Откуда появилась иконка close (×)
Вы нажимаете на крестик в верхнем углу, и окно закрывается. Это так естественно, что кажется, что это было всегда. Но на самом деле это — результат цепочки культурных заимствований, технических ограничений и буквально последнего момента решения, которое произошло менее 30 лет назад, но стало мировым стандартом.
Крестик как знак
Символ X используется для отрицания, отмены и зачеркивания уже тысячи лет: на бумаге этот знак традиционно ставили, чтобы отметить ошибку или удалить ненужное.
В 1985 году в Японии выпускают операционную систему Atari TOS в которой была одна из первых в истории иконка X для закрытия окна.
Одна гипотеза гласит, что это заимствование из японской культуры, так как:
- O (круг/мару) = положительное, правильное, да, одобрено;
- X (батсу, крест) = отрицательное, неправильное, нет, отклонено.
Интересный факт: в японской версии PlayStation 1 действие подтверждения по умолчанию выполняла кнопка O (мару), а X (батсу) означала отмену. Однако на глобальном рынке PlayStation 5 Sony поменяла местами эти функции чтобы соответствовать западной логике, где X воспринимается как действие «выбора» или «действия»: например, ставить галочку или крестик для подтверждения на бумажных анкетах, а также выделять нужное поле в меню.
В графических интерфейсах были кнопки «Закрыть» и «Удалить», но мировой стандарт крестика образовался после выхода Windows 95, и была добавлена совсем в конце разработки, практически перед лаунчем (до того в разработке были только кнопки Minimize и Maximize).
А в классическом Mac OS элементы управления окном — закрытие, сворачивание и масштабирование — размещаются в верхнем левом углу, при этом кнопка закрытия долгое время представляла собой просто круг, без X внутри.
Почему именно сверху справа, а не слева?
В Windows 95 разработчики перенесли кнопки в верхний правый угол, а логика проста: справа — это место для «выхода из этого», слева — место для «входа в это». Так же это противоположное направление от значка меню, чтобы не спорить с другими элементами.
Выводы
Стандарт и порядок важнее оригинальности
Windows 95 не изобрела X для закрытия, но она стандартизировала позицию (правый верхний угол) популяризировала это для всех. Теперь любой дизайнер, который попробует использовать другой значок вместо X, будет видеть гнев пользователей, потому что ожидание укоренилось глубже, чем логика.
Глобальная стандартизация требует доминирования
Если бы Windows не захватила 95% рынка, то возможно иконки были бы в каждой стране разные. Историю пишут победители.
Культура != логика
Одна иконка может иметь разные значения в разных культурах, и когда глобальная система навязывает одно значение, и это переписывает локальные семиотики.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Одна кавычка»: о коммуникационном дизайне, трендах и кейсах.