Откуда брать знания для разработки качественного UX
Продакт-менеджер Вольф Алексанян разработал UX CORE — онлайн-инструмент для создания качественных продуктов. В нем 105 когнитивных искажений и примеры того, как их можно применять.
Основная работа Вольфа как продакт-менеджера сводится к анализу ожиданий и принятых решений пользователей для того, чтобы создавать «более комфортный и желанный продукт». В течение 10 лет он изучал то, как люди принимают решения. Его исследования в этой области тесно связаны с когнитивной психологией. В своей статье на habr.com он объясняет важность познаний в психологии для специалистов, имеющих отношение к UX. Более того, именно когнитивную психологию автор считает «наиважнейшим источником знаний для создания качественного UX».
В крупных зарубежных компаниях (например, Intel, Microsoft) трудятся корпоративные антропологи и психологи.
Изучив работы многих известных специалистов по UXD, в числе которых Джо Натоли, Джесси Джеймс Гарретт (автор UX-библии «Элементы опыта взаимодействия»), Питер Мерхольц и Билл ДэРушэ, автор пришел к выводу о том, что их идеи основываются на положениях когнитивных наук.
На основе определений, которые дают эти и другие эксперты, можно обобщить, что UX — это фактический опыт, который получает пользователь при соприкосновении с продуктом. А поскольку опыт складывается из интерпретации чувств, Вольф Алексанян определяет создание пользовательского опыта как психологическую игру, в ходе которой мы подталкиваем пользователя к конкретным действиям, вызывая в нем соответствующие чувства.
Следовательно, специалисты, которые выстраивают контекст продукта, ответственны за создание выбора пользователей. Чтобы этот выбор был более осознанным, отвечал реальным запросам ЦА и приводил к ожидаемому результату (как для ЦА, так и для бизнеса), эти специалисты должны знать, как работает человеческий мозг, какие модели поведения и отклонения от них существуют. С помощью этих знаний можно предоставить пользователю «возможность выбирать «лучшее» там, где это возможно, и при этом не ограничивать его выбор».
Так, одно из искажений в работе мозга — эффект порции. К примеру, если нам нужно подтолкнуть человека к заполнению анкеты из 50 вопросов, то логичнее разбить их, скажем, на 5 страниц по 10 вопросов в каждой. Так как когда человек видит 50 вопросов сразу, он воспринимает это как сложную задачу, на которую потребуется много времени. Если разделить большую задачу на порции, у человека будет гораздо больше желания ее выполнить. Наверняка вы наблюдали это и за собой.
Знание такого искажения, как эвристика доступности, поможет создавать контент, побуждающий человека совершить определенное действие. Если этот процесс ассоциируется у пользователя с чем-либо неприятным, скорее всего, он не будет вовсе совершать нужное действие. И наоборот. То есть интерфейс должен вызывать у человека приятные эмоции, которые помогут достигнуть цели. И задача UX-специалистов — с помощью элементов интерфейса и текста подталкивать к нужным ассоциациям… Но это уже тема отдельной большой статьи.
Созвучный миру пользователя и работающий интерфейс создается целой командой профессионалов. Безусловно, нужны программисты, UX-дизайнеры, продакт-менеджеры, аналитики. UX-писатель, понимающий концепцию продукта, поможет пользователю понять логику продукта и использовать его функционал по-максимуму. А специалист по психологии — поможет понять пользователя, для которого в конечном счете и создаются все сервисы.