Анонимные вопросы про дизайн. Часть 3

Надо признаться, дорогой аноним, мы кайфуем от ваших вопросов и стараемся более-менее соответствовать совсем неанонимными ответами. Скоро надоест — и вам, и нам. Но пока еще есть о чем поговорить.

Если на ваш вопрос пока нет ответа, дождитесь следующей подборки, уже скоро.

В этом выпуске

  • Разработчикам — документацию
  • Дизайнерам — аналитику
  • Бухгалтерам — Excel
  • Малому бизнесу — толкового человечка
  • Работодателю — CJM

Разработчикам — документацию

Привет! Расскажите про документацию, которую вы отдаете в разработку? А лучше покажите пример.

В 90% случаев разработчикам нужны картинки (неинтерактивные) и возможность буквами через чат задать вопрос в процессе разработки. Вопросов, как правило, мало.

Анонимные вопросы про дизайн. Часть 3

Самый надежный вариант — познакомиться с разработчиками и спросить их, а что им нужно. Потому что бывают исключения, конечно.

Бывают случаи, когда разработка требует документацию по своему стандарту. Ладно, пишем. Это довольно рутинная работа. Показать по понятным причинам не можем (да и не очень хотим — ну документ, ну буковки, люди все равно работают не по нему в итоге).

В портфолио у нас посмотрите. Мы, если заказчик не возражает, выкладываем финальные результаты.

Вот, например, кейс про <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsobakapav.ru%2Fportfolio%2Fvideo-santa&postId=244846" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">дизайн мобильного приложения</a>.
Вот, например, кейс про дизайн мобильного приложения.

Дизайнерам — аналитику

Как передавать аналитику дизайнерам и продактам, чтобы они ее взяли в работу и поняли так, как надо?

Аналитику нужно не передавать, а продавать. Причем это такая серьезная нормальная продажа, не оголтелое впаривание. Проще говоря, разобраться, что нужно людям, показать им, что мы в принципе можем предложить, и вместе — итеративно — прийти к такому формату, который будет понятен и удобен всем участникам.

В одиночку придумать структуру большого отчета сложно, поэтому зовем коллег на брейншторм.
В одиночку придумать структуру большого отчета сложно, поэтому зовем коллег на брейншторм.

Ах, мечты-мечты. Мы, конечно, ходили по этим граблям. Аналитика от бизнес-аналитика оказывалась очень удобной в использовании, но оторванной от людей. Аналитика от социолога близка к людям, но не очень понятно, как ее переформатировать в более-менее понятную постановку задачи на дизайн.

Вообще хочется спросить — а продакт чем занят? Он по идее и должен в проактивном режиме «закупать» аналитику и трансформировать ее в форму, понятную дизайнерам. А еще лучше фасилитировать общение аналитика и дизайнера, чтобы не быть передастом-надсмоторщиком. Снова фантазируем, да?

Ближе к реальности. Первым делом стоит признать тот факт, что ваша блистательно проделанная работа может оказаться действительно непонятной и неудобной для ваших коллег. Затем признать другой факт, что нахрапом найти общий язык не получится. «Вы, ребята, скажите, что вам надо, а я принесу» — так не работает. Работает итеративный подход. Прошлый раз коллеги сказали, что им не хватает сжатых выводов, — вот сделаем им сжатые выводы и посмотрим, что будет. А потом спросим. А потом попросим показать, как они аналитикой пользовались. Философски отнесемся к критике и попробуем придумать что-то для следующей итерации.

Для продуктовых обсуждений нам «зашел» вот такой вот незатейливый формат представления результатов
Для продуктовых обсуждений нам «зашел» вот такой вот незатейливый формат представления результатов

Выжаналитик. Проведите кастдев коллег, сформулируйте гипотезы и проверьте их на практике.

Так получилось, что этому вопросу мы — нечаянно — посвятили пару уроков модуля «Сценарии» нашего дизайн-задачника. Один из них разросся до ста с чем-то задач и довольно внушительной теории (почти отдельный модуль, но не стали выделять, дали бонусом, мы не жадные). Рекомендовать не будем: сами разберетесь, нужно ли вам это знание в таком объеме или достаточно короткого ответа выше.

Бухгалтерам — Excel

Хотелось бы узнать экспертное мнение, совет. На основе каких технологий/инструментов можно быстро создавать интерфейсы для различных изолированных систем? В условиях дефицита кадров.

То есть у вас нет дизайнера, но вы хотите сами, быстро и много? Похвальное желание. Опустим все наши частные оценочные суждения по поводу безумия затеи — предположим, что это реально. Тогда мы бы взяли вообще всех сотрудников, включая бухгалтерию, и обучили их дизайнить. Что попало и как попало, лишь бы много. Три недели ада — и вот уже каждый суслик агроном, а у вас на каждую изолированную систему по 100500 эскизов. В качестве инструмента им идеально подойдут те инструменты, которыми они владеют: программистам — HTML, бухгалтерам — Excel (нет, мы не шутим). Конечно, менеджерам придется попотеть, интегрируя результат в работу. Ну, должен же кто-то страдать. Еще раз: мы не шутим, так тоже можно.

В подтверждение «не шутке» — скриншот разбора одной из задач <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Feduhund.ru&postId=244846" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">дизайн-задачника</a>.
В подтверждение «не шутке» — скриншот разбора одной из задач дизайн-задачника.

