитировать общение аналитика и дизайнера, чтобы не быть передастом-надсмоторщиком. Снова фантазируем, да?

Ближе к реальности. Первым делом стоит признать тот факт, что ваша блистательно проделанная работа может оказаться действительно непонятной и неудобной для ваших коллег. Затем признать другой факт, что нахрапом найти общий язык не получится. «Вы, ребята, скажите, что вам надо, а я принесу» — так не работает. Работает итеративный подход. Прошлый раз коллеги сказали, что им не хватает сжатых выводов, — вот сделаем им сжатые выводы и посмотрим, что будет. А потом спросим. А потом попросим показать, как они аналитикой пользовались. Философски отнесемся к критике и попробуем придумать что-то для следующей итерации.

Для продуктовых обсуждений нам «зашел» вот такой вот незатейливый формат представления результатов

Выжаналитик. Проведите кастдев коллег, сформулируйте гипотезы и проверьте их на практике.

Так получилось, что этому вопросу мы — нечаянно — посвятили пару уроков модуля «Сценарии» нашего дизайн-задачника. Один из них разросся до ста с чем-то задач и довольно внушительной теории (почти отдельный модуль, но не стали выделять, дали бонусом, мы не жадные). Рекомендовать не будем: сами разберетесь, нужно ли вам это знание в таком объеме или достаточно короткого ответа выше.

Бухгалтерам — Excel

Хотелось бы узнать экспертное мнение, совет. На основе каких технологий/инструментов можно быстро создавать интерфейсы для различных изолированных систем? В условиях дефицита кадров.

То есть у вас нет дизайнера, но вы хотите сами, быстро и много? Похвальное желание. Опустим все наши частные оценочные суждения по поводу безумия затеи — предположим, что это реально. Тогда мы бы взяли вообще всех сотрудников, включая бухгалтерию, и обучили их дизайнить. Что попало и как попало, лишь бы много. Три недели ада — и вот уже каждый суслик агроном, а у вас на каждую изолированную систему по 100500 эскизов. В качестве инструмента им идеально подойдут те инструменты, которыми они владеют: программистам — HTML, бухгалтерам — Excel (нет, мы не шутим). Конечно, менеджерам придется попотеть, интегрируя результат в работу. Ну, должен же кто-то страдать. Еще раз: мы не шутим, так тоже можно.

В подтверждение «не шутке» — скриншот разбора одной из задач дизайн-задачника.

Малому бизнесу — толкового человечка

Где найти вменяемого UX малому бизнесу, у которого мало денег?

Там же, где всех остальных. То есть сторониться известных компаний типа нашей и шариться по знакомым. Ну и самим как-то на коленочке что-то соображать.

У малого бизнеса свои фишки, это мы вам как владельцы малого бизнеса (речь не про «Собаку») говорим. Иногда повезет, и знакомый дизайнер за вечер на халяву нарисует то, что студия средней руки вымучивала бы месяц за сотни тысяч рублей. А тут другой знакомый программист на коленке соберет классную штуку.

Знаем несколько универсальных способов решения подобных проблем для малого бизнеса.

  1. Софтскиловый. «Найти человечка», который сделает хорошо и дешево. Это лотерея, зависимость от конкретного человека, много общения и нервов. Но некоторые владельцы очень виртуозно владеют таким навыком.
  2. Готовые решения. Вообще везде и всюду обходиться готовыми шаблонными решениями. Да, придется мириться с несовершенством, в том числе и UX.
  3. Своя экспертиза. Самому погружаться в тему (например, в тему UX) и выдавать исполнителям-фрилансерам четкие ТЗ вплоть до расположения кнопочек на экране, не ожидая от них проактивности.
Честно признаться, нам сложно ответить на этот вопрос, потому что для нас дизайн — это вообще самое классное в бизнесе (да, да, мы ошибаемся). Как можно отдавать это внешнему исполнителю?  

И еще, всерьез рассмотрите вариант «Мне не нужен вменяемый UX, это меня кто-то обманул». Например, некоторые наши внутренние проекты мы же сами безо всяких UX-специалистов делаем, хотя не страдаем от их нехватки. И это неспроста.

Работодателю — CJM

Здравствуйте. Вы не представляете, как мне нужен ответ на вопрос... Я уже неделю пытаюсь в этом разобраться.

Я проектирую (пытаюсь) интерфейсы уже год. Недавно продал ecommerce за 85к. Это был мой первый сложный проект. Перед тем как начать его разрабатывать, я прочитал кучу статей на VC и других популярных площадках о сфере, дабы не допустить каких-то ошибок. Но это было все мое исследование. Никаких опросов аудитории, cjm и т.п.

Честно говоря, я не представляю, как внедрить это все в мой процесс работы. Я даже USM создавать начал совсем недавно. Тем не менее UI у меня не так уж и плох, понимание фигмы превосходное, самостоятельно разработал большой UI-кит, который объективно не хуже тех, что на дрибле.

Я попытаюсь конкретизировать. Хочу устроиться в компанию, но все требуют знания каких-то, блин, карт эмпатий, написание сторей, проработку сценариев, разработку архитектур и прочего. Где же все это изучить на практике? Как ввести это в свою работу? Если есть книги, подскажите, пожалуйста. Бесконечно благодарен.

Действительно, при найме работодатели хотят от соискателей знания всего этого булшита.

Расслабьтесь, людей, которые всерьез бы умели работать с картами эмпатии и понимали бы, что CJM к проектированию интерфейса не имеет никакого отношения, мало. Здесь важна имитация знаний и умение состряпать документ, чтобы тыкать им коллег на митинге.

Отвечая на ваш вопрос. Берите Гугл, гуглите термин, читайте пару-тройку статей по теме. Пробуйте сделать что-то подобное на учебном проекте. Вот и готово.

Менюшку для сайта рисовали? Чем не информационная архитектура.

А если захотите по-настоящему разобраться в сути происходящего, продолжайте отлавливать эти булшит-слова в инфопотоке и читайте, читайте, читайте, пока не затошнит. Затошнило — вы на новом уровне.

Мы могли бы вас еще заманить в свой дизайн-задачник. Но там проблема: хоть и разбираем какие-то, блин, карты, но не запариваемся на модной терминологии, учим тому, что нужно для работы, а не для прохождения собеседований. Как уже сказано, это слишком разные вещи.

На самом деле, это не CJM, а графическое представление результатов интервью.

Конечно, врать неприятно. Но мы что-то и сами пока не поняли, что делать с этой модой на документы-пустышки. И в итоге даже так бывает, что мы сами вешаем модный шильдик (ах, CJM, ах, JTBD) на куда более простые материалы — а потом эти материалы кто-то использует в обучающих программах как примеры CJM и JTBD. Круг замкнулся, всем весело, смысла ноль.

Симулируйте аналитический оргазм, короче.

В следующем выпуске

  • Где мы берем респондентов для исследований
  • Что думаем про менторство
  • Как составляем план проекта

Задайте свой анонимный вопрос, мы опубликуем ответ здесь, на VC.ru (это повод подписаться на нас, если не уже) и в нашем телеграм-канале.

0
3 комментария
Евгений Мололкин

Самый огненный ответ про "CJM - Работодателю"
Спасибо улыбнуло)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Анциферова

Последний ответ — просто глоток ясного разума в океане булшита. Спасибо вам за это!

Ответить
Развернуть ветку
Люда Лукашенко

Класс, ваш стиль ответов на вопросы - просто топчик! :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null