5 принципов, которые помогут справедливо оценить дизайн

Дизайн ‒ это не искусство, и поэтому для него существуют свои объективные критерии оценки. В отличие от искусства, дизайн решает конкретную задачу и не пытается ничего сказать «сверх».

Заказчику необходимо понимать какую задачу решает или будет решать дизайн для пользователя, а не для заказчика лично. Поэтому смело убирайте из вашей оценки субъективные суждения «нравится – не нравится», дизайн должен работать. Исполнителю же следует создавать дизайн, решающий проблему, а не выражающий его личность.

Вот 5 принципов дизайна, которые помогут справедливо оценивать дизайн-проекты.

1. Дизайн – это не индивидуальный акт творения, а командная работа разных специалистов.

Чем более разнообразные специалисты участвуют в процессе создания, тем эффективнее будет работать дизайн.

«Метаморфозы Нарцисса» Сальвадор Дали,1937
«Метаморфозы Нарцисса» Сальвадор Дали,1937

Искусствоведы проводят стилистический анализ художественного произведения, ищут ассоциации, архетипы, которые помогут интерпретировать работу автора, в дизайне сам автор не важен, также не важны его мысли, бессознательное и личное.

Статистический сервис «СберИндекс»
Статистический сервис «СберИндекс»

Так, сайты стоит оценивать, прежде всего, как сервисы – они помогают людям в поиске необходимой информации в кратчайшие сроки.

Есть и другие сайты, имиджевые, где эстетика имеет иную функцию и призвана создавать устойчивую эмоциональную связь между продуктом, брендом и пользователем.

5 принципов, которые помогут справедливо оценить дизайн

2. Любой дизайн имеет свои принципы и ограничения.

Если говорить о бренде и айдентике, первым принципом будет последовательность, когда все элементы дизайна образуют единое визуальное целое, вторым — самобытность, которая определяет уникальность бренда.

Fluent Design – стиль оформления графического интерфейса пользователя, разработанный компанией Microsoft. Впервые был представлен 11 мая 2017 года на конференции Microsoft Build, 2017
Fluent Design – стиль оформления графического интерфейса пользователя, разработанный компанией Microsoft. Впервые был представлен 11 мая 2017 года на конференции Microsoft Build, 2017

Дизайн-система базируется на 5 составляющих:

· Свет — помогает пользователю акцентировать внимание на текущем взаимодействии и ближайших к курсору элементах.

· Глубина — учитывает расположение элементов в пространстве относительно друг друга.

· Движение — является индикацией динамического взаимодействия пользователя с интерфейсом.

· Материал — внешний вид элементов определяется не только палитрой, но и физическими свойствами материалов.

3. В дизайне должна присутствовать логика.

В отличие от искусства дизайн можно объяснить и разложить «по полочкам».

Для примера разберем один из последних кейсов признанной нью-йоркской дизайн-компании Pentagram – фирменный стиль для европейской венчурной компании Index Ventures.

Источник: pentagram.com
Источник: pentagram.com

После тщательного изучения культуры, модели и практики компании дизайнеры Pentagram выяснили, что Index Ventures руководствуется желанием дать возможность, а не контролировать. Эта философия прослеживается в типе отношений, которые они поддерживают со своими инвестиционными компаниями, что отличает их от других венчурных фондов.

В Pentagram был разработан яркий графический символ, отражающий сильную, целеустремленную культуру и стиль компании. «Рука» служит визуальной метафорой качеств Index Ventures - поддерживающих и вдохновляющих, жизненных и разносторонних.

Символ «рука» был интегрирован во все точки взаимодействия с потребителем Index Ventures.

Красные и монохромные цветовые палитры и шрифты, а также асимметричные макеты отражают семейное наследие фирмы и швейцарское происхождение.

Новый веб-сайт компании использует адаптивный дизайн для мобильных устройств и четко демонстрирует характер и подход Index Ventures.

Помимо потенциальных инвесторов и стартапов, ищущих инвестиции, веб-сайт создан для 140 компаний, уже входящих в портфель Index Ventures. он формирует центр сбора и роста этого сообщества. Разбирая дизайн на части, мы затрагиваем не только визуальные моменты, но и взаимоотношения с пользователем. Ошибочно считать, что дизайн, это только визуальное отображение философии или принципов бизнеса. Дизайнерское решение может быть глобальным. Например, автомобили Тесла — это дизайнерское решение проблемы загрязнения окружающей среды выхлопными газами.

5 принципов, которые помогут справедливо оценить дизайн

Безусловно, автомобили «Тесла» не были на рынке электрокаров первыми, но функциональное решение в совокупности с эстетической составляющей покорило сердца покупателей.

Дизайн, сам по себе ничего не должен говорить. Очень часто, оценивая дизайн, люди начинают искать тайные смыслы, ассоциации, метафоры. Не стоит этого делать.

«Человеческое восприятие непредсказуемо. Некоторые смотрят на логотип, плакат, любую работу дизайнера и видят своего рода тест Роршаха», – Пол Рэнд.

5 принципов, которые помогут справедливо оценить дизайн

«Напоминает каторжников в робах», — сострил один из руководителей “IBM”, когда впервые увидел логотип Пола Рэнда.

4. У дизайна всегда есть пользователь, их взаимосвязь очень важна.

В искусстве – это зритель, он только смотрит и не взаимодействует напрямую с произведением, есть лишь монолог автора и интерпретация зрителя. С дизайном иначе — это всегда диалог.

5 принципов, которые помогут справедливо оценить дизайн

Вот пример такого диалога. В современных мобильных приложениях большая часть кнопок сместилась вниз, в область взаимодействия с большим пальцем.

Термин «зона большого пальца» предложил исследователь Стивен Хубер (Steven Hoober), раскрывший его значение в своем труде «Проектирование мобильных интерфейсов» (Designing Mobile Interfaces)
Термин «зона большого пальца» предложил исследователь Стивен Хубер (Steven Hoober), раскрывший его значение в своем труде «Проектирование мобильных интерфейсов» (Designing Mobile Interfaces)

«Зона большого пальца» – важный элемент в дизайне UX / UI и при разработке пользовательских интерфейсов. Разработчик создает всю навигацию и важные клики в этой зоне, чтобы пользователь мог легко перемещаться по экрану.

5. Дизайн может не быть концептуальным.

Не обязательно в нем должны содержаться инсайты, сложные смыслы, знаки и символы. Всё может быть тривиально и просто, но при этом функционально.

<p>ОДГЕР, IKEA. Дизайн стула.</p>

ОДГЕР, IKEA. Дизайн стула.

Базовые критерии оценки подходят для любого дизайнерского продукта. На первом месте – функция, на втором месте – эстетика (которая тоже имеет свою функцию).

«Дизайн — это не то как предмет выглядит, а то как он работает». Стив Джобс.

Для каждого вида дизайна есть свои дополнительные критерии оценки. Но, все-таки, главным критерием оценки всегда будет ответ на вопрос: «Решает ли дизайн свою задачу?»

99
3 комментария

"также не важны его мысли" - вот это конечно зря, все таки мысли нужны, как логику тогда выстраивать и функционал) 

но в целом статья интересная

1
Ответить

Имеются ввиду его личные мысли, размышления :)
Спасибо

Ответить

Ребята обоснуйте смену дизайна сайта https://in-scale.ru/blog/dizajn-sajta/Уже замучился рассказывать, что нужны изменения.

Ответить