Малому бизнесу — толкового человечка

Где найти вменяемого UX малому бизнесу, у которого мало денег?

Там же, где всех остальных. То есть сторониться известных компаний типа нашей и шариться по знакомым. Ну и самим как-то на коленочке что-то соображать.

У малого бизнеса свои фишки, это мы вам как владельцы малого бизнеса (речь не про «Собаку») говорим. Иногда повезет, и знакомый дизайнер за вечер на халяву нарисует то, что студия средней руки вымучивала бы месяц за сотни тысяч рублей. А тут другой знакомый программист на коленке соберет классную штуку.

Знаем несколько универсальных способов решения подобных проблем для малого бизнеса.

  1. Софтскиловый. «Найти человечка», который сделает хорошо и дешево. Это лотерея, зависимость от конкретного человека, много общения и нервов. Но некоторые владельцы очень виртуозно владеют таким навыком.
  2. Готовые решения. Вообще везде и всюду обходиться готовыми шаблонными решениями. Да, придется мириться с несовершенством, в том числе и UX.
  3. Своя экспертиза. Самому погружаться в тему (например, в тему UX) и выдавать исполнителям-фрилансерам четкие ТЗ вплоть до расположения кнопочек на экране, не ожидая от них проактивности.
Честно признаться, нам сложно ответить на этот вопрос, потому что для нас дизайн — это вообще самое классное в бизнесе (да, да, мы ошибаемся). Как можно отдавать это внешнему исполнителю?  
Честно признаться, нам сложно ответить на этот вопрос, потому что для нас дизайн — это вообще самое классное в бизнесе (да, да, мы ошибаемся). Как можно отдавать это внешнему исполнителю?  

И еще, всерьез рассмотрите вариант «Мне не нужен вменяемый UX, это меня кто-то обманул». Например, некоторые наши внутренние проекты мы же сами безо всяких UX-специалистов делаем, хотя не страдаем от их нехватки. И это неспроста.

Работодателю — CJM

Здравствуйте. Вы не представляете, как мне нужен ответ на вопрос... Я уже неделю пытаюсь в этом разобраться.

Я проектирую (пытаюсь) интерфейсы уже год. Недавно продал ecommerce за 85к. Это был мой первый сложный проект. Перед тем как начать его разрабатывать, я прочитал кучу статей на VC и других популярных площадках о сфере, дабы не допустить каких-то ошибок. Но это было все мое исследование. Никаких опросов аудитории, cjm и т.п.

Честно говоря, я не представляю, как внедрить это все в мой процесс работы. Я даже USM создавать начал совсем недавно. Тем не менее UI у меня не так уж и плох, понимание фигмы превосходное, самостоятельно разработал большой UI-кит, который объективно не хуже тех, что на дрибле.

Я попытаюсь конкретизировать. Хочу устроиться в компанию, но все требуют знания каких-то, блин, карт эмпатий, написание сторей, проработку сценариев, разработку архитектур и прочего. Где же все это изучить на практике? Как ввести это в свою работу? Если есть книги, подскажите, пожалуйста. Бесконечно благодарен.

Действительно, при найме работодатели хотят от соискателей знания всего этого булшита.

Расслабьтесь, людей, которые всерьез бы умели работать с картами эмпатии и понимали бы, что CJM к проектированию интерфейса не имеет никакого отношения, мало. Здесь важна имитация знаний и умение состряпать документ, чтобы тыкать им коллег на митинге.

Отвечая на ваш вопрос. Берите Гугл, гуглите термин, читайте пару-тройку статей по теме. Пробуйте сделать что-то подобное на учебном проекте. Вот и готово.

Менюшку для сайта рисовали? Чем не информационная архитектура.

А если захотите по-настоящему разобраться в сути происходящего, продолжайте отлавливать эти булшит-слова в инфопотоке и читайте, читайте, читайте, пока не затошнит. Затошнило — вы на новом уровне.

Мы могли бы вас еще заманить в свой дизайн-задачник. Но там проблема: хоть и разбираем какие-то, блин, карты, но не запариваемся на модной терминологии, учим тому, что нужно для работы, а не для прохождения собеседований. Как уже сказано, это слишком разные вещи.

На самом деле, это не CJM, а графическое представление результатов интервью.
На самом деле, это не CJM, а графическое представление результатов интервью.

Конечно, врать неприятно. Но мы что-то и сами пока не поняли, что делать с этой модой на документы-пустышки. И в итоге даже так бывает, что мы сами вешаем модный шильдик (ах, CJM, ах, JTBD) на куда более простые материалы — а потом эти материалы кто-то использует в обучающих программах как примеры CJM и JTBD. Круг замкнулся, всем весело, смысла ноль.

Симулируйте аналитический оргазм, короче.

В следующем выпуске

  • Где мы берем респондентов для исследований
  • Что думаем про менторство
  • Как составляем план проекта

Задайте свой анонимный вопрос, мы опубликуем ответ здесь, на VC.ru (это повод подписаться на нас, если не уже) и в нашем телеграм-канале.

1414
3 комментария

Самый огненный ответ про "CJM - Работодателю"
Спасибо улыбнуло)

1

Последний ответ — просто глоток ясного разума в океане булшита. Спасибо вам за это!

1

Класс, ваш стиль ответов на вопросы - просто топчик! :)